Саратов в 1707 году

Рисунок голландца Корнелиса де Брюина (Брюйна, Бруина, правильнее - Брёйна). "Предместье его раскинуто вдоль реки на полчаса ходьбы".
Источник: 

Семенов, Бедрицкий "Старый Саратов, исчезнувший и сохранившийся"

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1707 году.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Опять же, какие есть узнаваемые объекты?

Левая, самая крупная,  башня - башня-раскат, на которой устаналивалась дальнобойная артиллерия. Находилась примерно на том углу, где поворачивает Октябрьская улица - магазин "Антей". Опытные люди еще распознают на рисунке Кабацкие или Казанские ворота (улица Челюскинцев).

Сомневаюсь, что на рисунке Волга изображена. Что она, 50 метров в ширину была что ли? Если представить, что художник рисовал, находясь на острове, то что на острове делают верблюды и лошади?? Это явно коренной берег.

Да и горы на заднем фоне заставляют задуматься: такой высоты возвышенности есть в районе Набережной космонавтов на участке от Московской до Некрасова. Ну и, что-то такое было в районе Белоглинского оврага. 

Думаю, что на рисунке не Волга, а Тайбалык (он был судоходным) или Белоглинка. Если так, то Волга справа от художника, а он рисовал, глядя на соколовогорскую возвышенность.

Давайте лучше спросим у автора:
Я нашел город на возвышенном месте без стен, но с деревянными башнями. В нем одни ворота, находящиеся в четверти часа от реки Волги; налево есть еще и другие ворота, но отдельно от города, и потом еще третьи, со стороны Москвы, по сухому пути, с частоколом между двумя последними воротами. Когда подходишь к городу с той стороны, которая лежит направо от реки, то видишь пропасть, в которой растет капуста и другая зелень. За последними воротами взору представляется открытая страна, а по ней пролегает убитая дорога, которой астраханские, русские и другие купцы, едущие сухим путем, отправляются в Москву.

В городе несколько деревянных церквей, и эти-то церкви и составляютсамые достопримечательные здания в нем. Жители там все русские и почти все солдаты, находящиеся под начальством одного правящего ими губернатора. Восемь лет тому назад город этот обращен был в пепел пожаром, но после того он совершенно перестроен вновь. Татары, говорят, делают сюда набеги, распространяя  оные вплоть до Каспийского моря и реки Яика. Считают, что Саратов отстоит на 350 верст от Самары, под 52°12' высоты.

http://blog.old-saratov.ru/vospominaniya/iz-puteshestviya-cherez-moskovi...

Резюмируя (у Кумакова сокращенный вариант): не надо ничего выдумывать про Тайбалык и прочее. Рисунок 100 раз изучен и описан. На левом берегу был калмыцкий базар, на который  путешественник напросился посмотреть: "Я сделал изображение с этого зрелища, которое и можно видеть и на котором представлены калмыки на одном, а город на другом, противоположном берегу реки".

Его задачей было показать своим домашним голландцам не пропорции, а а)верблюдов и калмыцкий базар, б) активное торговое судоходство, в) как выглядит город Саратов.

История знавала случаи, когда "уважаемые" источники, изученные много раз, откровенно лажали. Вы сами посмотрите - неужели и правда эта речушка шириной не более 50-70 метро по-Вашему Волга??? Это что ж такое тектоническое случилось за 300 лет, что она из 50 метров превратилась в 3 500 метров? Это первое. И второе - с каких это пор Энгельсская сторона стар вдруг гористой? На рисунке берег с лошадьми и верблюдами явно испещрен горами.

Это что ж такое тектоническое случилось за 300 лет, что она из 50 метров превратилась в 3 500 метров?

Заполнение Волгоградского водохранилища.

Тонко подмечено, однако :-)

Просто поразительное число людей думет, что Волга у Саратова была такая всегда.

Вот, положим, мой дед уже не знает тех времён, когда сток не регулировали, и летом все воложки пересыхали, и по главному руслу можно было ходить, едва замочив штаны, но ему хотя бы прадед рассказывал.

