Сенной рынок, угол Б. Горной и Астраханской

 

Комментарии

Перенес точку, изменил направление.

 

Ужасно интересно, конечно, в какие годы существовал этот соединительный путь с Горной на Астраханскую для полукольца 5 маршрута...

До середины 70х по нему ходил трамвай №5. 

 

Может быть  не поняла темы спора, но на фотографии виден поворот трамвая 12 маршрута. Помню волну негодования в 70-е, когда с Б. Горной убрали  трамваи на отрезке М.Горького-Астраханская, т.к. автобусы по Соколовой ходили очень редко, трамвай здорово выручал.

А поподробнее? Что за маршруты, как их перенаправили?
 

Это был период, когда рельсы очень долго меняли на Б.Горной. Трамвай №12 не ходил, было очень неудобно.

Сколько себя помню, т.е. с начала 60-х ))), 12 маршрут ходил по Б. Горной, до того, как сделали кольцо Кутякова - М.Горького- Б.Горная- Радищева- Кутякова, убрав тот отрезок о котором написала выше, оставив только 11 маршрут.

Я еще и 13 хорошо помню)))) 

То есть линию по Б. Горной на несколько лет убирали и потом вернули?

Не буду путать. Не помню.. стара стала...

Нет, не убирали.

В середине 70х заменили рельсы по всей Б.Горной.

При этом убрали вот эту соединительную линию 5-го маршрута, которая на фотографии (к этому времени трамвай №5 уже какое-то время отменили).

Тогда же убрали соединение с линией бывшего 13-го маршрута на Б.Горной/Радищева (до этого была стрелка в рабочем состоянии, но которая уже пару лет не использовалась, после этого на повороте из окна трамвая некоторое время можно было видеть место отреза и дальше рельсы по Б.Горной). Тогда же изменили направление движения по кольцу: было Б.Горная-Радищева-Кутякова-Горького-Б.Горная, стало - наоборот.  

Подтверждается что по этому пути вагоны могли ходить в обе стороны, т. е. 12- й попадал из депо на маршрут.

Чем подтверждается?

Тем что ветка через площадь примыкает к встречному пути стрелкой, а не проходит пересечением, далее переход с одного пути на другой: https://oldsaratov.ru/photo/34272 . Если б 5 просто ходил в одну сторону, то было б достаточно 1 стрелки и пересечения. 

Не то качество, чтобы видеть, к чему она примыкает.

Одной сбойки с одного конца недостаточно, надо иметь доказательства, что с противоположного была такая же сбойка или треугольник.

Сбойка напротив рынка может означать что угодно. Например, что Затонский маршрут, обслуживаемый двустороннними Х, мог обернуться здесь при какой-то надобности.

Так что пока это всё из разряда фантазий.

Нет.

По этому пути вагоны ходили только в одну сторону.

Это достоверно неизвестно. Я слышал про то что вагоны ходили через площадь в обеих направлениях, путевое развитие это подтверждает. 

Так получилось, что я не просто застал, но и достаточно активно пользовался последние несколько лет перед закрытием маршрута.

Что я лично наблюдал и помню:

1) После остановки на Сенном и перед поворотом на Астраханский переулок была стрелка, где отделялась однопутная линия 5-го маршрута. 

2) Она пересекала встречный путь 12-го маршрута уже когда начинался поворот, пересекала площадь и примыкала к рельсам 3-го маршрута в сторону Ленинского района . Причем шла не по прямой линии, а как-то странно изгибалась.

3)  В последние годы перед закрытием по маршруту ходили ЛМ-57, и хорошо запомнил, как они очень быстро уезжали по этой однопутке. Движения по этой однопутке навстречу или каких-то заминок, или тем более перенаправлений движения никогда не видел. Никаких других стрелок, "треугольников", и прочего, что могло бы как-то перенаправить вагоны на этой линии не было. На встречной линии 3-го маршрута вообще никаких стрелок не было. (Возможно до перекладки рельсов 3-го маршрута под "скоростной трамвай" там было как-то иначе, но этого я не застал).

