Трамвайное кольцо у завода комбайнов

Старое трамвайное кольцо на площади Орджоникидзе. Открыто в 1931 году и обслуживало следующие маршруты: №1 «Музейная площадь — площадь Орджоникидзе» (по ул. Чапаева); №2 «площадь Орджоникидзе — завод Крекинг (Акмолинский проезд)»; №3 «Музейная площадь — площадь Орджоникидзе» (по ул. Чернышевского). Из альбома к 15-летию Саратовского Государственного ордена Ленина и Ордена Трудового Красного Знамени завода № 292 (завода комбайнов) СССР, г. Саратов. 1930-е - 1946 г.

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1932-1941 годами.

 

Комментарии

ААБАЛДЕТЬ!!!

Я и сам тащусь от этой фотографии. Белое здание это я так понимаю ГЦНК? Слева от него выворачивает трамвай, что за ветка? 2/7/8?

Белое здание - это кинотеатр "Темп"

Получается снято с проходной и машины едут по Авиастроиетлей?

 

Слева от белого здания видно трамвай, но не видно рельсы дальше в Заводской. Получается было два независимых кольца для разных маршрутов?

отей говорил, что так... но они соединялись... поеду к родителям - сниму Темп с этой стороны, сравню

может одно кольцо (прежнее кольцо 1,15) было в это время для маршрутов 1, 7, В Г, которые ехали по Орджоникидзе, а это кольцо обслуживало 2 маршрут (Пролетарскую линию), который через рельсы сюда доезжал, до тех пор(?), пока не построили Заводское трамвайное депо.

На заднем плане - гора, которой параллельна Орджоникидзе. Видя эту гору в таком ракурсе, мы дложны были бы смотреть на фасад Темпа, а мы смотрим на здание сбоку сзади. Что-то не вяжется.. 

Все  сначала:)

Но это же не ""Темп"", а  ДК САЗ.

Промахнулся немного, хотел ответить на сообщение, где говорится, что это Темп (№3). Мне тоже показалось, что это ДК САЗ, которые мои родственники называли всё время СЗК по старой памяти.

ГЦНК построен в семидисятые годы, во времена Кривохижина... в народе так и звали:"Хижина дяди Кривохижина"...

И что за памятник? Жест вроде Ленинский

Ленин. Он до сих пор в тех местах обитает, но уже другой: http://cs4334.vkontakte.ru/u2791870/136040126/z_47b31478.jpg

 

да, современного Ленина я знаю, я и сам из этих мест. А про старого не знал

Московские "заводские" утверждают( в "Одноклассниках"):

Андрей Булкин. Я с Заводского, это скорее всего здание в котором сейчас мебельный магазин, он рядом с "Темпом" кажется в, детстве, там была столовая и фабрика-кухня.Сижу в Москве, подой ти проверить не могу.

Первый раз попалась на саратовской фотографии сцепка из трёх трамвайных вагонов ( в Москве это было обычное дело)

 

Мне всё же кажется что здание - ДК авиастроителей: http://cs4334.vkontakte.ru/u2791870/136040126/z_d4657714.jpg

Фабрику-кухню так переделали, что уже вряд ли сравнишь - надо её старые снимки искать. 

Ты вроде где-то выкладывал карты местности(где ж/д идет прям на месте администрации и немецкую), там вроде есть кольцо. А здания рядом есть?

 

На фоне горы, так что вероятно кадр сделан в сторону частного сектора на Усиевича. Если кадр сделан в сторону проспекута Энтузиастов то что-тио близко получились горы

это здание построено в 70-е... а фабрику-кухню особенно не переделывали...

есть и кольцо и здания: http://pics.livejournal.com/djhooligantk/pic/00018tqg

правда в этом фото немного я обрезал внизу как раз ДК с кольцом. Но в интеренете можно эту съёмку погляждеть и сравнить.