Ну как бы известная история, что во второй половине 19 века Волга усохла настолько, что корабли не могли причаливать к Саратову. Это ж целая эпопея была с расширением русла: «В экстренном заседании 14 января 1880 года, по выслушивании телеграммы, полученной из Санкт-Петербурга от городского головы А.И.Недошивина, Городская дума постановила: для личного ходатайства о скорейшем разрешении дела по исправлению русла реки Волга у Саратова, избрать депутацию из 6 гласных, уполномочив ее на пожертвования, какия будут признаны, по совместному обсуждению с городским головою, необходимыми по этому делу». Но в данном случае пропорции явно нарушены, это и по кораблям видно. А у Адама Олеария вообще не Волга, а малая канавка. Акцент на другом делался.

Мне известная, вам и другим краеведам известная... А остальных саратовцев 800 тысяч.

Да, я читал, что нашу воложку городскую затащило песком так основательно, что обмеление порта угрожало экономическому развитию города в царское время и позже, песок черпали, деньги вбухивали, и всё впустую. В Коммунисте 38-40 годов читал, что нужны снова неслыханные деньги для того, чтобы углубить порт, и пока водохранилище не заполнили, конца этой проблеме не было видно.

 

И это ещё что. Мне коллега рассказывал, он вырос в Сольвычегодске, на реке Сухоне, вроде река некрупная, а тем не менее у них никогда не было постоянного порта, потому что в любую весну половодье могло на месте десятиметрового омута намыть пляж, а на следующую весну весь его утащить и оставить вновь омут.

По поводу рисунка: я считаю, что это просто вид с острова, а не с левого берега, потому и так неширока кажется река.

Корнелий оставил не только рисунок, но и подробные записки о пребывании в Саратове, они не оставляют сомнения: рисовалось от калмыцкого базара на левой стороне Волги.

Источники и историки, бывает, и лажают, но в данном случае источник - сам художник, который записал, как он переплыл Волгу и нарисовал Саратов с противоположного берега. Вы от него требуете документальной точности изображения, а вот он перед собой такой задачи не ставил. Или не умел просто. 1707 год, до социалистического реализма еще пахать и пахать.

Это правая сторона. Нарисовано, возможно, именно время переноса Саратова на правый берег.

 На карте даже в 1900м году видно количество островов вблизи Саратова, и где судовой ход, так что если судно стояло возле острова и художник был на нём, то вполне вероятно.

 И, думается, верблюды запросто пройдут по броду-перекату глубиной метра полтора.

 Так же , думается, что был смысл возводить город именно возле брода-переправы.

 

Года подходят. Здесь на рисунке Корнелиуса... в 1707м, а перенесён в 1674м.

А.А. Гераклитов. Саратов. Краткий исторический очерк.

Если изгиб Октябрьской улицы повторяет контур городских укреплений 18 века, то раскатная башня, получается, стояла на месте нынешнего Альфа-банка?

 

 

Принято считать, что стены стояли по внешней стороне Октябрьской улицы, то есть магазин "Антей". Возможно, именно под этой башней были и вылазы: http://trsobor.ru/listok.php?id=674

Выложил в дополнительные реконструкцию Саратова 1707 года, сделанную протиереем Михаилом Беликовым для книги "Старый собор и старый город". В книге же подробный разбор пребывания де Бруина в Саратове в 1703 и 1707 годах, план города в начале XVIII века, новый перевод саратовского фрагмента книги де Бруина и много другого интересного. (И, да, признаю ошибку. Не башня-раскат, а Ногайская).

Возможно, изображение полностью фантастическое, возможно оно гравировалось в Голландии по приблизительному описанию. Помнится, на своей лекции в СГУ историк-краевед Е.К.Максимов подробно останавливался на этом изображении. Он считал, что башня, похожая на элеватор была именно оборонительной башней, на которой размещалась артиллерия. Druckgraphik entstammt dem zweiten Teil der französischen Ausgabe des ursprünglich niederländischen Werkes "Reizen over Moskovie door Persie en Indie, verrijkt med 300 konstplaaten...", Amsterdam, 1711. https://www.deutsche-digitale-bibliothek.de/item/YT3IFXMDTUEZTV4COAHUODW...

газета "Пресс-панорама" 1988 год

Добавил в допы