Московская улица

Современное пересечение улиц Радищева и Московской. Слева видно здание Окружного суда построенного в 1879 году по проекту архитектора А.М. Салько. В 1883 году по линии Московской улицы пристроили здание Судебной палаты. Другая пристройка по линии Никольской улицы строилась в 1898 -1899 годах по проекту того же архитектора. Здание выстроено в стиле эклектики, и на момент постройки оно было одним из самых крупных в Саратове. Информация В.Н. Семенова и В.И. Давыдова.
Источник: 

журнал "Тектоника плюс"

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1887-1908 годами.

 

Комментарии

Аналоговая фотография - это сила! Можно читать объявления на столбах (прямо как в фильме "Bladerunner"). А для начала - рассмотреть во всех подробностях устройство спиртового фонаря. Если кто не в курсе - происхождение слова офонарел связано с тем, что "технический" спирт для фонарей, разведённый всякой дрянью, всё равно подворовывали и употребляли. Состояние употребившего этот глагол и описывает.

Подтверждаю! Кто если помнит, я нашел старую фотографию этого места чуть-чуть другого ракурса, размером со спичечный коробок, и задав разрешение сканера что-то около 2400 Dpi увеличил до размера когда можно прочитать номер маршрута трамвая и надписи на его бортах. 

не пойму только, почему конка на фото едет к Волге по левой стороне???? Кто-нибудь может дать объяснение?

В России до февраля 1917 года движение было левосторонним, даже выпускаемые автомобили были с правым рулем.

Вот и здесь по левой: http://oldsaratov.ru/photo/bolshaya-sergievskaya-1893g

Цитата: "Некоторые историки предполагают, что с левой стороны было удобнее ехать во времена, когда появились конные упряжки, где кучера сидели наверху. Когда они погоняют коней, то кнут кучера-правши мог случайно попасть по прохожим, которые шли по тротуару. Поэтому конные экипажи чаще ехали слева...

 Что касается расположения руля, то он на первых машинах находился с правой стороны. Причем вне зависимости от того, по какой стороне ездили автомобили. Это делалось для того, чтобы водитель мог лучше видеть обгоняемую машину. Кроме того, при таком расположении руля водитель мог выходить из машины прямо на тротуар, а не на проезжую часть."

Выкладывал этот снимок с другим цветовым оттенком http://oldsaratov.ru/photo/ugol-nikolskoy-i-moskovskoy-ulic-0 

Если дубль удален, можно перенести сюда комментарий

IZA к фотографии:Современное пересечение улиц Радищева и Московской. Слева видно здание Окружного суда построенного в 1879 году по проекту архитектора А.М. Салько. В 1883 году по линии Московской улицы пристроили здание Судебной палаты. Другая пристройка по линии Никольской улицы строилась в 1898 -1899 годах по проекту того же архитектора. Здание выстроено в стиле эклектики, и на момент постройки оно было одним из самых крупных в Саратове. Информация В.Н. Семенова и В.И. Давыдова.

Вот верная ссылка на дубль http://oldsaratov.ru/photo/ugol-nikolskoy-i-moskovskoy-ulic-0

 

Какой ставим главным, оба хорошие

Вопрос о левостороннем движении - штука принципиальная. Раз, волею обстоятельств, он возник здесь, значит надо переносить сюда описание и точную дату (1899 год) от IZA.

Да и цвет здесь "аутентичнее", без явного фотошопа

Перенёс описание IZA, исправил дату, добавил тег "Конка"

Ребята, не так всё просто с левосторонним движением до 1917 года.

Если на фотографиях конка ходит явно на "английский манер", то трамваи на дореволюционных снимках уже идут справа (обратите внимание на положение штанги):

 

 

 

См. также: http://oldsaratov.ru/photo/armyanskaya-ulica

Если предположить, что бельгийцы, запускавшие трамвай в Саратове, устроили всё по-своему (на французский манер), то почему тогда конные повозки едут справа?

Подстроились под трамвай?

 

Кстати, в Москве движение трамваев до революции тоже было правосторонним:

Файлы: 

оставил больший по размерам снимок, второй отправил в дополнительные

"Движение на саратовской конно-железной дороге было открыто 1 мая 1887 года (по старому стилю). Первоначально сеть состояла из двух линий: от железнодорожного вокзала по Московской улице до Старособорной (ныне — Музейной) площади и по Большой Сергиевской улице (ныне — улице Чернышевского) от Московской до Александровской (Горького). Время работы — с 7 утра до 10 вечера. Интервал движения  — 10 минут. Стоимость проезда — 5 копеек в первом классе и 3 копейки во втором. При этом линия по Московской улице делилась на две тарифные зоны. Максимально облегчённые двухсторонние вагоны конки представляли собой открытый кузов на двух осях без боковых стенок (крыша держалась на стойках). Вдоль бортов вагона шла широкая подножка; посадочных площадок у вагона конки не было — посадка осуществлялась по всему борту. Для оборота вагона у вокзала было сооружено кольцо, а около Гостиного двора (ныне на его месте — построенное в 1909—1914 годах здание управления Приволжской железной дороги) на Старособорной площади был оборотный тупик. Лошадей просто перепрягали с одного конца вагона на другой. Движение на линиях было левосторонним. Впоследствии количество линий конки увеличилось. Были открыты маршруты по Ильинской (ныне — Чапаева) улице, по Астраханской улице до товарной железнодорожной станции (ныне — станция Саратов-II), по Никольской (Радищева) от Московской улицы до Константиновской (Советской) и далее по Константиновской до Народного театра (у нынешнего Саратовского драмтеатра им. Слонова)." 

