Двойное трамвайное кольцо на Музейной площади

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Вынес из https://oldsaratov.ru/comment/191701#comment-191701

Судя по характерной надписи, из серии фотооткрыток, изготовленных артелью "Фотограф" в 1930-е:

https://oldsaratov.ru/photo/23161

https://oldsaratov.ru/photo/28394

 

Не "двойное" кольцо. Второй путь уложен изначально, вагоны оборачивались через тупик: https://oldsaratov.ru/photo/4249 , до укладки кольца вокруг собора: https://oldsaratov.ru/photo/4443 . После укладки кольца второй путь использовался для отстоя вагонов, на Ленина: https://oldsaratov.ru/photo/29582

Можно назвать и "двойное кольцо". Потому что к концу 30-х так и было по факту: один путь основной, использовался как кольцо, второй путь - для отстоя вагонов днём, а в час пик они делали по этому пути кольцо вокруг собора и выезжали на остановку, и шли дальше по маршруту.

Но тут главное, что за время войны второй путь разобрали, и остался только один. 

Что значит "по факту"? Откуда вы взяли эти факты? Уж точно даже не из личных наблюдений, как АлександрВ.

1. Я что-то не припомню прямых доказательств, что этот второй путь был сквозным, чтобы по нему оборачиваться. Есть только косвенное вот здесь https://oldsaratov.ru/photo/30798 - раз уж такой длинный отстойный путь, то странно, если бы он был тупиком. Может быть, например, одно из колец использовалось, как и сейчас, для маршрутов с Московской, а другое - для линии по Чернышевского (хотя там была однопутка с разъездами и обернуться можно было где угодно) - и попробуйте эту версию опровергнуть - хороших снимков путевого развития перед главным входом в собор у нас нет.

2. Версия о том, что это кольцо было снято в военные или послевоенные годы как все излишние пути для ремонта главных в целом разумная, но абсолютно датировать фотографии я бы не стал, только относительными вроде раньше-позже.

1) Тут вполне очевидно, что второй путь не был тупиком, а соединялся с основным напротив главного входа в собор. Причем оба пути рабочие, вагоны могли выходить к остановке и далее по маршруту с любого из них.

2) Я и не предлагаю датировать "абсолютно". А условно "до 1942-1943 года" (верхняя дата для фотографий с двойными путями) и "после 1942 года" (минимально возможная нижняя дата для фотографий с одинарными путями поверх мостовой). На обсуждаемой фотографии максимально возможная верхняя дата задана датой издания афиши.

 

Ну вот, это уже сколько-нибудь доказательно.

Второй путь не был тупиком, он соединялся с другим напротив входа в музей, а не напротив входа в собор https://oldsaratov.ru/photo/43696 , подробнее: https://oldsaratov.ru/photo/32676 , под конец работы кольца (после войны) или не действовал или действовал только как тупик со стороны входа в собор (на Ленина), до этого ветка была малодеятельной. Попутного движения по второму пути не было, т. е. это не двойное кольцо.

 Напротив собора (на аэросъёмке) примыкает обходной путь, начинался прим. напротив совр. тролл. диспетчерской. Разворотом траммаршрута с Чернышевского это быть не может (конечная была перед перекрёстком) т. к. кривая с Чернышевского была в сторону центра а не Музейной далее с переходом на др. путь (служебные линии). Путевое развитие хорошо видно на аэросъёмке, обсуждаемая ветка видна не чётко т. к. была малодеятельна:

Напротив собора (на аэросъёмке) примыкает обходной путь, начинался прим. напротив совр. тролл. диспетчерской.

Это по состоянию на 1942 год. А по состоянию на фигзнаеткакой год на https://oldsaratov.ru/photo/30798 (точка там стоит весьма приблизительно и, на мой взгляд, неправильно) впечатление скорее создаётся такое, что двойное кольцо было полным. Так что, как я и пишу, нет у нас хороших источников по путевому развитию, только фрагментарные.