Дом Вольского

Архитектор здания Адольф Волинский. По его чертежам построен дом В. Истомина в Варшаве, а в Саратове был сооружен такой же дом для А.Н. Вольского. Фасад украшен бюстами поэтов Пушкина и Мицкевича (скульптор А. Прушанский). Строительством руководил архитектор А.Н. Клементьев. Дата строительства: 1905 -1908. Надстроен в 1958 году. Адрес: ул. Советская,30
Источник: 

"Архитекторы Саратова"

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1957 году.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

В.Н.Семёнов пишет, что А.Н.Клементьев не архитектор, а губернский инженер, то есть инженер-строитель, который отвечал за строительство дома.

 

Для всех, кому интересно расскажу историю этого дома. Информация взята из книги В.Н.Семёнова "Саратов историко-архитектурный".

 

Семёнов пишет, что губернатор Столыпин отнёсся отрицательно к установке бюстов Пушкина и Мицкевича в 1905 году. Но Столыпин был призван в Петербург, и новый губернатор граф Татищев разрешил установку бюстов. Дом был построен в 1908 году. В доме было 17 комнат. Верхний этаж занимал Вольский с женой. В доме была гостиная, зал, столовая,кабинет, три спальни, комната горничной и кухарки.  Дом украшали красивые изразцовые печи. Нижний этаж сдавался в аренду. Большой двор был окружён каменной оградой. Вольский прожил в доме почти до февральской революции 1917 года. Он продал дом  профессору саратовского университета хирургу С.И.Спасокукоцкому и уехал в Польшу. 

Журнал "Волга" . 1999 год №6 

 http://magazines.russ.ru/volga/1999/6/gapon.html

Алексей Гапоненков
"В память дружбы двух великих поэтов" 

А. А. Гапоненков

“В память дружбы двух великих поэтов”

В Саратове на Советской (бывшей Константиновской) улице есть дом, на фасаде которого в нишах установлены бюсты А. С. Пушкина и польского поэта Адама Мицкевича. История этого здания давно обросла легендами, досадно мало сохранилось подлинных свидетельств о его постройке, в том числе и из уст старожилов. Более пятнадцати лет я собираю по крупицам эти сведения.

Он между нами жил

Средь племени ему чужого; злобы

В душе своей к нам не питал, и мы

Его любили. Мирный, благосклонный,

Он посещал беседы наши. С ним

Делились мы и чистыми мечтами

И песнями (он вдохновен был свыше

И свысока взирал на жизнь). Нередко

Он говорил о временах грядущих,

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.

Мы жадно слушали поэта.

Мысль о создании дома с подобной символикой принадлежала Александру Николаевичу Вольскому, поляку по национальности, крупному судейскому чиновнику. Он родился 26 февраля 1859 года и с тридцати лет успешно служил по ведомству министерства юстиции1 . Когда в 1905 году он начал строительство своего дома, то стремился стать членом Саратовской Судебной Палаты.

В Варшаве на Иерусалимских аллеях А. Н. Вольского поразил красивый особняк русского купца Всеволода Истомина, построенный в 1887 году по проекту знаменитого польского архитектора Адольфа Волинского (1821 — 1895). Дата постройки дома была приурочена к 50-летию со дня смерти русского поэта. На фасаде расположились бюсты А. Мицкевича и А. С. Пушкина работы скульптора Анжея Прушинского (1836 — 1895). Под бюстами надпись “В память дружбы двух великих поэтов”2 . В начале века А. Н. Вольский заполучил проект дома Истомина и ему изготовили копии бюстов Пушкина и Мицкевича. Строительство своего особняка в Саратове он поручил городскому архитектору, инженеру Александру Николаевичу Клементьеву3 . Губернское правление поначалу установку бюстов не разрешило. Вольский настойчиво писал прошения на имя губернатора. Постройка здания между тем продолжалась. В 1906 году саратовский губернатор П. А. Столыпин, запрещавший устанавливать бюсты, был переведён по службе в Петербург, новый губернатор С. С. Татищев не усмотрел в них крамолы. В 1908 г. Саратов украсился двухэтажным особняком с бюстами польского и русского поэтов.

А. Н. Вольский прожил в собственном доме без малого десять лет. Был членом Саратовской Судебной Палаты, товарищем председателя саратовского Юридического общества, дослужился до действительного статского советника.

