Пустые трамваи вдоль Кировского депо

Когда на трамвайный маршрут №3 получили новые трамваи ЛМ-68, то освободившиеся вагоны передали на другие маршруты, а устаревший подвижной состав с них был выставлен на ул. Степана Разина вдоль территории депо на специально для этого проложенных рельсах
Источник: 

личный архив

Мы считаем, что этот снимок был сделан после 1970 года.

 

Комментарии

Специалисты по саратовскому транспорту! Какой это может быть год? Место даже близко представить не могу

Такие трамваи ходили на 12-ю дачную до середины 60-х годов

То есть вполне может быть 1958 год? Это не депо? Или конечная остановка?

Судя пол колоколу громковорителя на столбе - депо.

Это может быть кировское трамвайное депо или заводское.

Девятиэтажка на заднем плане? Тогда точно не 1958.

Где то читал, что когда на трамвайный маршрут №3 получили новые трамваи ЛМ-68, то старый подвижной состав был выставлен на ул. Степана Разина вдоль территории депо на специально для этого проложенных рельсах. Но не могу пока найти источник. Если это так, то многоэтажка на заднем плане- это ул. Посадского 314.

По Яндекс панорамам похоже.

В "110 лет СГРТ" это упомянуто. Как и то, что об это же время на Привокзальной стояли разукомплектованные неиправные троллейбусы.

Хотя она на вид слишком новая.

а кстати очень похоже. поддержу эту версию. за вагонами явно виден бетонный забор, да и ракурс в этом случае правильный.

Ну пока эта версия получается основной.

 

Кто что может сказать против этой версии?

Ну видно же, что токосъёмники у вагонов отломаны, и никакого контактного провода над ними нет. Значит скорее всего так.

версия с ул. Посадского 314.отDmitry5344 ..наиболее вероятная..и 9ти этажка и виднеющийся уголок 5ти этажки говорят именно об этом..время сьёмки увы может быть любое начиная от первой половины 70 годов

А что за вагон справа?

Тоже КТМ-2, но стоит левым бортом.

Спросил у отца по поводу этой фотографии, он жил рядом с депо, на Степана Разина, 93. Всё верно, старые вагоны стояли вдоль Кировского депо. Он был школьником-пионером, вместе с местными ребятами бегали по их крышам и салонам (играли в "войнушку") эта была середина 70-х гг, примерно 1975-1976 год

Прошу уточнить-разъяснить. В какие же годы "этот старый подвижной состав" ходил по маршруту №3 ? Неужели до 1970-х,когда появились ЛМ-68?! Это если судить по написанному под фото. Какая-то нестыковка. Сам ездил на МТВ ещё с конца 1950-х и уже тогда не было "старичков",что на фото на маршруте №3. МТВ были и на маршруте №5.

Ну, чего тут разъяснять?.. Фраза "старый подвижной состав" со всей очевидностью относится не к конкретному маршруту (потому как не было никакого закрепления ПС за маршрутами), а к депо в целом.

Так что на сей раз ваша придирка не удалась.

В первой половине 70х примерно такие вагоны, как на фотографии, ходили по Кутякова. Я не помню, какой это был маршрут, но много раз на них ездил от Чапаева до Астраханской. Специально на остановке дожидался именно такие вагоны. Они ехали со страшным грохотом, сильно раскачиваясь и подпрыгивая. Мне тогда это очень нравилось, воспринималось как какой-то аттракцион и всего за 3 копейки. ..

Примерно к 1975 году они вдруг исчезли с маршрута.

Слегка отредактировал описание фотографии.

Тогда и на том участке, о котором вы говорите, это мог быть только 15 маршрут. Кстати, не помните, с одной или двумя прицепками ходили?

А к 1975 году уже пошли масштабные поставки КТМ-5, и все остальные типы ПС, кроме ЛМ-68, стали активно списывать.

Да, по идее, это должен бы быть 15й трамвай. Но там был ньюанс. Я почему-то обычно ждал эти трамваи не на остановке около почтамта, а почему-то уже на Кутякова. И, судя по тому, что вагоны были практически пустые, вполне возможно, что они шли до депо. Не знаю с какого они могли бы быть маршрута.

Как мне запомнилось, это были сцепки из двух вагонов. И они были меньше размером, чем те, которые тогда ходили по 12 маршруту.

Ещё в этих трамваях касса запомнилась, такая "пузатая", с ручкой сбоку. Кидаешь три копейки, дергаешь на себя ручку, и касса с таким интересным звонким рубящим звуком выкидывает отрубленный билет...

На 12 тогда, судя по всему, были ЛМ-57, то есть 15-метровые четырёхосники. А тут 10-метровые двухоски, КТМ-1, Х и КТМ-2, они, действительно, ходили на 1 и 15 маршрутах.

