Площадь Революции

 

Комментарии

Рельсы на дороге, автобус ЗИС-154 (выпуск 1946—1950 годы) - фото от 1947 до 1952 года. 

автобус ЗИС-155, выпуск с 1950 по 1957г.г. Рельсы убрали в 1952. Можно очень точно датировать фото.

Верно 155-й, детали мордочки не разглядел

и передок, и расположение дверей, и общая длина автобуса и его компоновка. Скажу даже больше - на фото ЗИС-155 именно первых лет выпуска, что хорошо видно по "высоким" дверям. Позже двери несколько опустили вниз, по разным сведениям в 1955-56 г.г. Но ни на одном старом фото Саратова лично я не видел ЗИС-155 с "низкими" дверями. Возможно, что в этот период времени (1955-1957) ЗИС-155 в Саратов не поступали. Так же "высокие" двери имеют и все сохранившиеся сарайчики из ЗИС-155, виденные мной в нашем городе.

интересно что за мрашрут

Маршрут был один - 11-ый, до Трофимовского моста в это время ходил. Скоро начнёт ходить до п."Техстекло" через переезд под мостом (там где кольцо и начинается пр.Строителей) по Вольскому тракту. Троллейбус продублирует автобусный маршрут. На снимке лето, не успели бы за несколько месяцев, даже с учётом большевистских темпов, убрать трамвайные пути, поставить троллейбусные столбы и протянуть контактные провода. Это не 1952 год. Раньше.

Он два основных ЖД пути переезжал и под мостом "Реверсивного"? Там переезд раньше был?

Да, первый - на "Стрелке", второй - под мостом. Дорога до сих пор сохранилась. Дальше по Вольскому тракту до нынешней ост. "Дворец пионеров", потом по Ломоносова до проходной з-да "Техстекло". Но это было в конце 50-х. А троллейбус по прямой шёл до Трофимовского моста. Там был автовокзал. Когда в конце 60-х построили новый Трофимовский мост, троллейбус тоже стал ходить до завода по нынешнему 5-ому маршруту.

Спасибо. Ну про 5 маршрут понятно. Кольцо у Трофимовского моста только недавно убрали, когда бензозаправки построили.

А его и не убрали. Прямо на кольце и построили. Если же имеются ввиду провода, то в конце 80х их уже точно не было, ходил через Трофимовский пешком из школы, проводов не было.

Где то в 1987 провода с этих бетонных 6-ти гранных столбов и поснимали.

А за несколько лет до этого по пешеходному мосту проложили трубопровод.

ЗИС-155 с 1950 г. Значит получаем 1950-1952.

1950-1951 гг. Не поверю в то, что за 5 месяцев в 1952 году провели такую колоссальную работу для пуска 6 ноября троллейбуса. Может, фотограф знал о переносе трамвайных путей и поспешил зафиксировать расставание с ними?

а я бы не торопился с выводами. Сколько времени понадобилось чтобы снять рельсы на Б.Горной и закатать её в асфальт? Правильно, месяц. Сколько времени понадобилось чтобы воткнуть столбы вдоль новой дороги из Юбика в Солнечный? Тоже около того, притом что втыкали их самым дедовским способом (кто мимо ездил, тот в курсе). Протянуть троллейбусные провода дело не хитрое, месяца, ну два, вполне хватилобы. Это при том, что снимать рельсы и тянуть провода вполне можно параллельно. Да, и кстати, столбы освещения по Ленина к 1952г. разве уже не стояли? Если да, то это ещё упрощает задачу, ибо для подвеса троллейбусной КС специальные столбы не нужны, вполне достаточно имеющихся. А после пуска троллейбуса 6 ноября 1952г. трамвай на Цыганской пустили не сразу, а в самом конце года, 30 декабря, то есть через 2 месяца.

Так что лично я склоняюсь к мнению, что все-таки на фото май 1952г. Состояние автобуса тоже косвенно свидетельствует - в 1950г. ЗИС-155 только-только начали делать, и поставлялись они первым делом в Мск и Ленинбург. Так что массово в Саратове ЗИС-155 появились не раньше 1951г. В этом случае автобус выглядел бы новеньким, на фото же видим изрядную грязь и потеки вокруг заливной горловины бензобака, которые образовываются обычно когда бензин начинает разъедать краску, да и общий вид у автобуса не соответствует понятию "только с конвейера".

Пусть будет так!

Такое ощущение. что брусчатку на трамвайных путях уже убрали, готовятся к демонтажу рельс. Может, и 1952 г. Не спорю больше.

Игорь, согласен с Вами, мне тоже показалось что брусчатки нет. Да и не спорим мы вовсе, а ищем истину и обсуждаем. Именно из таких мелочей как брусчатка или потёки вокруг бензобака и складывается общая картина, верно?

