Дубовские секты. Архив Нины Суховой
Дубовские сектанты копали пещеры и укладывались в гробы //Вечерний Волгоград. 6.10.2016. №202
? Ваша газета часто
печатает интересные факты из истории нашего края . но есть сведения , о которых нечасто можно услышать. например, мало известно о том ,какие страсти кипели вокруг сект , то и дело появлявшихся в нашей Дубовке . расскажите об этом – это было бы интересно прочитать многим! Виктор Иванович, историк, г. Волгоград
Уважаемый Виктор Иванович! Выполняем вашу просьбу и публикуем очерк о событиях, связанных с появлением сектантов в нашей области.
Что ни улица – своя вера
- Удаленность от центральной власти, слабое местное управление и полицейский надзор создали благоприятные условия для появления в Дубовке сектантов, – говорит краевед Нина Сухова.
– Кого там только не было: что ни улица, то своя вера и свой поп, что ни переулок – свой начетчик!
По словам эксперта, в одной семье могли быть члены четырех разных сект: отец – молоканин, жена – нетовка, сын – спасовец, его жена – поморской секты. Каждая секта чудила по - своему. Одни маниакально копали, другие практиковали вегетарианство, что считалось по тем временам делом нездоровым, третьи просто молчали.
Бросить все – и в землянку
Архивные документы хранят историю семьи Богатенковых, которые за свои религиозные убеждения оказались на скамье подсудимых.
– Аким Богатенков происходил из простолюдинов, но, занявшись кожевенным производством, нажил состояние, – рассказывает Нина Сухова. – С возрастом супруги стали религиозными, перестали устраивать пиры, отстранились от прежнего круга своих знакомых, стали скромнее одеваться. Дальше – больше: дубовчане рассчитали прислугу, продали хозяйство, производство и просторный дом, а сами переселились вместе с детьми в землянку. Вскоре у них появились последователи – в землянке по соседству поселились их родственники Киселевы. В течение трех лет молчальники не привлекали к себе внимания. Но вдруг на Масленицу 1866 года все 15 человек появились на улицах Дубовки.
– Они шли строем, вооруженные двумя охотничьими ружьями и саблей, а также картонными и деревянными сабельками, изображая воинство Христово, – рассказывает Нина Сухова. – Они беспрепятственно прошли всю Дубовку до полицейского управления, где собирались сдать деньги на хранение. Однако там их разоружили, изъяли сбережения и арестовали.
В Сибирь!
Судебный процесс длился три года. В статье Александра Пругавина «Неприемлющие люди» дается описание разбирательства в Саратовском окружном суде.
«На скамье подсудимых сидели мещане посада Дубовка Аким Романов Богатенков, Василий Парфенов Киселев и жена последнего Анна Гаврилова. Немало хлопот судьям наделали эти странные люди. Началось с того, что они отказались войти в зал суда. Их ввели с силою, силою посадили на скамью.
– Подсудимый Богатенков! – вызывает председатель.
Богатенков продолжает молча и неподвижно сидеть на скамье, где его посадили, не обращая ни малейшего внимания на председателя.
– Как ваше имя, отчество и звание? – продолжает председатель.
Богатенков хранит гробовое молчание.
– Сколько вам лет от роду? Получили ли обвинительный акт?
Ноль внимания! Богатенков безучастно смотрит вверх и молчит, как убитый.
То же самое проделали и остальные подсудимые: ни на один вопрос они не произнесли ни одного звука. Обстоятельство это, однако, не помешало состояться судебному процессу. Прокурор энергично требовал для подсудимых строгого и примерного наказания, так как видел в них людей, не признающих таких основ государственности, как суд...
Молча и, казалось, совершенно безучастно выслушали они обвинительный приговор, который обрекал их на далекую ссылку. И только тогда обнаружили некоторое оживление, когда председатель приказал конвою отвести их обратно в тюрьму: они быстро поднялись со своих мест и поспешили поскорее оставить зал суда».
Младших детей Богатенковых у крамольных родителей отобрали, дубовское общество приняло их на свое попечение, а в 1874 году они получили отобранные у родителей деньги.
Подземный городок
Представители некоторых сект отличались любовью к земляным работам, полагая, что лучшего места для очищения от грехов, чем пещера, попросту не существует. Среди «пещерных копателей» Заволжья в Сталинградской области особое распространение получили «подпольники» и «еноховцы» (летуны).
