Завод Универсаль

Источник: 

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1920-1926 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Не разберу, какой завод

 

Файлы: 

Универсал?

Других вариантов, вроде, нет. В советское время его называли «Универсаль»

Тогда это ул. Университетская. Есть там что-то похожее?

 

 Проммаш. Ныне Губернский рынок.

 Сломали завод при Аяцкове

Юрий, вы узнали это здание или цеха Универсала были на будущем Проммаше (помимо Университетской)?

 Нет, не узнал.

 Но раньше было много старых зданий на Проммаше внутри квартала. Потом построили новый цех, который стал Губернским рынком.

Уважаемые товарищи! А вас не  смущает, что примерно каждый третий на этом снимке в фуражке со звездой. 'Универсал" был инструментальным заводом. А инструментальщики всегда были рабочей элитой. Зачем слесарям и фрезеровщикам фуражки со звездой на заводе носить?

Снимок парадный. Я бы сказал, гордились своим вкладом в гражданскую войну.

 

Не смущает,  все предприятия на оборонку работали даже тогда. А участие в самоохане  было обязательным. 

Вот тут я приводила пример:

http://oldsaratov.ru/comment/59445#comment-59445

И лояльность к новой власти надо было доказывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уважаемая Smil!  Вы высказали свое предположение, что это завод "Универсал". Я высказал  свое предположение - что это мало вероятно. В 80-90 годы огромное число заводов и предприятий Саратова работала на "оборону". Но на проходных  или улицах Саратова, людей в буденовках или пилотках я не встречал. ВОЗМОЖНО, что это завод Беринга. Мне встречались старые фотографии, где производственные корпуса  "Серпа и молота" из такой красивой кирпичной кладки. Вы высказали СВОЕ мнение. Я высказал СВОЕ. И потом, вы очень авторитетный специалист  по истории и архивам. Расскажите,  какая "оборонка"  была в 20Х годах? Мировая война закончилась. Гражданская война, в основном  это боестолкновения не армий. А банд.  Завод "Универсал"  выпускал сверлильные станки и трехкулачковые патроны. Это  летом 1941 года они наладили производство Противотанковых ружей за несколько недель. А военпредом в 1941 году был суровый морской офицер. Который по территории завода ходил с маузером в деревянной кабуре. Это мне рассказывали ветераны Агрегатного завода в Саратове еще в 1975 году.  Когда после дня Победы прошло всего 30 лет. А не 70, как в скором времени. С уважением!

я не утверждаю, что это Универсал.

Но по буквам, видным на фотографии, ничего больше не подходит

Недавно читала воспоминания наших саратовских руководителей 1920-х.

На улицах постоянные революционно-военные действия, баррикады. 

Не сохранила ссылку.

Найду. выложу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Почему-то я думаю, что и  юноша учившийся на Рабфаке, тоже на занятия ходил в фуражке с красной звездой))

http://oldsaratov.ru/comment/68272#comment-68272

 

 

 

 

 

Снимок датирован 1917 -1922 годами. Прилагаю данные о состоянии промышленности России в 1920 году.  Файл "процент" и источник таблицы. Прилагаю данные  20Х годов о численности сотрудников завода "Универсал".  И источник  таблицы. В 1920 году промышленность России выпускала всего около 4-6%  объема производства 1906 года. Промышленность не выпускала товары. А деревня не давала хлеб в обмен на товары. В 1921 году начался ГОЛОД.  Вряд ли в эти годы рабочим было дело до "балалаек".

 А так ли много военных фуражек?

 Обычные восьмиклинки и фуражки железнодорожников.

 Издалека и Папанов не таксист, а лётчик.

))))))

Почему основное фото такое маленькое? В допах с куда лучшим разрешением.

Полагаю, что основное фото "маленькое" по той причине, что после удаления копирайта размер фото БЕЗ копирайта, как правило, уменьшается.

Фото растянуто из превьюхи, чтобы не "украшать" громадными копирайтами основной альбом, а детали можно рассмотреть в доп.

Пусть лучше будет одно нормальное с копирайтом. Здесь он не столь уж заметен. Потом кто-нибудь ;), возможно, копирайт уберет.

Не согласен, глаз режет. А заменить нкогда не поздно.

Дата занижена. По "Завод" без твердого знака никак не раньше 1919, а вообще я предположил бы вторую половину 20-х - начало 30-х.

 На эмблеме-гербе  не 1917?

 

 И ощущение, это артисты с рабочими завода.

 Может после выступления сфоткались...