Ну и замечательно! Умели трудиться в юбилейные годы большевистского режима и вождь всех народов был ещё жив. Попробуй не успей к 7 ноября выполнить намеченное партией!

Что верно, то верно! Вот именно по этой причине, видимо, перенос трамвайной линии на Цыганскую занял следующие 2 месяца - то есть убрать-то рельсы с Московской-Ленина убрали, троллейбус к знаменательной дете пустили, отрапортовали, а запустить трамвай на перенесённой линии уже не успели. И запустили только 30 декабря 1952г., о чем сообщила газета "Коммунист" 31 декабря 1952г.

Подозреваю, что мы пользуемся одним и тем же источником - книга "Твои четыре века, город". И это хорошо!

Абсолютно верно! Есть один замечательный источник - путеводитель "Саратов" 1963 г., в котором содержится множество полезной информации! А вообще недавно купил по случаю целую коллекцию книг по краеведению (около 40 шт.), но их ещё предстоит изучить. Среди них как общеизвестные книги (например упомянутый "Твои четыре века.."), так и совершенно экзотические материалы типа "80 лет потребкооперации в Саратове" ))))

Изучайте и делитесь своими умозаключениями. Успехов!

Обнаружил всю эту серию фотографий (стакими же подписями от руки, где они есть)  в типовом фотоальбоме выпускника СГУ 1953г. В каком-то фотоателье Саратова сделали матрицу с видами Саратова и вставляли туда фотографии выпускников. Так что по датам съёмки вроде всё сходится. Там ещё много всего занятного, но фотолисты приклеены намертво к картонным страницам альбома, разрезать матушкину реликвию жалко. Попробую отсканировать как-нибудь по-другому

Рассмотрел внимательно фотографию и хотел бы высказаться немного не по теме обсуждения. Недавно нашел фото из старого журнала - http://oldsaratov.ru/photo/ulica-radishcheva-gorispolkom-1 - на котором ниша со львом на фронтоне горисполкома закрыта барельефом с изображением, как можно разглядеть, герба СССР. На этом же фото - 1951 - 52 гг этого уже нет. Так выходит, что фотография с гербом сделана еще раньше? Ни на одном другом фото больше не видел здание в таком виде

Герб могли приладить на время по случаю праздника и убрать после демонстрации

Если присмотреться, можно разглядеть раздельную надпись СС -СР по обе сторону герба, такая форма написания была принята в 1920-х годах, но после 1945 года уже точно не использовалась

По-моему наши живописцы не морочили себе "кисцы" такими тонкостями. Могли и со старой картинки срисовать.

Нет, вот тут Вы вряд ли правы: во времена "отца народов" такие накладки были совершенно исключены! А подобная традиция изображения присутствовала именно в 1920-х годах. На фронтоне главного корпуса завода им. Ленина надпись была выполнена таким же образом ( к сожалению, плохое качество присутствующей на сайте фотографии не позволяет рассмотреть все эти детали)

Наверное, Ваш комментарий не ко мне адресован.

Вот посмотрите "накладки" на доме офицеров http://oldsaratov.ru/photo/dom-oficerov-0
Так что, вовсе не исключены!

Журнал "Крокодил" №15, 1953г.

Рис. Н. Лисогорского

Уважаемый Крокодил!
Близ Саратова имеется замечательный целебный сероводородный источник. Там построена водолечебница, которую ежедневно посещают сотни больных. Саратовский горсовет не хочет заняться прокладкой хорошей автодороги, ведущей к водолечебнице.
А. Чукарев, инвалид Отечественной войны
г. Саратов

 

Интересно, о каком источнике идёт речь?

О том, который в районе нынешнего моста через Волгу. Водолечебница, ещё её называют. В 1963г. уже действовал маршрут №3 до этой водолечебницы, позже продленный в Затон.

 Странно. Я думал, речь идёт о Елшанке или Шумейке: в письме - "близ Саратова".

наткнулся на любопытный материал, в котором упоминается перенос рельсов с Московской на Кутякова в 1952г.:

Помню, как летом 1952 года на ул.Цыганской (Кутякова – с 1957) спешно насыпали песчаную подушку и уложили две линии рельсового пути. А вначале осени, ещё до первых дождей, на ул.Ленинской (ещё не проспекте) разобрали булыжник, которым были заложены посреди проезжей части рельсы и шпалы. Троллейбус единственного (без номера!) маршрута был пущен накануне главного советского праздника 7 ноября – до весны 1953 лишь от вокзала до ул.Радищева (кольцо вокруг бывшей биржи).