Но Х в 70-е... очень маловероятно, ведь им к тому моменту было бы уже по 40-45 лет. Чтобы где-то нулевым рейсом в 70-е были Х+М... Они могли уходить в депо через Радищева с дачных маршрутов, но это должны быть совсем ранние 70-е, потому что позже там тоже были ЛМ-57.

Вообще, базу СТТС один хороший питерский человек недавно пополнил по данным из ГАСО, и если по Х там даты списания малочисленны, то КТМ-1 и КТМ-2 очень кучно списали в 1970-73 годах, и, учитывая тенденцию полного перехода на четырёхосники, тогда же ушли и Х, если не раньше.

МТВ-82 ликвидированы, в основном, в 1975, а с конца 60-х их переделывали в прицепки.

ЛМ-57 списали прямо под перенумерацию 79 года, ни один не получил 4-значного номера.

Не спец в трамваях, но  в 1975 году  на 1-м и15-м маршрутах таких вагонов я и близко не видел.

 

Да, тогда уже должны были быть КТМ-5 из первых поставок.

Я должен пояснить.

Под "первой половиной 70х" я имел в виду скорее 1972-1973 гг.

К 1975 году таких вагонов не только на 1-м и 15-м маршрутах не было, они к тому времени уже вообще исчезли. Вероятно вот сюда (на фотографии).

В те годы (примерно с 1970 по 1974 гг.) несколько раз на разных маршрутах резко менялся подвижной состав. Похожие вагоны около 1970 года ходили на 1, 13, 14, 15 маршрутах, может быть ещё на каких-то. На 12-м тогда были МТВ. Потом, где-то ближе к 1972-1973 гг. на 3-ке появились ЛМ-68, а на 12-м ЛМ-57. Затем, ближе к 1974-1975 гг. на 12-м уже были только КТМ-5, а ЛМ-57 ходили по 5-му маршруту. На 1-м и 15-м тогда были МТВ-82, а затем тоже КТМ-5, а таких как на фотографии вагонов уже не было нигде после 1973 года. 

Пока согласуется с общей логикой и данными СТТС, да.
На витрину социализма - 3 маршрут - ставились самые свежие ленинградцы.
С 12 маршрута с большим пасспотоком и тяжёлым профилем постарались по возможности убрать вагоны с пневмотормозами, когда появились КТМ-5 без пневматики. МТВ передавали в заводскую систему. Когда пошли поставки КТМ-5 в заводское депо, МТВ убрали с центральных маршрутов 1 и 15 на 2, 7. Двухоски просто сразу ликвидировали.

Спасибо большое за разъяснение,ибо подпись под снимком требует дополнительного толкования. Извините великодушно,что заставил Вас так нервически отреагировать на свой вопрос.Задал его без всякого умысла придираться - взаправду недопонял.  P.S.В 1960-х годах во время летних каникул с однокашниками работали в депо в качестве разнорабочих. Во время обеденного перерыва отдыхали в таких вагонах стоящих на территории депо. 

От Чапаева до Астраханской можно было доехать ещё на трамвае маршрута №14 - "Волга-Вокзал",вот на него и садились Вы именно на Кутякова. Ходили там одиночки старого образца Х,с прицепами не припомню.А вот на 15-м маршруте наоборот были с прицепами (более нагруженный машрут). Спасибо за отредактированный  сопроводительный текст под снимком.

14 закрыт в 1971 году.

Если Вы взяли эту дату из какого-то источника, откуда она попала повсюду, включая википедию...

То тут ещё надо разбираться.

Например, везде написано, что маршрут №13 закрыли в конце 60х, но я лично на нем ездил в 1972 году. И он тогда, летом-осенью 1972 года ходил до кольца около железнодорожного вокзала. И там были именно такие вагоны. 

Т.е. вполне возможно, что маршрут №14 закрыли именно потому, что пустили "гибридный" маршрут №13, который ходил от Духосошественской церкви до железнодорожного вокзала с заходом на кольцо маршрута №1. 

Причудливо он тогда ходил, если через кольцо 1 на Мичурина. Зачем?

Ну и вообще, 13 же резали как кошке хвост - по частям. В конце 60-х закрыли маршрут до Предмостовой, с этим вроде бы никому спорить не удаётся, так что в классическом виде он прекратил существование, в каком-то смысле был закрыт - то есть существует такое прочтение, которое не противоречит вашим воспоминаниям.

А в Вики вот правка, всё же сохранено благодаря вики-движку: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%8...
Делайте выводы сами. Я склонен доверять статье в Вики, пока она не противоречит другим документам и источникам. Моей хронике она пока не противоречит, по крайней мере.