Дальнейшая судьба А. Н. Вольского остаётся неизвестной. Незадолго до февральской революции он продал дом знаменитому хирургу, профессору Саратовского университета по кафедре госпитальной хирургии Сергею Ивановичу Спасокукоцкому. Новый владелец прожил в своём особняке до 1926 года, пока не переехал в Москву. После декрета о национализации С. И. Спасокукоцкий решил сохранить дом для своих коллег и приложил немало усилий, чтобы в нём поселились учёные-медики. Старейший житель Саратова, заслуженный учитель Н. А. Загрекова (1900 — 1991) вспоминала: “Сергей Иванович сказал, что в недалёком будущем должны освободиться три комнаты в первом этаже в бывшем его доме, и пусть Яков Иванович <Калинников> (муж Н. А. Загрековой, врач акушер-гинеколог, доцент, зав. родильным отделением горбольницы. — А. Г.) подаёт заявление в жилищный сектор Саратовской секции научных работников о предоставлении ему с семьёй этих комнат. Добрый совет Сергея Ивановича был принят, заявление в секцию научных работников было подано, и с октября 1926 года мы всей семьёй переехали на Советскую ул. <…> В двадцатых годах в доме 30 <…> жили на втором этаже профессор П. П. Заболотнов (ректор Саратовского ун-та в 1913 — 1917 гг. — А. Г.) с семьёй, профессор Ф. Я. Китаев с семьей и ученики Сергея Ивановича — хирурги А. Н. Спиридонов (позднее — профессор. — А. Г.) и Н. В. Герасимов (в будущем доцент, почётный гражданин г. Саратова. — А. Г.). В первом этаже дома жили наша семья, учительница Скомская и ассистент Сергея Ивановича — Е. Л. Берёзов (впоследствии тоже профессор. — А. Г.)”4 .

К сожалению, дом с бюстами поэтов в 1958 году был надстроен двумя этажами совершенно в другом стиле (тогда в советском градостроительстве существовала тенденция надстраивать крепкие здания из-за нехватки жилой площади). Н. А. Загрековой удалось сохранить фасад и спасти бюсты от полного разрушения. Когда во время возведения верхних этажей отбили “голову” Мицкевичу, раздробили “нос” Пушкину, она бережно сохранила отколотые части скульптур. И после окончания надстройки бюсты поэтов были восстановлены. В 1980-х гг. фасад был покрашен в жёлтый цвет (изначально он сочетал цвет белого и красного кирпичей). Особняк испытал всю тяжесть советской истории. Но эти стены продолжают хранить культурную память о саратовской интеллигенции.

А что же варшавский его собрат? На моё обращение в Гостелерадио в 1987 году корреспондент в Польше Василий Лисовик ответил: “Дом, который заинтересовал нашего слушателя из Саратова, стоит в центре Варшавы, на одной из главных улиц… В годы мировой войны, когда Варшава практически была полностью уничтожена фашистами, это здание чудом сохранилось, хотя и несколько пострадало. Поэтому оно практически дошло до нас в таком виде, как было построено ровно сто лет тому назад. Сохранились и бюсты Пушкина и Мицкевича на его фасаде…”5 .

1 Перечневая ведомость лиц, состоящих на службе в ведомстве Саратовской Судебной Палаты на 1 января 1916 г. (ГАСО. Ф. 7. Оп. 3. Д. 411. Л. 6)

2 Информация о доме В. Истомина предоставлена “Клубом друзей Варшавы” (Польша).

3 См.: Попов А. Улица Советская 30 // Заря молодёжи. 18 ноября 1956.

4 Загрекова Н. А. Воспоминания о С. И. Спасокукоцком (1974). Копия рукописи. Архив автора.

5 В. Лисовик, К. Герасимов — А. Гапоненкову. 20 марта 1987 г. Архив автора.

 Незадолго до февральской революции он продал дом знаменитому хирургу, профессору Саратовского университета по кафедре госпитальной хирургии Сергею Ивановичу Спасокукоцкому. Новый владелец прожил в своём особняке до 1926 года, пока не переехал в Москву. 

Нашла в архиве в списках избирателей в Учредительное собрание (1917 г) адрес  семьи Спасокукоцкого: Константиновская , 44. Что противоречит этой фразе. Хотя, мог и позже переехать в купленный дом...

Используя в качестве источника в том числе и эту статью я написал свою: http://djhooligantk.livejournal.com/424221.html

При этом нашёл и варшавский дом.