В 1920-е годы на предприятиях активно развивались клубы. Предприятия содержали в штате руководителей кружков, закупали инструменты музыкальные. Поэтому, можно предположить, что это участники самодеятельности заводской

Взмахи. выпуск 2. - Саратов., 1920

 

 

 

 

 

Файлы: 

Насчёт твёрдого знака согласен, насчёт 30-х сомневаюсь: «тред-юнионистская» стилистика эмблемы (в Англии до сих пор с такими на демонстрации ходят) – где-то, на глазок, не позднее 1926г.

Так почему 1922 был сверху? И надпись на эмблеме СССР или РСФСР?

По ощущениям :-)

Мы вроде стараемся на ощущения не полагаться... Или хоть как-то их обосновывать.

Чем и заняты. А "обосновать" интуицию - это на нобелевскую тянет :-)

Я поддержу Артема. Все больше примеров, когда определение даты фотографии  проводится "носочками женщин", вшитым в гульфик замком или пуговицами, или фасоном шляпки. Считаю, что на краеведческом и историческом сайте такой подход к определению даты возможен в исключительных, разовых случаях. Но определять историческую эпоху шириной галифе,или "прямыми плечиками" абсолютно не правильно. Версии предлагать-пожалуйста, хоть от вида шнурков или памперсов. НО, не более того, что это ВЕРСИЯ.

Уважаемый, mark! Я как раз и предлагаю  версию даты, определяя по одежде. Не более того. Не сердитесь, у меня женский взгляд на историю)

Вот в технике и номерных знаках не разбираюсь , по этому и не  пытаюсь по ним строить версии ;-)

 Кстати, шляпки на дамах и большие воротники , как раз из 1920-х ;-)

 

Smil-Вы супер! И сообщаю об этом неоднократно!

Спасибо! )) 

Мне очень уютно на нашем сайте среди таких замечательных кавалеров!

Я как раз про одежду ничего не говорил, это совершенно нормальный способ датировки, хотя и весьма размытый. Мода меняется так же, как автомобильные номера или дорожные знаки, разве что не одномоментно. Если по другим признакам не получается датировать точнее, то и этим можно и нужно пользоваться. Любая наша датировка - версия, более или менее обоснованная, у нас так и написано "Мы считаем, что этот снимок был сделан...". Однако в данном случае AV вообще не стал расшифровывать свои "ощущения". Так можно датировать с точностью до десятилетия хотя бы, но не до 1922 или 1926.

а еще мы не подключили такую важную деталь для определения даты снимка, как усы.

Обротие внимание на мужчин в ценре: все как наподбор в одинаковых усах - "усы бюрократа", такие усы вошли в моду во второй половине 1920-х годов.

Вот! ))

 

 

 

 

Вот-вот-вот, квадратные усики. Тоже заметил, но боялся впросак попасть. Я-то не специалист ;).

Подтверждение, что это "Универсал": у Курсеева написано "второй справа Ф.Ф. Шульц" (http://kurseev.ru/?cat=24&paged=4, выше еще одно фото с ним), а вот здесь статья о нем "52 года у станка": http://elibrary.sgu.ru/Gazet/Univer/1940_06_12.pdf. И еще одна: http://elibrary.sgu.ru/Gazet/Univer/1938_05_01.pdf.

Начинаю подозревать, что заводы Универсал и Универсаль – это две большие разницы

 

Весь Саратов. 1925

инструментальный завод "Универсаль", Пугачевская , 30

 

 Саратовский государственный котельный завод организован в конце 1926 года в старом здании завода «Универсал» (ул. Казарменная, сейчас ул. Университетская), путем выделения из котельного цеха завода «Сотрудник Революции». В 1927 году был переведен в помещение бывшей маслобойки Гречанинова по ул. Кутякова дом 113 (сейчас ул. Большая Казачья).

http://www.sapcon.ru/company/museum/GL/GL2.php

 

 

  Весь Саратов. 1925.

завод «Сотрудник Революции» , Астраханская , 40

 

 http://oldsaratov.ru/comment/65139#comment-65139

 

 в справочнике 1932 года заводы называются "Универсаль", 

но видно , что нумерация домов изменилась.

"Универсаль" страый - Пугачевская , 72

"Универсаль" новый - это завод на Университетской и Михайловской.

 завод "Сотрудник революции" в этом справочнике - Астраханская и Белоглинская улицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А "Универсал" - это что и где?

Новый " Универсаль" - см.http://oldsaratov.ru/photo/17209

А этот снимок, очевидно, "старый Универсаль" на Пугачёвской