– Основ а т е л е м с е к т ы «еноховцев» был зажиточный крестьянин из с е л а Верхняя Ахтуба Андрей Черкасов, – рассказывает Сергей Иванов, религиовед, пресс-секретарь Волгоградской епархии.
– Суть учения состояла в проповеди скорого пришествия на землю пророков Илии и Еноха, которые по воле Бога должны будут учинить суд над грешниками. Сектанты считали Черкасова воплощением Иоанна Богослова, дубовского священника Николая Благовещенского – Енохом, а известного подвижника и проповедника Иоанна Кронштадтского – Илией. Сначала один, а позднее с приверженцами Черкасов стал рыть пещеры близ села Безродного, взяв за образец подземелья Киево‑Печерской лавры. Здесь он развешивал дорогие иконы, лампады и кресты, устраивал массовые моления и мистификации, активно собирая пожертвования с обманутых людей. В пещере висел котел, в который он клал самовозгорающийся кусок фосфора, объявляя это чудом.
Допрыгались
Вскоре власти закрыли кельи черкасовцев, а пещеры разрушили. Однако после ссылки главного мистификатора его дело продолжил Михаил Шашков из села Заплавного. В своих проповедях он рассказывал «о красном драконе», который скоро сожжет все на земле и от которого одно спасение – под землей, в длинных подземных ходах с большими комнатами. К началу 1923 года в Заплавном насчитывалось 44 шашковца, говорит Сергей Иванов. Со временем часть молодых людей увлеклись комсомольскими идеями, а пещеру, которую религиозный фанатик копал в течение 20 лет, размыло из‑за дождей. Но Шашкову удалось возродить секту и вдохновить единоверцев на «великие» дела. 29 июня 1928 года было объявлено датой конца света. Жители двух сел Заплавного и Безродного – активно готовились к апокалипсису: били посуду, резали скот, пошили белые саваны, иные легли в приготовленные гробы.
– Чтобы помочь Богу забрать их на небо живыми, «еноховцы» полезли на крыши домов и, размахивая руками, стали прыгать кверху, – рассказывает Иванов. – Многие поломали и вывихнули себе руки, ноги, получили тяжелые увечья, некоторые умерли. Достоверно известно, что небольшая по численности группа «еноховцев» существовала в области даже в 1952 году.
За «Евангелие»
Тостого платили
по 100 рублей
До сих пор в Дубовке живут потомки «толстовцев» – последователей религиозного учения Льва Толстого. В его основе – идея непротивления злу насилием, проповедь любви и всепрощения. При этом последователи секты отказывались от уплаты податей и несения воинской службы, практиковали вегетарианство, идеализировали патриархальный уклад и сельхозтруд.
– Религиозно‑нравственные сочинения Толстого стали проникать в Д у б о в к у в конце
1890‑х годов, – рассказывает Людмила Курышова, кандидат исторических наук. – Из учителей, купцов и ремесленников организовался тайный толстовский кружок. Вскоре нашелся и руководитель в лице местного жителя Иоганна Фридриха (Федора) Христиана Граубергера, который получил общее образование, учительствовал, хорошо знал произведения Толстого. С самим великим писателем Граубергер познакомился в 1893 году, переписывался с ним, неоднократно приезжал в Ясную Поляну. Дубовчанин получил от Льва Николаевича рекомендации распространять книжку Григория Петрова «Евангелие как основа жизни христианской», где изложены отчасти протестантские, отчасти толстовские идеи.
В 1897 году толстовство было объявлено вредной сектой. За пропаганду взглядов Толстого Граубергера неоднократно арестовывали и высылали из Дубовки. В очередную «ссылку» его жена, по словам Людмилы Курышовой, даже обратилась к Толстому с просьбой похлопотать за высланного с родины мужа. «Матерый человечище» принял беду дубовчанина близко к сердцу. Он писал ссыльному: «Я вас помню, люблю и боюсь за вашу горячность». Толстовцы кучковались в Дубовке и после ссылки Граубергера. Чтобы поближе познакомиться с идеями своего духовного гуру, они за бешеные деньги покупали изданные за рубежом книги. Например, за «Евангелие» Льва Николаевича платили 100 и более рублей. А в год 80‑летия Толстого дубовчане даже открыли библиотечку одного автора в одной из чайных города и скинулись на портрет
писателя.
Наталья Хайрулина
Сказали "Спасибо!"
Пока еще никто не сказал "Спасибо!"
Все комментарии