В википедии вообще крайне противоречивая информация, причем без всякого обоснования и ссылок на источники.

Вот, например, по Вашей ссылке:

Закрытые маршруты

...

№ 13 Ж/д вокзал — пос. Затон (закрыт в 1964-65 году)

А в актуальной на сегодня версии информации по маршруту №13 несколько больше, но она ещё более противоречива и даты другие:

1966 год

20 февраля для удобства пассажиров продлен маршрут

  • № 13 «Железнодорожный вокзал — пос. Затон»

1968 год

В связи со строительством автомобильного моста через Волгу Затонская линия по Б.Горной укорочена до ул.Чернышевского.

1969 год

Затонская линия по Б.Горной закрыта полностью, маршрут №13 ликвидирован. 

 

Закрытые (демонтированные) линии трамвая

...

1 сентября 1969 года — Б. Горная ул., Вознесенская ул., Б. Горная ул., от ул. Радищева до ул. Хвесина. Закрыт в связи с постройкой моста через Глебучев овраг и с полным списанием вагонов модели «Х» . До закрытия ходил маршрут № 13.

 

Закрытые маршруты

13. Ж.-д. вокзал — пос. Затон    Закрыт в 1968-1969 гг.

 

Т.е. они постоянно добавляют информацию и изменяют даты. Но на основании каких источников - непонятно. А обоснования, приводимые в википедии, выглядят откровенно бредово, например:

1 сентября 1969 года — Б. Горная ул., Вознесенская ул., Б. Горная ул., от ул. Радищева до ул. Хвесина. Закрыт в связи с постройкой моста через Глебучев овраг и с полным списанием вагонов модели «Х» . До закрытия ходил маршрут № 13.

И какое отношение "постройка моста через Глебучев овраг" (который строили в течение 1972 года) имела к закрытию маршрута №13 1 сентября 1969 года?

На самом деле никакого.

Наоборот, скорее всего, именно из-за этой "постройки моста", а вернее, из-за разрушения старого и постройки современного моста, в 1972 году возобновили на какое-то время маршрут №13, чтобы обеспечить хоть какую-то связь той стороны оврага с центром.

 

 

 

 

 

 

В любом случае, это не высосано из пальца, кто-то где-то это вычитал, вот что я имею в виду. Так что за неимением гербовой бумаги пользуемся пока обычной. Статью, к слову, отчасти писал и Жабкин, а он в теме разбирается.

Строительство моста имело прямое отношение к закрытию 13 маршрута, потому что после него район Предмостовой площади стал обслуживаться троллейбусом в общем контексте замены трамвайной сети на троллейбусную. Из района Духосошественского собора предполагалось выходить по более-менее благоустроенной Вознесенской прямо на Московскую к троллейбусу же, из района Горной-Некрасова - к трамваю на Радищева-Горной.
Вполне возможно, что было закрытие в 65-66 и возобновление в 69-72, одно другому не противоречит. В общем, тут много можно писать и дискутировать, но см. первый абзац - пока нам другой информации не завезли.

Ага,примем к сведению. И  ещё примем к сведению,что 1971-й год есть первая половина 1970-х о коих и упоминает автор. 

Уж больно незначительную долю от этой "первой половины" составляют 14 месяцев.

Ну,Вы прямо как обманутый дольщик. А ведь Ваша доля аж 23,3%! Неплохо!

Помню (без Википедий),что на занятия в район Поздеевской больницы в 1969-1970гг.добирались из города сначала трамваем маршрутов №1,6(?),14 до Челюскинцев-Октябрьской и далее пешком или трамваем №12 до Радищева  и по  Б.Горной тоже пешком. Трамвай №13 не ходил.

Да, и Старков, ЕМНИП, писал, что был длиннущий 6 маршрут Мичурина-Подшипниковый завод об ту пору.

Трамвай №13 не ходил с 1969 по 1971 год.

А в 1972 году его опять пустили, думаю на время сноса старого / строительства нового моста через Глебучев овраг.

Да,маршрут №6 "Волга-Подстанция" был весьма протяженный. Когда закрыли точно не помню,но в 1960-е действовал. Неоднократно ездил к дяде который жил в районе Шарика в  Южном поселке.

Двухосники (все) списали в конце 1972- 73 г. Последние вагоны "Х" кроме 13- го ходили по дачной линии, с 2 прицепными, в депо попадали по Б. Горной- Горького- Кутякова. ЛМ- 57 работали сначала на 3 м-те, после замены на ЛМ-68 поставлены, кроме 12, на  9 и 10, МТВ с этих м- тов+ поступившие КТМ-5 пошли на замену 2х осников.