Кое-какие мысли по поводу источников от А. Горбунова
От Эльронда - Сам Андрей давно и пристально следит за сайтом, но предпочитает почему-то делать это анонимно, я выступаю тут в роли связного. Далее по его письму курсивом с моими отметками прямым шрифтом:
На сайте в комментариях где-то нашёл твои мысли по поводу неравномерного распределения имеющихся снимков по территории Саратова и по нехватке источников.
Что касается первого, тут всё объективно-субъективно закономерно. В прежние годы площадь города была меньше. Заводской-Сталинский район появился в 30-е, когда сразу три крупных завода вступили в строй. Ленинский район до 40-х годов был лишь трамвайным маршрутом и считался фактически загородней территорией. Так что до того времени снимать эти места - поля, склоны, огороды, редкие улочки особой надобности не было. Да и в годы войны было не до фотографий, а любой человек с фотоаппаратом рисковал быть пойманным как шпион.
Если судить, окидывая точки охвата сверху, да, окраинные районы намного отстают от центра и Волжского района. Но в центре кварталы маленькие, много учреждений, каждое здание с историей - их охотно снимали. А Заводской и Ленинский - это в первую очередь важные заводы, аэродромы, военные училища, кладбища. Они занимают львиную долю территории. И опять-таки снимать эти объекты простым гражданам было чревато. Так что тут всё логично. Да и в центральных районах, если копнуть, целый ряд улиц вплоть до 80-90-х был застроен деревянными домами (так называемые районы-Шанхаи) или каменно-одноэтажными домами, вид которых не вызывал больших позывов к съёмке.
И до сих пор есть шанхаи эти. Надежда, главным образом, на энтузиастов вроде Германа Рассветова - он же тоже снимал самые обычные улицы, порой во всей их грязненькой неприглядности.
Плёнки в советское время дефицитом не были (разве что повышенного качества), фотоаппараты тоже. Но процессы обработки плёнки, печати, просушки были сильно долгими и утомительными. Так что не всем любителям удавалось постичь это высокое искусство. Если на фотке лица были различимы, цель считалась достигнутой. Требовать от любителей высокого качества, естественно, сложно - это реалия. Конечно же, плёнку в первую очередь тратили на запечатление родных, семейных праздников. До архитектуры и города руки уже нге доходили.
О, это-то мне очень хорошо известно, я в своё время сам хотел освоить проявку-печать, но чёрно-белых плёнок и бумаги в продаже уже не было, цветные в кустарных условиях обрабатывать практически невозможно, а самому накатывать эмульсию на пластинки, строить деревянную камеру и вообще повторять технологии середины-конца 19 века у меня не хватило энтузиазма.
Ладно, это лирика. По поводу возможных источников. Есть ряд соображений, которые (возможно и наверно) уже сообществом использовано, но возможно и нет. При каждом заводе и организации в советское время были профессиональные фотографы, которые фиксировали все эпохальные события для своего музея, для будущих поколений. В газетах Саратова были фотокорреспонденты. Можно попытаться этих фотографов или их потомков разыскать. Даже в заводских газетах-многотиражках обычно фамилии авторов фото указывались. Заводы могли развалиться, музейные фонды пропасть, но на руках снимки или негативы высокого качества остаться могли.
Насколько я знаю, в 2 районах города - Ленинском и Заводском в последние годы предпринимались попытки создать Музеи трудовой славы, бросался клич нести фото и документы прошлых лет. Если эта идея хотя бы частично была реализована, можно попытаться найти людей, занимавшихся этим и привлечь их к нашему проекту.Показать часть цитаты
Эту информацию донесу, безусловно. (и доношу)
Вообще личные знакомства и контакты гораздо полезнее официальных запросов. Было бы интересно время снимков уточнить при помощи гаишных баз: там же десятилетиями фиксировались факты постановки и снятия с учёта автомобилей. Эти данные помогли бы уточнить даты снимков, на которых видны номера автомобилей. Аналогично с парком троллейбусов-трамваев. Отыскал в книжке статистику: на начало 1952 в Саратове было всего 5 троллейбусных машин, в 1960 - уже 123.
ГАИшными базами старыми располагает (или имеет доступ) бирка-бирка, т.к. он связан крепко с поисковиками-реставраторами старой техники. Но эти сведения едва ли будут полезны - в советское время автомобили не переходили из рук в руки слишком уж часто, жили долго, и промежуток между постановкой на учёт по данным госномером и снятием с учёта данного конкретного автомобиля, скорее всего, окажется слишком велик, и датировать фото с ним удастся гораздо уже по другим деталям. Вдобавок снимки с достаточно чёткими госномерами редки.