 

 

Во второй половине XIX века в Варшаве на Иерусалимской аллее был дом, принадлежавший известному в Польше владельцу русского книжного магазина Всеволоду Истомину. В 1887 году Истомин украсил свой дом бюстами Пушкина и Мицкевича, выполненными по его заказу польским скульптором Анджеем Прушиньским. Для бюста Мицкевича скульптор воспользовался оригиналом В. Олещинского; для бюста Пушкина оригиналом, очевидно, послужил бюст, сделанный И. Витали. Вплоть до 1898 года, когда в Варшаве был воздвигнут памятник Мицкевичу по проекту К. Годембского, бюст этот на фронтоне дома русского книготорговца оставался единственным памятником великому польскому поэту.

Дом в Варшаве на Иерусалимских аллеях, № 32. На фасаде бюсты А. Пушкина и А. Мицкевича работы А. Прушиньского. Фотография 1957г.

 

В 1944 году, во время варшавского восстания, дом был разрушен. В 1949, к стопятидесятилетнему юбилею со дня рождения Пушкина, бюсты обоих поэтов были реставрированы и установлены на фасаде дома, выстроенного на месте разрушенного (ныне дом № 32 по Иерусалимским аллеям). На фасаде, над круглыми нишами, в которых поставлены бюсты поэтов,  надпись, на польском языке: «Пушкин и Мицкевич. Бюсты работы Анджея Прушиньского. Поставлены в 1887 году. Уничтожены гитлеровскими захватчиками в 1944 году. Восстановлены в 1949 году в память дружбы двух великих поэтов»./ Вряд ли можно сомневаться,  что не только идея украсить свой дом бюстами поэтов была заимствована саратовским адвокатом Вольским у Истомина, но и сами бюсты, как уже упоминалось выше, выписанные из Варшавы, являются вариантами варшавских, с незначительным отклонением (в отличие от варшавских, бюсты на доме в Саратове не стилизованы под античные, но иконографический тип изображений тот же). Бюсты Мицкевича и Пушкина, стоят рядом на домах русского книготорговца в Варшаве и польского адвоката в Саратове.

***

Как рассказывал архитектор А. Мушта, в Саратове при надстройке здания в 1960-е годы бюсты, из соображений сохранности, сняли. Но при этом нечаянно откололи нос Пушкину. Новый нос поэту приделала неизвестная штукатурщица, как могла. После этого бюсты вернули в ниши, но перепутали местами. С тех пор Пушкин и Мицкевич обиженно смотрят в разные стороны.

 А чей там герб установлен с буквой "Р" на щите?

 

 

Может быть, тоже с Польшей как-то связано? P - Polonia? Сам дом ведь тоже в цвета польского флага. Но ничего похожего не нашел. Вряд ли это личный герб Вольского или еще кого-то, судя по императорской короне.

А это не новодел вообще? На всех наших фотографиях балкон не сплошной, а на резных столбиках и никакого герба там нет.

значит 100 пудов новодел...жаль.

герб  похож на герб Грузии. 

Только львами-щитодержателями.

Это купеческий "герб". Буквы и вензели на щитах и без вывешивали купцы и богатые мещане (не состоявшие в дворянстве и не имевшие права на собственный герб).

См. напр. дом Мещерякова.

Только вот чей это вензель?

К тому же короны, да ещё герцогской (или  великокняжеской) быть не должно. В столицах за такое руки бы оторвали.. Может, действительно, новодел. Не было ли в этом доме недавно какой-нибудь маленькой, но очень гордой фирмы, начинающейся на Р? Возможно, кстати, грузинского происхождения.

Там на первом этаже магазин мужской одежды "Prior": http://goo.gl/maps/dELhf. Видимо, от него и "герб".

фотографии очень похожи по времени
http://oldsaratov.ru/photo/15929#comment-73291
Думаю стоит нижнюю дату поднять до 1950-х
Слева забор, такие обычно устанавливали при строительстве. Видимо, пристройку собрались строить.

http://goo.gl/maps/yLAsv

Исправил дату снимка с "1950-1953" на1958 год, так как забор на строительстве соседнего дома №30/32А мог появиться не раньше осени 1957 года. Описание к снимку не редактировал.

Под фотографией написано,что дом надстроен в 1953 году.А снимок был сделан в 1958 году.Нужно поправить несоответствие.

На самом деле в 1958 он и надстроен. Исправил, спасибо.

Поправил дату на 1957 согласно данным ГАУК НПЦ. Это соответствует и временному периоду, о котором написал Старков.