Радищевский музей

Из книги: Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Книга третья. Под общей редакцией Е.И. Кириченко. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 616 с. Иллюстрация со стр.405. Под фотографией написано: "Саратов. Радищевский музей. 1883-1885, арх. И.И. Штром. Фотография начала XX века. ИИМК". В дополнительных статья из газеты "Коммунист", 1935 год
Источник: 

интернет

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1925-1935 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Если сравнивать с фотографией  , датируемой 1909-1912 г

то надо даты поднять значительно. Деревья выросли на 6 или более метров.

Близко по времени с фотографией Леонтьевых

 

 

 

А от чего постамент? http://oldsaratov.ru/photo/1301? Тогда это еще позже: http://djhooligantk.livejournal.com/705589.html. Или был еще какой-то, неизвестный нам памятник на этом месте?

Собственно, я поэтому и поставил такую дату.

На мой взгляд, сначала был установлен постамент (или откуда-то перенесен сюда). Вероятно какое-то время после установки он стоял пустой, а потом, в 1936 году на него присобачили кувшин, непонятно с какого перепугу. А возможно, там в начале 30х был чей-то бюст, который к 1936 году вдруг стал "неполиткорректен", и тогда перепуг, с которого вдруг возник кувшин вполне понятен... И этот кувшин стоял до начала 50х непонятно что символизируя...

Дату ограничил 1930 годом исключительно по размеру деревьев на этой и ряде других фотографий. Но это очень субъективно. Возможно её следует поднять до 1935 года?

Это не "кувшин", а погребальная урна. Вообще, я не знаю первоисточник утверждений, что она появилась там именно в 1936 году. Надо бы сперва в этом разобраться. Бюст кого-то еще перед Радищевским музеем выглядел бы странно, но всякое бывало...

Ну, например, бюст Кутякова вполне мог стоять. Вроде как раз в начале 30х Большую Казачью переименовывали туда-сюда. И бюст ему могли поставить и вскоре убрать.

В любом случае, сначала постамент поставили, а только потом на него могли поместить эту самую "погребальную урну". И значит какое-то время постамент стоял пустым. Что и видно на фотографии.

Вряд ли бы Кутякову поставили бюст (тем более около Радищевского музея), а Чапаеву нет.

Ну бог его знает, был там до "урны с прахом" кому памятник или нет.

В сухом остатке:

1) С основания музея и до 1918 года, т.е. более 30 лет никаких памятников там не было

2) В 1918-1921 гг. стоял памятник, который был страшненький, "некачественный" и "вскоре саморазрушился".

3) Потом достаточно долго (от 5 до 15 лет) там опять ничего не было.

4) Потом, где-то в интервале между 1925-1935 гг. вдруг появился пустой постамент, который оказался внезапно "качественным" и простоял без каких-либо следов "саморазрушения" до 1956 г. Поэтому, скорее всего, этот постамент был не советским новоделом, а перенесенным сюда из какого-то другого места постаментом от какого-то другого памятника... Вопрос, когда именно он появился, и был ли он всё время от установки и до 1936 года пустым, остается открытым.

5) Затем, в 1936 году на этот постамент поставили "урну с символическим прахом". И они стояли там около 15 лет и не "саморазрушались".

6) Затем в 1951 году на этот постамент поставили бюст Радищева работы Эккерта

7) Затем в 1956-1971 на новом постаменте стоял гипсовый бюст работы Кибальникова

8) Затем в 1971-1975 гг. на этом месте стоял гранитный бюст работы Мукотеева

9) С 1976 года на этом месте стоит гранитный бюст работы Кибальникова.

 

Поэтому, скорее всего, этот постамент был не советским новоделом, а перенесенным сюда из какого-то другого места постаментом от какого-то другого памятника

Это от какого же? Кроме как Александру II еще какой-то был? :) А советские "новоделы" все без исключения рассыпАлись?

И что погребальная урна появилась именно в 1936 году, точно неизвестно.

В интервале 1938-1940, скорее, не появлялся. Я ьы в Коммунисте заметил, думаю.

«Перепуг» заключался в том, что «ваза» - это погребальная урна с символическим прахом писателя, в память которого назвали музей. С моей скромной точки зрения смотрелась гораздо симпатичнее (стильнее, по крайней мере) существующего шедевра.

То, что этот "сосуд с символическим содержимым" смотрелся вполне симпатично, соглашусь.

По поводу того, что он или его содержимое символизировали - это несколько чересчур сложно для моего понимания.

Зачем, спустя полсотни лет спустя после открытия Радищевского музея, новой власти потребовалось ставить перед его входом постамент и ставить на него подобную "урну с символическим прахом" тоже как-то не очень понятно. 

Что ж тут непонятного. Вся страна поклонялась сначала тысячу лет останкам т.н. "святых", потом 75 лет трупу Ленина.

Цветник, кстати, очень похож на тот, что вот здесь: http://oldsaratov.ru/photo/1290.