С электротранспортом ситуация куда интереснее. Есть один энтузиаст по имени Ааре Оландер, который располагает, судя по всему, едва ли не полными базами данных по всем трамвайным и троллейбусным хозяйствам бывшего СССР. Я ему писал, но он сидит на этих данных, аки собака на сене. Возможно, он раздобыл их не совсем легально и чего-то боится, возможно, хочет таким образом выглядеть "великим и ужасным" в глазах активистов-электротранспортников, чёрт его знает. Если на сайте СТТС, куда я систематически толкаю старые снимки, появляется неточность. он может прийти и исправить её, указав с точностью до месяцев, когда подвижной состав данного типа ходил, и по каким маршрутам чаще всего, но, например, раскрыть карты и просто заполнить базу сайта по г. Саратову номерами вагонов и датами их получения-списания, он нужным не считает. Я пробовал достать из него информацию в личном порядке, но безуспешно.
Можно зайти с другой более конкретной стороны. Фильм "Строится мост" снимался в Саратове. В фильме строящийся мост, будущую набережную и улицы Волжского района показывают многократно. Я особо в технике не подкован, но думаю, что диск с хорошей записью фильма можно при желании превратить в целый ряд нужных фотоизображений. В фильме "Она вас любит" (Вицин, Носова и др.) минут через десять после начала несколько секунд показывают наш университетский городок в районе фонтана. Тоже источник.
Это уже всё вытащили на стоп-кадры. Беда в том, что фильмы эти оцифрованы со сжатием и сравнительно низким разрешением. Если бы были доступны плёнки, можно было бы отсканировать необходимые кадры с полным разрешением.
Есть и другие мысли, но на сегодня, думаю, хватит.
Комментарии
Я, помнится, люто позавидовал, прочитав в "Девушке с татуировкой дракона" (прошу прощения за гиперцитирование):
"Газетный фотограф в среднем снимает от двух до десяти пленок в день. Во время крупных мероприятий это количество легко может удваиваться. Каждая пленка содержит тридцать шесть негативов; следовательно, в газете нередко скапливается за день более трехсот снимков, из которых публикуются лишь единицы. В дисциплинированных редакциях пленки разрезают и укладывают негативы в специальные кармашки, по шесть штук в каждый. Одна пленка занимает примерно страницу папки для негативов, а в папку помещается около ста десяти пленок, итого за год получается от двадцати до тридцати папок. С течением лет их накапливается безумное множество; в большинстве случаев эти материалы не имеют никакой коммерческой ценности, но постепенно перестают умещаться на редакционных полках. Вместе с тем каждый фотограф и отдел фотографии твердо убеждены в том, что снимки являются историческими документами чрезвычайной важности, и поэтому ничего не выбрасывают."
Что-то мне подсказывает, что у нас дело обстоит совсем не так. :(
почему не так?
А что, так? В части хранения, я имею в виду? То есть к ним просто нет доступа? У нас ведь, насколько я помню, есть люди, связанные, в прошлом, во всяком случае, с этой сферой (и вы тоже, если я ничего не путаю, из их числа)? Тогда где же фотки? ;)) Я просто не в теме, да и многие здесь, думаю, тоже. Объясните, пожалуйста.
>>>на начало 1952 в Саратове было всего 5 троллейбусных машин<<<
вот этот момент требует уточнения - то есть, линий ещё не было, а троллейбусы уже были?
Возможно, Андрей просто ошибся точно на год.
Тогда всё верно, осенью 1952г. на линии начали работу первые 5 троллейбусов.
на 8й дачной потихоньку строю дом, там у меня в соседях тётушка одна, случайно выяснилось, что она работает в госфильмофонде. Как вот более-менее завершу стройку и перееду, можно попробовать закинуть удочку по поводу фильмов из архива.
>>>ГАИшными базами старыми располагает (или имеет доступ) бирка-бирка<<<
база-то есть, да беда в том, что последняя версия базы со старыми автомобилями, точнее, учетными записями регистрации, датирована 01.01.2005г. В последующих версиях базу "почистили" от "старья", и теперь старой техники там почти не осталось. Справедливости ради замечу, что такая "чистка" вполне оправдана, ибо бОльшая часть ретро-техники даже на 01.01.2005 уже реально не существовала, хотя числилась в БД. Например, из порядка 50 единиц стоявших на учете ГАЗ-М1, реально удалось найти лишь две машины, остальные это "мертвые души". Так что ГАИшники по-своему правы, почистив базу от таких несуществующих машин.