Мне подсказывают что легковая на фото - ГАЗ-А, так что снято не ранее 1932 года.

Грузовик - ГАЗ-АА, выпускался тоже с 1932 и был запрещен к эксплуатации в 1962 как и все машины с механическим приводом тормозов.

Немного не в тему - автомобили с механическим приводом тормозов активно переделывали на гидравлику, и продолжали эксплуатировать, да и до сих пор эксплуатируют, правда в основном в качестве коллекционных экземпляров. Тем не менее, если у автомобиля тормоза переделаны на гидравлику, ГАИ без проблем ставит его на учет и выдает номера - проверено лично на двух таких автомобилях )))) это я к тому, что присутствие на фото, допустим, "полуторки" ГАЗ-АА ещё не означает, что фото сделано до 1962 г.

возможно не правильный ракурс на карте. Снято через нынешнюю улицу Авиастроителей. Мы видим заднюю часть фабрики кухни, далее за ней здание к/т Темп. Этого трамвайного кольца уже нет много лет. Потом на его месте было кольцо 4 троллейбуса, когда он ходил до пл. Орджоникидзе. ДК САЗ ещё не построен :-(

Спасибо!

А Ленин получается сейчас стоит там же, где и стоял?

его перенесли влево на несколько десятков метров и повернули лицом к заводоуправлению

А снято с высоты, видимо со здания проходной завода комбайнов

Один из первых памятников Ленину в Саратове. Если вообще не первый.. Класс!

Если это ф-ка кухня, то снято с территории транспортного цеха САЗ, тогда ракурс должен быть в сторону Волги, а он на гору. Значит снято из здания заводоуправления на ДК САЗ, дальше за ним виднеется жилое здание. Несколько таких домов образуют улицу параллельную Авиастроителей-между ними сейчас сквер за ним где-то в районе виднеющегося домика нынешняя администрация района. Автомобили стоят, видимо, на дороге перед центральной проходной. Несколько одинаковых дверей в ДК это выходы из фойе где бывали танцы. Так было в 60-70х. За этим зданием чуть вправо потом было кольцо трамваев 1,2,6,7,8,15. 2-ку пустили когда строили(построили) нефтеперерабатывающий завод(крекинг), тогда, наверное, и перенесли это кольцо трамвая.

"Поволжская правда", 31 декабря 1931 г.

Файлы: 

С помощью нашего твиттера @oldsaratov выяснилось что снимок мог быть сделан с дома 1Г(по я.картам) например, как вам такая версия?

Сейчас проводил из гостей родственников 30-х годов рождения. Они утверждают, что ракурс на карте не правильный, снимали с здания, которое находилось левее центральной проходной с улице Орджоникидзе. Здание на фото - торец ДК САЗ.

да там разницы метров тридцать... профком был в этом здании рядом с проходной

Судя по газетному фото из сообщения № 27 это вообще на Саратов не похоже! Какая фабрика-кухня! Даже после перестроек, которым она подверглась за последние годы ее боковой фасад в своих основных членениях остался тем же! А на главном фото это абсолютно другое здание!

наверно это кольцо 1 и 15 трамвая

Это не секрет, название фотографии и точка на карте как бы намекают.

Опять поднимается вопрос с этой фотографией. Судя по всему вид все же со здания универмага. По фотографии http://oldsaratov.ru/photo/provodka-tramvaynoy-linii-na-kombaynstroe видно где было кольцо. Фабрика-кухня не попала в кадр, она правее. Здание - ГЦНК, на заднем плане дом по адресу пл.Орджоникидзе 11

Вероятнее всего - из здания б. заводоуправления

Если снимать с универмага, не будет виден фасад клуба

http://maps.yandex.ru/-/CVViRKz9

Ставлю 41 год почти наверняка, после войны по 1 и 2 ходили МТВ. Они на эти маршруты первыми и пришли.

 

Может, это поможет уточнить дату.

