Предновогоднее украшение на универмаге "Меркурий"

 

Комментарии

Архитектор Николай Новичков:

Однажды я сделал свой самый смелый проект. Как я это понял, попробую описать.

Как-то на 4-м курсе нам, вместо курсовика, предложили поучаствовать в конкурсе на реконструкцию фасадов универмага Меркурий, что на Сенном. Он тогда представлял из себя параллелепипед с фасадами из решетки сваренной из колец. Это я сейчас понимаю как круто он тогда выглядел. Очень лаконично, черная сетка сквозь которую вечером просвечивали окна. Но тогда, будучи студентом, конечно же хотелось эксперимента. К тому же я в то время только начал стажироваться в самой крутой мастерской города - "Галерея А2". Самой модной тогда была подача акварельными карандашами.
Помню накопил на заветную железную коробку с восемнадцатью цветами, которую приобрёл в Фениксе за (для студента, живущего в общаге) приличные деньги. А тут как раз и конкурс подоспел.

Так вот. Предложили поучаствовать желающим. Был там и призовой фонд и соблазн реализации. Ну я, конечно этим загорелся. Делать курсовик казалось не так интересно.

Точных цифр не помню, но это не самое важное. Допустим ситуация примерно была следующей: призовой фонд 600 р (1-е место 300 р, 2-е -200 р, 3-е -100 р). Участвовать вызвались семь человек. Для студентов 2000-го года это были приличные деньги вобщем.

Ну дали задание, и мы начали работать. Проект чертил на подрамнике (тогда всё делалось вручную). С утра пары, потом ехал в "Галерею", выполнял, что поручали по практике, а потом, когда все расходились работал над проектом. Закрывал "Галерею", ключ оставлял в окне забрасывая в форточку, и пешком шел из центра к политеху. т.к. транспорт уже не ходил.

Еще я тогда увлекался деконструктивизмом. В "Галерее" было полно всяких журналов, рядом была библиотека иностранной литературы (на Московской), из этого всего узнал о Coop Himmelb(l) au, Лебиусе Вудзе, Либескинде и т.д.

Идею преображения фасадов решил связать с названием "Сенной". Коробку "Меркурия" хотелось превратить в такой стог сена за счет дополнительной сетки из металлических стержней в хаотичном порядке заполняющих весь фасад, а на входах они как-бы отступали и переходили в стеклянные козырьки.
Мощная штука вырисовывалась. Скрипели акварельные карандаши. В итоге получился "взрыв" объёма, как и положено в деконструктивизме.

Короче когда конкурс завершился и подвели итоги, выяснилось, что жюри (представители заказчика) решили, что победителя определить не получается. Все проекты одинаково хороши. И было решено выдать всем участникам по 100 р. Кроме меня. Как мне пояснили, заказчик сказал, что это не юмористический конкурс.

А мне это показалось тогда, наоборот, победой.
Так выделили проект из общего числа.))

Где он сейчас не знаю. Врятли сохранился. Тогда не было цифровиков, а пленочного под рукой не оказалось. По этому иллюстрирую фотографией домика где когда-то базировалась самая смелая мастерская города "Галерея А-2". А так же графикой Лебиуса Вудза.

 

Началось все с простенького фасада в стиле 1960-х. Поскольку основное здание Сенного делал Ячин, скорее всего и двухэтажный универмаг- его дело. Архитектор он был видный, сильнопьющий, добротный, но без искорки. Там были некие имитации горизонтального ленточного остекления- этакий модернизм 1960-х, сделанный "на коленках". Нужно сказать, что саратовская архитектура 1960-х - 1970-х развивалась под некоторым влиянием ... каталога архитектуры американской - саратовские архитекторы делились на тех, у кого это потрясающее издание с цветными (!!!!!) фотографиями было и остальных. Каталог для саратовских архитекторов был таким своеобразным порножурналом, оттуда черпали идеи, но источник афишировали только самые смелые. Проамерикански настроенный О.А.Савельев открыто (!) показывал его своим дипломницам, оттуда же он потом им рисовал "летающие тарелки" и ядовито-зеленый фон. О.А.Гер тоже был знаком оттуда с творчеством Кана и Рудольфа. Помню, как молодой аспирант В.В.Кудрявцев пририсовал в проекте Тани Елистратовой в центре ее унылого фасада сельского клуба остекленный атриум от Ямасаки из того же каталога. И было одно семейство в Саратове, у которого инженерно-архитектурные традиции и архитектурно-художественная библиотека достались от предков- представителем этого семейства был Дмитрий Голубинов- архитектор в Саратове очень заметный. И у Дмитрия тоже имелся этот каталог (как и подшивка журналов "Studio" начала ХХ века). Поэтому, во время работы в Жилкоммунпроекте он переделал фасад начала 1960-х годов в куда более современном стиле Минору Ямасаки образца 1959 года. Фасад Ячина открасили в черно-серый цвет, в стенах сделали отверстия, забили туда арматуру и навесили коротыши из труб.

а вот и само архитектурное порно: https://yadi.sk/i/Mc64Y8gSqmapE

Пишите больше, вы - офигенный!

Интересный рассказ!