Конка

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Своим рельсовым маршрутам Саратов обязан энергичному предпринимателю – «отцу» конки и «дедушке» трамваев Леониду Блюммеру.

Конка – конно-железная дорога появилась в Саратове 1 мая 1887 года. «Отцом» конки и, следовательно, «дедушкой» трамваев стал известный журналист, публицист, юрист и общественный деятель Леонид Петрович Блюммер.

 

 Прежде чем обосноваться в купеческом Саратове, неутомимый предприниматель, потомственный дворянин успел отучиться в столичных университетах, пожить в Европе (где выпускал революционные журналы) и побывать в ссылке!

 

В нашем же городе Блюммер развил бурную деятельность. Прокладка рельсов обошлась бизнесмену недешево: ежегодная рента в городской бюджет составила 1000 рублей. Плюс жесткие рамки строительства – все работы по укладке полотна на каждой улице должны были проводиться в двухмесячный срок, перекрывать движение запрещалось. Сегодня таким стандартам можно только позавидовать! 

Первые рельсы появились на улице Московской – от железнодорожного вокзала до Музейной площади (ранее – Старособорная) и на Чернышевского (Большая Сергиевская) – от Московской до Горького (Александровская). Движение по конно-железной дороге было левосторонним. Вагоны представляли собой открытый кузов с широкой подножкой без боковых стенок с крышей на стойках. В них вмещалось всего 24 пассажира. Правила поведения в конке запрещали «курение табаку, провоз собак», отдельным пунктом шло: «не плевать внутри вагонов».

Вскоре было открыто еще несколько маршрутов, но «золотого века» саратовской конки ее основатель не застал. После его смерти в 1888 году конно-железная дорога служила для перевозки горожан еще 20 лет.

Алена Мартынова

http://www.sar.rodgor.ru/gazeta/191/history/3142/

Жетон Саратовского общества конно-железной дороги.

Кто такой Т.В.Смоленский?

 

Носили его, например, так.

 

В.Бейерем. Бельгиец, очевидно..

 

Кто такой Смоленский, неизвестно. За 20 лет там много кого перебывало, думаю, тем более что акционерное общество...

Может по господину Медведеву что найдётся ?

Фамилия больно знакомая, где-то я её уже слышал 

Медведев явно выше рангом, чем Смоленский - жетон у него золотой, а не серебряный.

У Смоленского тоже золото (Or), 18 карат проба, то есть 3/4.

P.S. Пардон, не туда посмотрел - это у бусурмана золто.

18 карат, это 750 проба 

Ну я и говорю 3/4...

Известен ещё один экземпляр

Файлы: 

Их уже известно около десятка 

Купец Н.И.Хватов

 

Ну да, поздняя фантазия на тему, что и требовалось доказать.
 

Это не было конечной с тупиком, был заезд линии на товарную станцию только в дни гуляний. Весь Саратов 1900 г.

Про то, что к Народному театру не было регулярного движения, общеизвестно. Что вы хотели сказать - я так и не понял.

Он хочет сказать, что никакого тупика, "кольца" или конечного разъезда там не было.

В те дни, когда конка туда заезжала, она именно заезжала. Т.е. сворачивала с основной трассы на эту ветку, затем объезжала вокруг театра и опять по этой ветке выезжала на основную трассу и ехала дальше до обычной конечной.

А зачем такие сложности? Зачем кривые, зачем стрелки? В тупике перепрячь, и всё. Даже треугольника на ответвлении не надо, только стрелку. Матчасть же, а АлександрВ претендует на то, что он знает по транспорту матчасть.

"Помимо кучера, или попросту вагоновожатого, конку обслуживали кондуктор и два мальчика-форейтора, которые впрягали лошадей и помогали преодолевать затруднительные участки пути: например, на конечной станции выпрячь лошадей и поставить их с другой стороны вагона, чтобы отправиться в обратный путь."

Это из истории петербургской конки.

У нашей конки в вагоне мальчики тоже катались?

