Магазин "Искусство" на проспекте Кирова

На снимке Доходный дом Бестужева. Вера Петровна Бестужева была дочерью богатого саратовского купца, владельца обувных и других магазинов Петра Григорьевича Бестужева. Дом перекуплен у первого владельца Уфимцева на средства самого Петра Григорьевича, а дочь наследовала отцовское имущество. Здание это появилось на Немецкой улице в 1890-х годах как двухэтажное, а в 1908 году расширено и надстроено по плану архитектора А.М. Салько. Дом был доходным — сдавался в наём под жилые апартаменты (второй и третий этажи) и как помещение для лавок и магазинов. Здесь находились знаменитая кондитерская “Фрей” и “Кавказский магазин”, а в более ранние времена — модный магазин Аделаиды Сервье. На снимке очередь за колбасой, в буквальном смысле слова.
Источник: 

Фото Германа Рассветова

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1978 году.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Очередь за знаниями...

    Очередь эта в магазин "Колбасы", о чем и напи-

 сано под снимком. А в книжные магазины, выходя-

 щих на улицу очередей практически и не было-

 слишком мало книг выкладывалось на прилавок в

 эти годы.Большая часть интересных изданий до-

 ставалась разного рода начальству, уходила

 "по-блату", обменивалась на другой дефицит и т.п.

 Было и исключение-в магазин "Подписные издания"

 в день подписки очередь была именно на улице.

 Р.S. В магазине "Искусство" продавали преимущест-

 венно книги по культуре и искусству, а также репро-

 дукции известных полотен.

Память, оказывается, ненадёжная  вещь...  Мне всё время казалось, что "Искусство" было в  "сталинском" доме  (после "Пряников", "Буратино" и "Табака"), где магазин тканей "Чароодейка"...

  Если я не ошибаюсь, "Искусство" перевели в "сталинку"

 в годы перестройки.

 

вы правы Мария- магазин "искусство" находился в сталинскам доме, а в данном случае рядом с колбасным находился магазин "канцелярские товары", там продавались школьные письменные принадлежности.  

Может, в конце 1970-х - начале 1980-х? Хотя вывеску я помню эту.

    Железно не в 70-х. По-моему, пытаюсь вспомнить

 точнее, в самом конце перестройки. Может, кто еще

 помнит? Подскажите!

В начале 90-х там, где на этой фотографии "Искусство" , если не ошибаюсь, открыли один из первых видеосалонов. А кафе "Аэлита" было на месте "Колбасы"?

 

Здесь ещё не "Искусство", а "Книги":

http://oldsaratov.ru/photo/prospekt-kirova-6

Вообще-то между "Книги" - 2 раза, написано "Искусство"

А еще там или рядом был магазин игрушек и павильон "соки-воды" с автоматами розлива. Игрушки вроде где сейчас кафе "Буратино"

Игрушки были до начала 1980-х точно. У меня медведь был оттуда и заяц.  А детское кафе "Буратино" когда появилось? Или магазин игрушек так назывался?

Да, игрушки были где-то напротив "Пионера", по-моему, магазин, кажется, "Чебурашка" назывался (кстати, может кто-то подтвердит или поточнее вспомнит?) Могу точно утверждать, что магазин там был в начале 80-х. Второй же магазин игрушек в то время был на Ленина возле "Военной книги"

   На площадях, занимаемых впоследствии магазином

 "Искусство", по-крайней мере с конца 50-х находи-

 лось 2 магазина. Большую часть занимал, если пра-

 вильно помню, магазин канцелярских товаров /левая

 дверь/. Меньшую /правая дверь/-магазин педагогичес-

 кой и научно-популярной литературы.

 Магазин "Соки-воды" был в соседнем доме на месте

 магазина "Продукты". Автоматы в нем продавали и пи-

 рожные, и ромовые бабы. Можно было выпить и  стакан

 сока из конусов или из автоматов/предварительно купив

 жетон/. Томатный-гривенник, яблочный-12 копеек.

      В этом же доме правее за аркой располагался и ма-

 газин "Чебурашка".

 До магазина "Чебурарашка" в этом же помещении находился

 магазин "Игрушки", сменивший название после ремонта. 

 В соседнем доме с "Искусством" буквы ПР на вывеске - это не "Продукты", а "Пряники", сейчас там обувной.

 

А жетоны какие были?

Магазин "Чебурашка" находился на проспекте Ленина,а этот игрушечный какраз назывался "Буратино"

Вот и мне так помнится! Именно "Буратино"!

   Теперь ясно, что с расположением магазина "Чебурашка"

 я ошибся. Ну а игрушечный магазин на Кирова существует

 много лет, меняя название.

    Спасибо, Мария, за уточнение. На фото именно

 "Пряники". Еще раз убедился, что давнее помнится

 лучше ближнего. Но вот не помню, этот магазин

 сразу появился на месте "Соки- воды", или до него

 были все же "Продукты"?

Я помню только "Пряники"... А "Соки-воды" помню напротив, там внутри  на стенах были нарисованы минеральные источники.

   Это разные магазины. Тот, где продавались бутылки с минеральной

 водой находился наискосок в доме, что справа от "Пионера". Сами

 магазины помню хорошо изнутри с конца 50-х, а вот за точность вы-

 весок не могу ручаться. Вроде, другой так и назывался-" Минеральные

 воды".

