Отряды Губчека и Губмилиции на площади Революции

"Отряды Саратовского губернского ЧК и губернской милиции на площади им. Революции в день похорон жертв майского мятежа". На обороте фото в дополнительных - "Боевые дружины Губчека, Губисполкома, Губмилиции".
Источник: 

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34640366, личный архив Андрея Горбунова

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1918 году.

 

Комментарии

Если кто узнает место по фото или просто знает, откуда отправляли, поставми точку, если нет, можно будет убрать на форум.

Это площадь Революции, по-видимому, самый первый вариант памятника над могилой ее павших борцов: http://oldsaratov.ru/photo/chasti-saratovskoy-armii-u-pamyatnika-borcam-za-svobodu-pered-otpravkoy-na-front

Слушайте, а что за колониальная форма такая? Все в панамах :)

Шляпы, видать , скаутские

Пригодились по случаю..

Вряд ли, откуда бы их столько в провинциальном Саратове, да и маловаты были бы для взрослых. Такие панамы (они, кстати, с мягкими полями, в отличие от скаутских) использовались в разных армиях начала XX века - бурской, например (откуда я про колониальное-то и вспомнил):

Может, и в российской что-то такое было, а может по "ленд-лизу" досталось - от англичан, например.

Напоминает тогдашнюю американскую форму:

 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7c/Wolfhounds_on_parade_...

 http://www.etoretro.ru/pic16871.htm

Наткнулся тут на неожиданное: эмблема красноармейских калмыцких частей, утвержденная приказом по Юго-Восточному фронту (Саратов, ноябрь 1918)

Чай, буддисты же ж.

 

Только у буддистов свастика в другую сторону.

 

 

А с калмыцкой эмблемой довольно интересная история оказалась - под свастикой там подразумевался лунгт "конь ветра", который на молитвенных тибетских флагах изображается. Вообще свастика (солнцеворот) и лунгт (конь ветра) - это два разных символа и в Саратове как будто что-то напутали или придумали, когда соединили их в одно.  

Да, еще и название переврали в непроизносимое ЛЮНГТН ;)

И правая, и левая - обе они суть свастики. А учитывая, что это общеиндоевропейский символ, встречающийся и у скифов, и у кельтов, названий может быть великое множество.
 

Но по смешению символов свастики и "коня ветра" есть повод  заподозрить саратовских красноармейцев в глубоких познаниях в ньюансах древнеарийской мифологии:

 

Из репортажа 2009 года "В Саратовской области археологи обнаружили солнечную колесницу, возраст которой - 3600 лет" :

"Ранее считалось, что свастика символизирует солнце - его диск и исходящие лучи. Но находка дает понять более точное определение символа... каждый лучик этой 3-лучевой свастики заканчивается конской головкой, солнечная колесница там запрягается тремя кобылицами... мы можем окончательно понять, что свастика связана именно с символом солнечной колесницы" 

 

http://www.tvc.ru/AllNews.aspx?id=5d68f7e2-7d17-4ae5-8d3d-f0af46e2b6eb&d...

Иллюстрацией к обстановке в Саратове в 1918 году служит повестка найденная в 

ГАСО 119.1.421. Дело о службе врем. техника Карла Александровича Цидзик 

Л12. 

Повестка 

Гражданину Цидзик, жительствующему по Часовенной ул. в д. №179 

 

Уведомляем вас , что вы назначены на дежурство по охране Часовенной ул. в ночь с 16 на 17-е и должны явится в штаб квартиру в 8/9 часов вечера.

В случае невозможности явится, вы обязаны известить штаб вечером 

Секретарь. подпись не разборчива

14.10.1918 г.

 

Л12 об

 

Каждый караульный должен знать:

1.Что участие в самоохране является обязательным для всех граждан , как штатских, так и военных, живущих вне казарм мужского пола от 18 лет без различия подданства

2.Что гражданин не имеющий возможности исполнить наряд караула , обязан об этом известить своего старосту за 12 часов до выхода на дежурство

3.Что гражданин, уклонившийся от дежурства без уважительной причины, назначается на другой день на внеочередное дежурство. В случае двухкратной неявки на дежурство, об уклоняющемся от такового гражданина будет сообщаться в Штаб Революцонной охраны для принятия соответствующих мер

 



 

Про шляпы. Из воспоминаний Виктора Шкловского: «хлеба много, красноармейцы ходят в широкополых шляпах и сами боятся своих шляп, потому что думают, что они им — в случае наступления из Самары — помешают прятаться».

А их что - гвоздями прибивали или клеем приклеивали к голове? :)) Стиль у него, конечно, не дай бог...

Первый раз в жизни встречаю стилистические претензии к Виктору Шкловскому )

Половина абзацев - короткие рваные предложения.

Связанные по смыслу друг с другом, но все равно нарочито разделенные.

При чтении очень раздражает.

