Панорама "Голгофа" на Митрофаньевской площади

В дополнительных - сами панорамы
Источник: 

книга "Старый Саратов на фотографиях и открытках"

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1911-1912 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Добавил вариант из книги "Саратовский крытый рынок". Чуть пошире, но качество похуже.

А направление съёмки правильно указано? Вход в панораму вроде был по направлению, параллельному улице Михайловской. Или в неё было 2 входа?

Не знаю, на этой фотографии http://oldsaratov.ru/photo/mitrofanevskiy-bazar-0 вроде бы зданий около входа нет, но может их просто не видно как здесь (домик рядом с церковью) http://oldsaratov.ru/photo/voznesensko-sennovskaya-mitrofanevskaya-cerkov

 

 

Домик рядом с церковью  http://oldsaratov.ru/photo/voznesensko-sennovskaya-mitrofanevskaya-cerkov как раз и находится на фото с левой стороны!

Уважаемый  IZA, направление съёмки поменяете?

Поменял, спасибо за подсказку!

Из газеты «САРАТОВСКАЯ КОПЕЕЧКА»

1 мая 1911 г.

Панорама «Голгофа» совсем оборудована. Сама картина, представляющая из себя полотно в 146 аршин (103 м) длины и более 18 аршин (13 м) высоты, развешена. Полотно, изображающее Голгофу и окрестности ее в момент распятия Христа, - работа нескольких известных венских и берлинских художников: Кригера, Фроша и др. Картина дополнена, где необходимо для полноты иллюзии, декорациями.

По лесенке вы подымаетесь на площадку, с которой, словно с вершины горы, открывается вид на белые стены Иерусалима, место казни и его окрестности. При этом первый план, сделанный из песку, дерева и камня с настоящим колодцем вблизи, сделан так искусно, что совершенно сливается с самой картиной и дает полнейшую иллюзию зрителю.

После освящения, Голгофа была открыта для обозрения публики. Публика будет пускаться в ограниченном числе, не более 100 чел. в день. Объяснения будет давать особый «толкователь», побывавший в Палестине и изучивший эту библейскую страну.

13 мая 1911 г.

Панорама «Голгофа». В газетах появились заметки о том, что входная рублевая плата за панораму неимоверно высока. Теперь владельцем панорамы установлена по воскресным дням плата в 50 коп. для тех, кто затрудняется платить рубль. Таким образом, дорогое художественное предприятие делается доступным и лицам с небольшими средствами.

 

 

 

 

Добавил фрагменты панорам в дополнительные. заменил основной снимок

Изображения панорамы "Голгофа" на открытках многократно показывались в книгах о Саратове (например, книги Ю.А. Сафронова и Е.К. Максимова, А.В. Паркина), но немногие знают, что изображение панорамы "Цирк Нерона" также выходили на открытках.

Цитата из книги Сафронова и Максимова "Старый Саратов на фотографиях и открытках" (с. 214):

 

"Летом 1912 года произошла замена панорамы на новую - "Мучение христиан в цирке Нерона", работы знаменитого польского художника Яна Стыка. Панорама "Цирк Нерона" производила неизгладимое впечатление содержанием и огромным размером полотна. Из Саратова ее должны были отправить в Киев. Но случилось непредвиденное. Владелец панорамы не уплатил часть арендной платы, и по решению окружного суда она перешла к Городской управе. Зима 1914-1915 годов была снежная. Управа не позаботилась очистить от снега крышу панорамы. Крыша рухнула, увлекая часть стен, разрывая живописное полоткно. Короче, панорама "Цирк Нерона" погибла."

 

"16 января. На Митрофановской площади произошел обвал куполообразной крыши здания «Голгофы». Рухнувшая крыша разодрала часть стены; стулья, столы разбиты. Картина художника Яна Стыки тоже изодрана, галереи, где она помещалась, разрушены. Обвал произошел не только из-за снега, лежавшего на крыше, но и по причине плохого состояние здания (оно покачнулось еще полтора года назад во время бури и с тех пор подпиралось бревнами). Городской инженер Люкшин распорядился разобрать «Голгофу»": http://fn-volga.ru/newspaperArticle/view/id/3237.

Снизил сверху до 1914 (а то и раньше - подпирающих бревен вроде не видно, как и здесь: http://oldsaratov.ru/photo/1980).

В Саратове был выпущен альбом "Голгофа", вых. данные "Переп. А. Лукьянова, в Саратове".

В нем в виде "гармошки" 10 иллюстраций.