Если это магазин "Пряники", то он открылся в 1978: http://glasnarod.ru/namedni-saratov/639-namedni-saratov-god-1978. Может, Сергей нам подскажет точную дату фото?

Эти нигативы попали ко мне уже в разрезаном виде, так что к сожалению точную дату съёмки сказать не могу, будем сопоставлять и анализировать.

А может "Пр" на фото продолжается в "Продукты"?

Хотя согласен, по начертанию "Р" больше пряниками отдаёт )

 

 

Там сверху в комментах пришли к выводу, что "Пряники".

Для участников клуба любителей точных дат прикладываю три странички из телефонного справочника Саратова за 1976 год Подписано к печати 21 декабря 1976 года. Согласно этому справочнику, в 1976 году, по адресу Кирова 10 располагался магазин "Соки-воды" и "Табак". По адресу Кирова 12 располагался магазин "Искусство" и "Колбасы". Если в 1976 году  в доме №10 располагался магазин "Соки - воды", видимо "Пряники" - это более поздние годы. Или более ранние. 

магазин "Искусство и колбасы"

LOL

На сайте есть фото    "Кирова 10". 1976 года. Там изображен магазин "Соки-воды". Видимо дата на этой фотографии 1970-1975 нужно "сдвигать" к "восьмидесятым". А нижнюю дату ставить не 1970, а "после 1976". 

Файлы: 

В общем, поставил пока 1978-84 (непонятно, пешеходный уже проспект или еще нет - машин, во всяком случае, не видно), но в 1985 уже плитку положили. Ждем Сергея для определения точной даты.

Стоп, троллейбусных линий же нет! Значит, уже пешеходный, 1983-84.

Линии идут по навершиям окон, да и тени на асфальте имеются.

По-моему, это просто электропровода. Обратите внимание на столб слева - штанги нет, и растяжек от дома не видно.

Да, наверное, все-таки ошибся: http://oldsaratov.ru/photo/11953. Поставил 1978-82.

Какое надо было терпение, чтобы отстоять такую очередь!

У Рассветова же в дневнике есть записи типа «1980. Накануне майских праздников. Очередь к магазину «Колбасы» на проспекте Кирова – 3300 человек». Или «1981, 6 ноября. Очередь за колбасой в магазин на проспекте Ленина «Колбасы. Мясо» по списку больше 1500 человек». Наверняка и эта фотография у него была запротоколирована.

 

Станислав, неплохо бы взглянуть на этот дневник если он имеется как таковой.

В изданном альбоме Лера Каминская цитирует этот дневник. Я бы тоже взглянул.

Остаётся разыскать эту самую Леру.

Валерия Каминская - известный саратовский журналист, бывшая жена Сергея Терехина, написавшего одну из лучших книг про Саратов. Ее легко найти )

Станислав, мы сегодня с Константином Усачёвым этим вопросом занимались и тот кто видел этот дневник нам поведал, что кроме различных заметок в этом дневнике нет ничего интересного, т е дат съёмок и описания что либо снято, нет.

А что за следущее здание, на "Кристалл" вроде не похоже?

Очевидно, пустырь на месте будущего Кристалла

http://oldsaratov.ru/photo/11954

Здесь видно, здание снесли а у Рассветова ещё нет, тогда можно поставить 1977г

По-моему, здесь тоже уже снесено...

Я и говорю именно про этот снимок, что здесь уже снесено а у Рассветова ещё нет но забор уже установлен.

"У Рассветова" - вы заглавное фото имеете в виду? Тогда, значит, точно 1978 (магазин "Пряники" открылся в этом году), только здесь май, а на фото со снесенным домом - ноябрь. Поставил.

Ну вот видите как мы здорово разобрались с этим.

Зимой 1977 точно стройки небыло дом с проходом стоял

Тогда это меняет дело, троллейбус убрали с проспекта а "Кристалл" уже стоял

Можно ещё сорентироваться по деревьям, на фото 1976г ( у Михайловского ) они примерно такой же высоты как на этом фото.

А вот фото из этой же серии.

Файлы: 

А на сайт Вы его выкладывали?

Лев, пр.Кирова стр. №7

Перенес в допы соседний (предположительно) кадр.

Расставил тег Магазин Искусство, там где табличку с названием разглядел.  И сразу захотелось ввести теги "Магазин Пряники","Магазин Табак". Родные же с детства места! Добро?

Модераторы, если можно, поставьте тег "Балкон" на тех фото дома Бестужева, где нет этого тега, но балкон виден на фото. Или это вручную надо делать. Может быть проще будет расставить массово  везде, а потом убрать там, где он не виден.

И ещё, вот эти скульптуры по обе стороны от балкона, их тоже как-то тегом надо выделить. Массово тег Скульптуры?

 

Мне кажется надпись под фото "на снимке доходный дом Бестужева..." не совсем верна. Это же просто "Дом Бестужева", где он жил с семьёй, просто первый этаж под магазины сдавал. А Доходный дом Бестужева мы обсуждали вот здесь http://oldsaratov.ru/photo/9173 комментарий № 5. 

Заменил дополнительно сканом из альбома Рассветова. Там оно датировано 1981, но здесь вроде разобрались с датой: http://oldsaratov.ru/comment/50425#comment-50425.