4) Трамваи 5-го маршрута поворачивали налево на Кутякова, и ехали по ней до поворота на рельсы 12-го маршрута.

5) По поводу возможности разворота 13-го маршрута ничего сказать не могу, в этом месте его не застал. Но смутно помню рассказы старших, что "раньше было трамвайное кольцо в начале Астраханского переулка".

Ездил на пятом маршруте,вы все правильно и подробно растолковали

Всё  про путевое развитие  мне  известно от отца. (Не только на Сенном, например про ж/д ветку по Чернышевского тоже.) В общем что известно:

1. Сначала площадь пересекала 2х путка, пути 3ки и 12го были в створе, пути проходили по Б. Горной по прямой, никаких искривлений пути не было. До какого года- не знаю. Отец, до войны, пацаном, катался на грузовых вагонах- возили кирпич с силикатного, туда была ветка с разъездом, т. е. м. б. и до войны.

2. Потом сделали кривой путь, на фото, переход на встречный был за современной остановкой 3ки на Б. Горной, линия была в одну сторону для 5ки, в другую- служебной. Причина- дефицит рельсов.

3. Примерно в кон. 1960-х, с подготовкой к скоростному движению, в ожидании поставки "Татр" (есть во В. С. З., стр. 134, прилагаю), "скоростные" ЛМ-68- импровизация, на линии 3ки ликвидировали всё лишнее (переезды, в т. ч. и соединение с 2 стрелками, а 5 м-т ходил через площадь ещё несколько лет, линия стала односторонняя (не уверен с годом, вроде как до 1974). Не помню, связано ли это с ускорением 3ки, м. б. и ранее- у Воскресенского кладбища пути проходили по стрелкам давно не действующего разворотного треугольника- тоже демонтированы.

Файлы: 

Говорить о планируемой поставке Татр на основе дежурной совковой пропаганды я бы не стал. Это, мягко говоря, слабый источник. То, что вы пишете, более или менее правдоподобно, но, снова говорю и не устану повторять - нужны доказательства и документы, а не рассказы. Рассказывать много чего можно.

Из комментариев к репостам в соцсетях:

Тамара Черняева (Базарнова):

Я помню эти ворота, окрашенные в зелёный цвет! Была ещё дошкольницей, когда ходила с мамой на рынок. У входа, рядом с воротами, сидели китайцы и продавали мячики на резинках, сделанные из бумаги и опилок. Помню бумажные веера, бумажные разноцветные гирлянды, фонарики. Вот не припоминаю этого дома, вероятно он построен позже. На том месте, где он стоит, тогда продавали телят, ягнят, коз и, конечно же, - сено.  Несколько лет назад узнала, откуда в Саратове китайцы - в начале 19 века по договору с Китаем наши купцы везли свой товар в Китай, а китайские - к нам в Саратов. Селились, обзаводились хозяйством преимущественно в Энгельсе(тогда Покровске). Отсюда и название посёлка близь Сазанки - Тиньзин. А в районе Воскресенского кладбища до сих пор существует Шанхай. Начали покидать наш город китайцы в голодные 20-е годы и в военные 40-е.

Поселок "Шанхай"есть практически в каждом российском городе и не всегда это связано с наличием когда-то китайцев. Это обычно полутрущобные поселки на неудобьях,"самострои"и с сомнительной репутацией.Основная масса китайцев  попадала в Россию для с/х работ,золотодобычи,в период строительства Транссиба,во время Первой мировой войны.

Да и Китайские отряды Красной армии тоже были. В т.ч. даже бывшая усадьба Устиновых была одно время их пристанищем.

Да, это всё легенды дежурные в очередной раз пересказаны. С тем же успехом можно рассуждать о том, что Тинзин (мой дед его произносил всегда с твёрдыми -н-) в честь шерпы, покорившего Джомолунгму назван, Тенцинга Норгея.

Как всегда шедеврально! Только вот по сути обсуждения...

Это по сути как раз.