"Коммунист", 2 июня 1936 г.

Думаю, имеет смысл ограничить "верхнюю" дату 1936 годом.

По крайней мере, нет никаких причин завышать её до 1941 года. Особенно учитывая немецкую аэрофотосъемку 1943 года, где хорошо видно, что никакого кольца тут уже нет, а давно разбит сквер, причем прямоугольный по форме (а не круглый как тут), с дорогой слева от него. А трамвайное кольцо около Темпа:

Что-то мне кажется, что точка сейчас стоит неправильно.

И надо бы примерно вот так её поставить:

Так, как Вы предлагаете,  в  снимок  войдет  половина  корпуса Фабрики-кухни и лишь  небольшая часть ДК. Площадь, отображенная на снимке слева от ДК  не войдет вообще.

Убрал неверные схемы.

 

 

Но в общем, должен признать, что скорее всего Вы правы:

Вполне это может быть вид с этой точки, если допустить, что фабрика-кухня осталась за правым краем фотографии. Но тогда направление неправильное. Надо повернуть против часовой стрелки градусов на 30-40. 

1.Уважаемый Миха ,

честно  сказать не понял совсем Ваши  схемы. На  исходном фото не отображено  ни единого фрагмента ФК, который Вы  показываете  на схемах и спутнике.

2. Источник  аэрофотосъемки не сможете  подсказать?

1) Да, я не прав, согласен. Точка сейчас стоит правильно, только направление неправильное и вводит в заблуждение.

2) http://oldsaratov.ru/sites/default/files/attachs/lyuftvaffe.jpg

 

Да, правильно, я тоже  нарисовал (с опозданием)  точку съемки.

Спасибо  за ссылку  на аэрофото.

Довернул точку.

Мне кажется, пусть лучше будет на 5 градусов чересчур влево, чем на 40 градусов слишком вправо. 

Верно, клювик  должен быть направлен  практически  перпендикулярно к  улице Орджоникидзе.

Добавлю свою фотографию - 1954 года.

Файлы: 

Судя по значкам, это комсомольский   актив завода.

По поводу актива - не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Знаю, что носить значки ВЛКСМ не стыдились и рядовые члены организации.

А добавьте её в основной раздел

С единственным тэгом "Памятник Ленину"?

Почему?

Как минимум еще:

Заводской район
Площадь Орджоникидзе
Сквер
САЗ
Фабрика-кухня САЗ
Ленин В.И.
Памятник
Портретная съемка
Лето

 

 

 

 

 

 

 

Лето

всё верно, только Групповое фото, а не портретная))

Все-же это старый "Темп" и другого жилого здания (угол которого просматривается слева - д.11 по ул.Орджоникидзе) поблизости не было в то время. Тогда кольцо расположено понятно, с выходом на ул  Орджоникидзе, стрелка указателя - неверно, т.к. снимали со здания завкома, ( по этому снимку - слева) рядом с  центральной проходной.

Если снимали с завкома и сумели заснять "Темп",

где фабрика-кухня?

Согласен, точка съёмки ещё левее, судя по углу поворота здания "Темпа", но получается, что трамвайная линия проходила от кольца перед фабрикой-кухней, есть же фото (https://oldsaratov.ru/photo/9107) и ещё https://oldsaratov.ru/photo/9104, и вот тоже https://oldsaratov.ru/photo/9144 .

Наверное, в дополнительные нужно добавить?

"Поволжская правда" (Сталинград), 21 июля 1932 г.

Файлы: 

Лучше отдельно выкладывайте

Да и здание в кадре другое.

Тег Сквер им. Ленина?

 

Учащиеся ПТУ(?) в сквере у ДК САЗ.

Неподписаная фотография. Все в одинаковых шинелях, но возрастом ещё школьники..

upd: сообразил - это ремеслуха, конец 40-х -50-е

 

Файлы: 

Да, можно ввести.

Ну на вынос, обязательно)