P.S. Вот примерно так, как я написал. :)

Мне в юности очень нравилось )

«Почему бы не издать полное собрание трудов Шкловского? Сам он – живой музей...» – я не успел ответить на это письмо из Ташкента.

Шкловский лежал на черно-красном постаменте, как золотое яйцо улетевшей Мысли.

Горло свело от горя. Прощавшиеся вглядывались в помолодевшее лицо и белый пушок, приставший к тонким вишневым губам, – но это были уже случайные черты. Пытавшиеся поцеловать его становились на цыпочки, но не могли дотянуться до лба, вознесенного слишком высоко на ритуальном подиуме.

Многие пришли проводить его. Уход его, великого мыслителя, могучего читателя, подвижника духа под стать веку, совпал со сборами в дорогу нашего столетия, вступавшего в пору своего декабря. 15 лет, оставшиеся до финального свистка века, самого мощного по достижениям и чудовищности, заставляют взглянуть на события серьезнее.

Провожали последнего из исчезающего вида «мамонтов культуры» – какими были и Эйзенштейн, и Тынянов.

Ну, на вкус и цвет... Кстати, Станислав, опять на ваш сайт антивирус не пускает ;)

Какой антивирус? Напишем им в суппорт.

Norton Internet Security.

"Милицию поручили организовать товарищу Ленчу. Человек этот попал в исполком случайно. Однажды, выходя с заседания исполкома, мы увидели сидящего на крыльце человека лет тридцати, в больших роговых очках (тогда это была новинка), в рваном пальто. Увидев нас, человек быстро встал на ноги, начал громко жаловаться: говорил, что он с семьей умирает с голоду, что он, старый большевик, эмигрант, вернулся из Америки. Совал нам затрепанные документы. Мы вернулись в исполком, представили этого человека Антонову. Этот эмигрант кратко рассказал о себе. Семнадцатилетним парнем местечковый еврей Ленч стрелял в пристава, ранил его, бежал за границу, жил в Америке. Узнав о революции в России, вернулся. Приехал в Саратов и хочет работать с местными большевиками. Ленча приняли. Поручили ему работу экспедитора в газете «Социал-демократ». Нужно сказать, что за последнее время «Социал-демократ» плохо расходился. Редактор ее Петерсон плохо справлялась с обязанностями, да и неудивительно: она впервые столкнулась с газетной работой. ...И Ленч сделал чудеса: он работал по американскому методу — рекламой, шумом. Набрав сотню ребятишек, снабжал их газетой, научил выкрикивать разные сенсации, и вся эта орава, рассыпавшись по всему городу, истошным голосом вопила о мировых событиях. Газету покупали нарасхват. Скоро тираж газеты удвоился, утроился. Ленч ходил, потирая руки. Кое-кому такая шумиха не нравилась, американский метод претил. Но газета расходилась без остатка, тогда как раньше половина тиража газеты оставалась на складе. За такую бурную деятельность Ленчу доверили работу по ликвидации крестьянского банка. Скоро он вошел в доверие, все в исполкоме его знали, стал он «свой человек». Вначале говорил он плохо, путал русские, английские и еврейские слова, потом обошлось.
Поручили Ленчу организовать милицию, и он организовал. Где-нибудь еще хранится фотоснимок первой большевистской милиции в Саратове. Одев в военные костюмы конных милиционеров, Ленч на головы их пристроил широкополые зеленые шляпы с большой красной звездой. Увидя такую милицию, обыватель говорил: — Иностранцев пригнали в Саратов, ковбоев. Ленч гарцевал в такой же ужасающей шляпе впереди своего войска".
В.Бабушкин "Дни великих событий". Саратов. Приволжское книжное издательство. 1984. С.113-114


Вот этот фотоснимок и нашёлся. А Бабушкин, похоже, переврал фамилию:

"Осенью 1918 г. смещен со своей должности председатель Саратовской ГЧК Дейч. Разъезжающий по губернии в наряде мексиканского революционера (сомбреро, патронные ленты и маузеры), он проводил внутреннюю политику в городе и уездах в таком же неуместном карикатурном подражании".

И.С. Ратьковский, "Красный террор и деятельность ВЧК в 1918 году". СПб, 2006, стр. 215.

:)). Вопрос, где он их столько взял. Не на заказ же шили.

Макс (Мендель) А́белевич Дейч... народу пострелял много, причем ни за что... замешан в коррупции... после Саратова возглавлял Одесскую ЧК.. «Деятельность» Дейча в Одессе вызвала такое возмущение населения, что его пришлось отозвать: иначе мог начаться бунт... в 1922г. его исключили из партии, правда затем восстановили... в 1924 окончательно убран из органов... после ЧК работал в овцеводстве, текстильной промышленности, угольной.. 1937 год не пережил

С этим вариантом фото уже можно работать. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=34640366

Поставил главным, спасибо.