Про форейторов мне не попадалось ничего в источниках, только кондукторы и кучеры. НЯП, на подъёмах припрягали дополнительных лошадей, кто этим занимался, не написано.

Кем конка управлялась?

 

Управлялась конка кучером (вагоновожатым) и кондуктором, эти должности могли занимать только мужчины, поскольку работа была очень сложной.

Работа кучера требовала большого мастерства, так как лошадей запрягали в ременные постромки, которые прикреплялись к тяжелому вальку, оглобли и дышло отсутствовали, поэтому даже при небольшом уклоне при съезде вагон мог покатиться на лошадей и покалечить их. Поэтому нужно было чувствовать, когда притормозить. Сидел кучер на небольшой площадке, в одной руке у него были вожжи и кнут, а другая всегда лежала на рычаге ручного тормоза. Кроме того, вагоновожатый должен был расчищать дорогу от зевак, звоня в колокол, дергая за шнурок. Звонил колокол довольно часто – люди переходили дорогу в любом понравившемся месте, а пьяные нередко сами лезли под вагон.

По прибытии на конечную остановку кучеру нужно было снять валек с крючка, перевести лошадей на другую сторону и установить колокол с тормозом.

В обязанности кондуктора входило продавать билеты пассажирам, также давать сигналы для отправления и остановки конки. Если спуск был довольно крутым, то в торможении вагона принимал участие и кондуктор.

Возле крутых подъемов к конке цеплялась дополнительная пара лошадей, со своим кучером, которые после преодоления подъёма отцеплялись и ждали следующую конку.

http://kohuku.ru/loshadi-i-lyudi/nezamenimye-pomoschniki/4931-chto-takoe...

Потому что гораздо проще и быстрее было просто проехать по этой петле (и поехать дальше, до конечной остановки), чем делать дополнительную конечную остановку с перепряганием лошадей. А ведь кроме перепрягания (для чего нужны дополнительные люди), лошадей ещё нужно кормить, поить, а возможно и менять, если им нужен отдых.

Быстрее не надо было. Труд тогда строил гроши. А вот дополнительные расходы на строительство пути, на спецчасти - это имеет значение.

Плюс вы как-то смешиваете в кучу понятия конечной точки маршрута, станции (которая имеет отношение к оплате проезда) и смены лошадей. Лошадей как раз перепрягали прямо посреди маршрута на остановках, насколько я помню источники. И вся перепряжка заключается в том, что надо вынуть палец из проушины. Лошади отдыхали, кормились и поились совершенно независимо от вагонов и поездных бригад, "лошадиных бригад" был запас.

Вот и я об этом думаю.  Исходя из того, что после театра людям приходилось бы ждать пока перецепят, конечно, у нас в Саратове  вагоны тянула одна лошадь, и это облегчало кучеру направить ее и перецепить.  Но ему еще надо было тормоз и колокол  переставить, как я понял.

 Не знаю, в источниках не нашел  сколько времени на это затрачивали.

Но на всем известной схеме у саратовской конки  везде кольца, кроме старособорной площади.

Какой схеме?

у нас в Саратове  вагоны тянула одна лошадь

Ну например, сильно не копаясь:

https://oldsaratov.ru/photo/22153

https://oldsaratov.ru/photo/4786

 https://oldsaratov.ru/photo/5669

Линия у Товарной станции на последнем фото.

Схема та, что нарисована по каким-то источникам.  Почему она нарисована именно так?

Файлы: 

Вот, вы совершено правильный вопрос задали - почему она нарисована именно так? Ответ на него: а пёс её знает. Иметь по ней представление о трассировке маршрутов можно, потому что в этом осна согласуется с источниками, а пользоваться ею как чертежом путевого развития - нельзя.

"Сложности" вот зачем: Конка ходила между станциями- местом смены/ перепряжки лошадей. Вне станций (кроме +/- лошадей перед/ после подъёма) перепряжка и смена не предусматривалась. "Станцией" так же называлась дистанция между станциями- местом смены/ перепряжки. Оплата проезда была по таким станциям. Смысл в том, что пассажир доезжал до сл. станции без задержек. Заезд к театру не считался станцией т. е. смена/ перепряжка не предусматривалась, станция была на Полтавской пл., похоже и разворот был кольцом.