 

 

Панораму «Голгофа» видел в Киеве гимназист  М.Булгаков. Считается, что она оказала сильное воздействие на будущего писателя, который опирался на эти впечатления при описании Иерусалима в романе «Мастер и Маргарита».

О панорамах "Голгофа" И "Цирк Нерона":  http://ippo.ru/christian-culture/evangelie/text/panorama/7/

 

 А "Голгофа" была где?

В "Саратовском листке" от 13 января 1911 года напечатана заметка об обсуждении места под панораму. Предлагалось место против домов Шмидта по линии Мирного переулка.

Саратовский листок. 19 апреля 1911 года.

...постройка здания для панорамы „Голгофа“ . Здание большое, строится из тонких досок „щелевки", которые легко могут вспыхнуть от одной спички. Можно бы, по-крайней мере, обить доски толем, асбестом, или пропитать каким нибудь огнеупорным составом. Никаких противопожарных мер не принято. В настоящем-же виде здание похоже на костер для посетителей.

 

Файлы: 

Предлагаю снизить верхнюю дату до 1912 года, т.к. уже в ноября 1912 года в Саратов привезли новую панораму  «Мучение христиан в цирке Нерона».

Увы, в этом городе ее ждал трагический конец.

В Саратове панорама пользовалась успехом и экспонировалась довольно долго. За это время она успела сменить хозяина, за неуплату арендной платы владельцем панорамы, она перешла в собственность городской управы, которая отличилась преступной нерадивостью. Зима 1914–15 гг. оказалась на редкость снежной. Крыша ротонды не очищалась, и в итоге 15 января 1915 года рухнула. Обрушились стены, живописное полотно разорвалось и засыпалось снегом.

Так панорама «Мучение христиан в цирке Нерона», это выдающееся произведение искусства, оказалась разрушенной.

На этой трагической для мирового искусства ноте панорамный бизнес в Саратове закончился. Интересно, что осенью 1914 г. саратовский старец Николай (Парфенов) предсказал своему духовному сыну Н. П. Руфимскому обрушение крыши городской ротонды, добавив: «Скоро вся Россия будет, как этот цирк». К тому времени уже разразилась Первая мировая война, затем грянула революция…


Ф. М. Корнеев
Фото 1910-х годов

Долгое время произведение Яна Стыки хранилось разрезанным на куски в одном из городских складов. Потом местный художник Федор Максимович Корнеев взялся ее отреставрировать. Но с приходом к власти атеистически настроенных большевиков религиозные сюжеты не имели шансов на признание. В саратовских архивах сохранилась докладная записка Ф. М. Корнеева в Отдел искусств Совета народного образования Саратовской губернии от 28 сентября 1918 года, где он предлагает создать в городе музей революции с картинами-диорами по типу виденного им в Париже в Gallerle de la Revolution, который можно было бы со временем превратить в большой исторический музей. В отдельном помещении он предлагал выставить для обозрения публики отреставрированную им картину-панораму художника Яна Стыки с названием «Зверства императорского Рима». 

Впоследствии, по замыслу Федора Матвеевича, экспозиция панорам могла бы меняться. Можно было бы привозить картины из других городов или писать их в Саратове. В качестве примера Корнеев ссылается на опыт Мюнхена, где «есть даже специальное здание мастерской для писания панорам самого большого размера, сдаваемое художникам на время написания заказа». Корнеев предлагал «взять на себя труд художественного и технического исполнения или наблюдения за ним, в надежде принести пользу Отделу Народного Образования».

Но новая власть проявила к идеям и личности замечательного педагога и художника Корнеева интерес совсем другого рода. Несмотря на выполнение заказов революционной и общественно-политической тематики, осенью 1929 года он был арестован. На допросах ему предъявили поездки заграницу, выполнение заказов для храмов и монастырей, переписку со П. А. Столыпиным… В результате он был сослан в Архангельск, дальнейшая судьба художника и большей части его наследия неизвестна. Затерялись и следы панорамы «Мучение христиан в цирке Нерона». Суждено ли ей возродиться, как первой панораме Яна Стыки «Голгофа», обнаруженной в Америке, судить сложно, во всяком случае, авторитетные музейщики Саратова сведений о местонахождении панорамы на момент написания статьи не обнаружили.

http://www.ippo.ru/russia/article/panoramy-na-evangelskie-temy-v-rossii-...

Файлы: 

Поставил до 1912. Спасибо за интересную информацию.

Добавил в допы скан от сюда https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=29272263

Добавил в доп фотографию Садовникова https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=29272263

Н.Ф. Садовников просто перефотографировал старую открытку, ставить его тег ни к чему.