Дом Волкова-Песковского, двор

Челюскинцев, 16. Дворовой фасад
Источник: 

книга Бедрицкого и Семенова "Старый Саратов, исчезнувший и сохранившийся"

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1985-1988 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Из обсуждения на Фейсбуке:

Андрей Мушта

Этот дом - очень интересная страничка истории Саратова. Появление галерей или веранд, очень часто, ориентированных не столько во двор, но одновременно и в сторону Волги, относится главным образом, к XIX столетию. Таких типичных когда-то для Саратова домов с верандами и террасами сохранилось меньше десятка. Дворовый фасад дома Баратаева был повернут от Волги в противоположную сторону, поэтому такую веранду там приделали к главному фасаду. На верандах ставился после обеда самовар и здесь домочадцы чаёвничали, по крайней мере, так это описывал И.Я.Славин. У этого дома (мне он был известен, по данным Е.К.Максимова, как дом Песковского ( по уличной фамилии- такие в Саратове тоже были- владельца!) есть одна необычная особенность, загадка. Грубо говоря, фасад этого дома относится к стилю неоренессанс или псевдоренессанс (это подстиль эпохи эклектики) это примерно середина XIX столетия (я бы по стилю датировал его интервалом 1840-1870), а вот дворовый фасад прямо указывает на эпоху ампира- это первая четверть XIX века (скорее всего 1815-1820). Логичнее было делать наоборот- к ампирному дому Кожевникова приделана более поздняя псевдоготическая лоджия. Но с домом Песковского именно так. Для чего потребовалось новое оформление фасада через 30-40 лет после строительства- непонятно. Комплексное обследование этого дома может принести сюрпризы- например, цокольный этаж этого здания вообще может оказаться концом XVIII века. И очень важно понимать, что наслоение двух эпох это не недостаток, а изюминка этого здания, потому что оба культурных слоя очень качественные с художественной точки зрения.

 

Артем Пузанов

О доме и его владельцах подробно рассказывается у Давыдова в "Зримых образах Саратова". Там указано, что он был построен в конце XVIII в. - возможно, на месте деревянного дома губернатора. Первым владельцем был купец Волков (Песковский тож), в середине XIX в. дом перешел к купцу Бабушкину. По предположению Леонтьевых, уличный фасад был перестроен в посл. четверти XIX в.

 

Андрей Мушта

спасибо, не знал. Последняя четверть XIX века в Саратове была немного более пышно-изукрашенной, как мне казалось,- типа дома Сибриной на Московской. Я бы датировал перестройку временем до появления кирпичного стиля ( до 1870-х), или даже чуть раньше ( в середине 19 века в эклектике профили-карнизы выступали из плоскости стены незначительно, а здание ещё штукатурили полностью. А позднее пластика фасада была помощнее, но если и штукатурили- то только главный фасад и пилястру на брандмауэре).

 

Артем Пузанов

Вполне возможно, это ведь только предположение Леонтьевых. Точных данных о перестройках дома в XIX в., к сожалению, нет.

 

Андрей Мушта

В XIX веке писали, что город Саратов спускается к Волге амфитеатром. Сценой, естественно, была сама Волга. Рельеф в сочетании с малоэтажной застройкой способствовал тому, что отличные виды на Волгу открывались из массы мест, которые сегодня полностью перекрыты соседними зданиями. Мне кажется, что со вторых этажей дома Бабушкина и двух домов на Московской Волгу было видно.

 

Роман Фомин

В нескольких местах штукатурка отвалилась. Дворовая часть северного крыла дома Волкова выполнена из большемерного кирпича XVII века. Остальное здание построено из кирпича 1770-х.

Это подтверждает архивные данные о строительстве на этом месте старообрядческого молельного дома в 1775 году.

В это здание и был включен дом XVII века.

 

Андрей Мушта

Спасибо! Году в 1983 я водил бывшего архитектора-реставратора из Казани, показывал "вкусный" для профессионалов Саратов. Звали его Рустэм, фамилию не помню. И вот он мне впервые поведал и о постоянном уменьшении размеров кирпича из века в век, и об обрушенных в XIX столетии сводах на вторых этажах. Рассказал о кирпичах с точками и с диагональными чертами на тычке. Это невероятно интересно, когда рассказывает профессионал. Кирпич - это довольно точная привязка ко времени и к месту изготовления (в Саратове на Горкоме Партии стоит кирпич из Прибалтики, а на Пугачевской есть здание с кирпичом из г.Куйбышева). Мы с архитектором Владиком Левинсоном пытались собрать, в свое время, коллекцию саратовского кирпича, но ресурсов совсем не было(.

 

https://www.facebook.com/groups/2099138370342876/permalink/2593608780895...

Опять этот Фомин со своим кирпичом якобы XVII века... Всё-то ему наймётся Саратов удревнить.