А вообще там много интересного про трамваи Саратова:

http://www.zemstvo-kurs.ru/1/2011/18-2010-/428-29-04082010------

Спасибо! Теперь без каких-либо сомнений можно ставить дату 1952. Так, пожалуй, совместными усилиями и наберём иллюстрированный материал с комментариями для книги "Твои 425 лет, город"

Возможно, именно этот автобус был найден летом в Затоне и передан реставраторам, репортаж на Яндекс-фотках:

http://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/view/411156/?page=0

А насчет иллюстрированного материала идея отличная, с появлением этого сайта она буквально витает в воздухе. Но мое мнение - в книге "Твои 4 века город" слишком много внимания уделено культурным событиям, и слишком мало развитию и строительству города. Думаю что нужно более детально проработать материал в этом направлении.

Посмотрел. Спасибо! Грустно на это смотреть.

Игорь, уже не так грустно как было, поверьте )  Но всему свое время, как будет дано "добро", добавлю фото процесса реставрации.

А появление видеоматериалов из местной студии кинохроники ожидаются?

Раздел ожидается, а вот остальное зависит от пользователей)

А может откроем вики и будем по немногу писать свою книгу? Это кстаи будет вообще нонсенс, чтобы жители-любители написали книгу про свой город.

Порекламировал сайт и описал эту фотографию в сегодняшнем "Родном городе": http://www.sar.rodgor.ru/gazeta/176/history/2958/ 

"В 1889 году в одном из ее номеров произошла встреча Виктора Короленко и Николая Чернышевского".  Владимира Галактионовича переименовали?

Это не я :-)

да они часто грешат.. вот пример фото консерватории с ремонтом шпилей и ещё двухэтажки на углу Радищева и Кирова и подпись "1982 год"... http://www.sar.rodgor.ru/gazeta/7/history/180/?print=1

Оставил комментарий на "Родном городе" следующего содержания:

Несколько удивил следующий текст:
"Мне посчастливилось найти несколько – из них были сделаны будки. На одном из них даже сохранились «родные» колеса. Одно было накачанным – в таком состоянии продержалось 40 лет. Вот это качество! Свою находку я отправил на реставрацию – старый хозяин от этого «металлолома» был только рад избавиться, он занимал много места на дачном участке".
Если я правильно понял, речь о найденном МНОЙ автобусе ЗИС-155 в саратовском Затоне. Там действительно было накачено одно колесо и автобус действительно был спасен и отправлен на реставрацию, с одной оговоркой - автор этого материала видел его только на моих фотографиях. Все подробности у меня на страничке ВК, альбом с фото "This Is ЗИС" и "This Is ЗИС-2" и на Яндекс-фотках http://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/album/180280/ . Нехорошо как-то получается, уважаемый автор и уважаемый "Родной город".

 

Так же отправил на оба адреса "Родного города" письмо следующего содержания:

Уважаемая газета "Родной город"! Не совсем понимаю, почему Ваши авторы присваивают себе чужие находки  и выдают за свои на страницах Вашего издания. В статье "Театральная площадь Саратова полвека назад" содержится следующий текст:
"Мне посчастливилось найти несколько – из них были сделаны будки. На одном из них даже сохранились «родные» колеса. Одно было накачанным – в таком состоянии продержалось 40 лет. Вот это качество! Свою находку я отправил на реставрацию – старый хозяин от этого «металлолома» был только рад избавиться, он занимал много места на дачном участке".
Если я правильно понял, речь о найденном МНОЙ автобусе ЗИС-155 в саратовском Затоне. Там действительно было накачено одно колесо и автобус действительно был спасен и отправлен на реставрацию, с одной оговоркой - автор этого материала видел его только на моих фотографиях. Все подробности у меня на страничке на Яндекс-фото:
http://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/album/180280/
  В моем распоряжении имеются доказательства, что указанные автобусы найдены именно мной (оригиналы фотографий, видеозаписи, расписка от хозяев и контакт с ними, и т.д.). Кроме того, после того как автобус был вывезен с дачного участка, он был перевезен ко мне на участок и некоторое время находился там, соседи это подтвердят. Прошу дать аргументированный ответ и опровержение в Вашем издании, в противном случае оставляю за собой право распространить эту информацию во всех общедоступных средствах интернет и печатных изданий, и, возможно, обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
С ув.

 

п.с. - мне совсем не жалко делиться с людьми фотографиями и информацией о найденных автобусах и их дальнейшей реставрации, это часть нашей истории, и тут нечего скрывать. Но считаю абсолютно недопустимым присваивание себе чужих находок и деяний, и, честно говоря, не совсем понимаю, для чего это нужно в данном случае. Находка такого автобуса представляет интерес для весьма узкого круга людей, и никакой "славы" принести не может. Лично я занимаюсь этим в свободное время и исключительно из интереса к старой технике.

Заменил главное фото.

Стоп-стоп-стоп, надо понять, каков в итоге источник?
 

Сельхозинститут(дом В.Д.Вакурова),сквозь перекладины опоры решетчатой слева просматривается корпус СГУ(биржа),да и сама опора - теги?