Схема во "Вчера Сегодня Завтра" это подтверждает- нарисована позже, но вряд ли "от балды", приводится список линий со ссылкой: Гос. архив Саратовской обл. ф. 173, ед. хр. 1.

План 1900 г.- на Слонова тупик перед Университетской, на плане 1904 г. этого заезда нет, но на обоих есть даже тупик на Горького/ Московской Ильинской линии. Малодеятельную линию могли изобразить с ошибками или не изображать вовсе.

План 1907 г- не конка, это уже утверждённые трамлинии, есть всё, даже не сделанные спуск по  Часовенной или петля вокруг гор. театра. Нет дачной линии (утверждена позже)- конечной на Б. Казачьей. Ветка к народному театру здесь по Рабочей и заканчивается у входа в театр, но трамвай так и ходил.

 

Есть планы того времени, на них и надо ориентироваться, а не на какую-то "всем известную схему" неизвестного происхождения:

Вот здесь, правда, кружки, но, думаю, они все равно обозначают тупики. Единственная петля - у вокзала:

Две карты на них схемы, последняя вообще трамвай.

Понятно, что ничего не понятно. )

Ничего мы не знаем про конку. Даже откуда и куда ходила точно не известно.

Да, последняя трамвай, я ошибся. Но чем вас первые две не устраивают? Там все вполне понятно и подробно указано.

Схематично все. Даже конечные, по 1904 Ильинская линия шла до Дегтярки. по 1890 она теряется возле Печального переезда. Точно так же, как линии теряются у Товарной станции, у Вокзала, у Народного театра.

  Вот Сергиевская линия куда шла? Получается только до больницы?

Вот поэтому ничего не ясно. Хотя, конка была всего 18 лет, строилась, изменялась. Но ведь должны же оставаться какие-то документы, договора  с городом. Пока не найдены?

 

В смысле "схематично"? А как должно быть на плане? Спутниковых снимков не было тогда... Не теряются, а заканчиваются. Да, получается, до больницы. Все, по-моему, вполне ясно.

Не 18, а 21 (1887-1908). Документы наверняка лежат где-нибудь в архивах, ждут, когда ими кто-нибудь займется и опубликует.

P.S. Вынесу-ка я это на форум, обсуждение вышло за рамки фото https://oldsaratov.ru/photo/40252.

Правильно сделали, что вынесли.

Занимательно,  на этих картах Царицынская улица это нынешние и Слонова, и Киселева-Первомайская. )

Слонова - Малая Царицынская (выше иппподрома написано "Мал.").

Правление Акционерного общества конно-железных дорог города Саратова. 1888–1908

Ф. 174, 1 оп., 216 ед. хр., 1887—1908

Аннотация

Журналы и протоколы заседаний правления, протоколы общих собраний акционеров Общества, книга приказов по управлению дорог, инструкции кондукторам, сметы, отчеты правления, договоры с Саратовской городской управой на эксплуатацию дорог и ремонт мостовых, кассовые книги конторы, ведомости на выдачу жалования рабочим и служащим, ведомости по продаже пассажирских билетов, список акционеров общества, списки полицейских, обслуживающих линии конных железных дорог.

Опись № 1

Вполне вероятно, что Сергиевская линия Белоглинского оврага не пересекала. Спервоначалу-то и трамвай шёл верхом по Бахметьевской до Ильинской и по мосту на Ильинской. Вполне вероятно, что и от Печального переезда до Дегтярной площади конка дошла между 1890 и 1904 годами. Документы наверняка есть, кто бы их только публиковал.

По Ильинской линiи во время перехода пароходныхъ пристаней подъ Дегтярный взвозъ ходитъ одинъ добавочный вагонъ и ожидаетъ пассажировъ на Дегтярной площади.

Из продолжения в том же справочнике 1900 года, цитировавшемся выше.