А.Суриков "История саратовского трамвая"  http://www.sartram.ru/m2-1.htm

Петербург, явно "до 1917 года".

Что-то  не вижу я тут никакого левостороннего движения

 

Да и конка в столицах, в отличие от Саратова, ходила справа:

Есть у меня лёгкое подозрение, что "левосторонее движение в Росси до 1917 года" - это путаница или миф, а вот левостроннее движение конки в Саратове - случай как раз уникальный

Файлы: 

Может ноги растут от левостороннего железнодорожного движения измененного на правостороннее в недалеком прошлом. Я помню, при двухпутном пути, поезда шли слева, а встречные, соотв. (спасибо Кэп), по правой.

И до сих пор у нас так электрички ходят.

За прошедшие с тех пор годы я поумнел и могу ответить развёрнутей - на ж/д нет понятия право- или левостороннести движения, а есть понятие чётности/нечётности поезда, пути и горловины станции.
 

  Раз здесь разговор о конке идёт, скажу пару слов.

  В детстве, когда на улице частенько можно было наблюдать лошадок с телегами, то на дорогах можно было наблюдать кучки "лошадиного выхлопа".  Представляете себе кучки перед подъёмами, когда две лошадки прут не хилый вагончик!

 Ну и интересно мне стало, кто же эти дела убирал?

 А оказывается само Бельгийское общество.

 Вот вырезка из газеты, правда Харьковской, но думаю, что и у нас так же было. Правда этот навоз,возможно, из конюшен. Тогда вопрос остаётся открытым.

 Навоз должен был убираться. Но кем? Всё присматривался - не видел чтобы у вагонов лотки были какие.

 Может извозчик останавливал вагон и собирал?

 

Файлы: 

Навоз убирали городские службы благоустройства. И от частных повозок его было на порядок больше, чем от конки.

Вообще, на улицах этим дворники занимались, по-моему. Помните, в "Двенадцати стульях": "А дворнику снилось, что из конюшни ушла лошадь. Во сне он искал ее до самого утра и, не найдя, проснулся разбитый и мрачный. Долго, с удивлением, смотрел он на спящих в его постели людей. Ничего не поняв, он взял метлу и направился на улицу исполнять свои прямые обязанности: подбирать конские

яблоки и кричать на богаделок." А это, в Харькове, наверное, действительно с конюшен.

 Похоже Вы правы.

 http://www.kp.ru/daily/25990/2920783/ -но 100 лошадей, с 7 до 22, и по двум полосам вдоль двух улиц.

 =======

 Офф-топ. А эти все фотки есть на сайте?

http://kurseev.ru/?tag=%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB-%D0%BB%D0%B0...

 Правда некоторые я видел, 3 или 4 .

 Выкладывать бы такую старую и рядом из гугла, чтоб сравнивать и обалдевать...

Эти, скорее всего, были, а вот фото конки из статьи - нет. Думаю, можно выложить, приоритет за вами. И статья интересная, спасибо.

 Я не честолюбив. У многих на сайте это получится лучше, и место отгадают сразу, поэтому не буду. Спасибо. Или вы, или кто угодно - пожалуйста. ;)

 ЗЫ. Почему то файл выскочил...

 

Файлы: 

Поторопился я. Оказывается, обе уже были: http://oldsaratov.ru/photo/dom-bendera и http://oldsaratov.ru/photo/konka-na-ilinskoy-ulice.

А что это за конструкции из земли выглядывают в левом нижнем углу? Как будто вентиляция подземная.

Я предлагаю такую версию.

Что-то связанное с водопроподом? Очень правдоподобная версия. Мы уже обсуждали сооружения у гостиницы Россия. Страннно только то, что они нигде не упоминаются. Бассейны-фонтаны для забора воды на площадях. Водоразборные будки. Про них есть литература. А про эти источники воды я, например, нигде не читал. Спасибо за версию.

Поставьте пожалуйста тег Улица Радищева

Поставил. Дубликат удалил.

Что за церковь вдали? Поставьте тэг.

 

Забираю на СТТС в раздел исторические фотографии.

Михаило-Архангельская. Поставил.

Источником этой картинки является стереопара

По вывескам магазинов датировка должна быть более поздняя...

Какая? Указывайте, аргументируйте, если уверены - исправляйте (только пишите об этом).

Афиша в центре- Концерт Есенина

А родился он в 1895. Сильно мы напутали с датой.

может какой другой Есенин, не Сергей.
Или не Есенин...
Нашла статью о перемещениях Есенина по датам
http://www.museum-esenin.ru/biography
В Саратове не замечен. Но в связях с эсерами -да.
"1917 год. Участвует с чтением стихов в публичных собраниях-вечерах, организуемых партией левых эсеров."
И сотрудничество с нашим саратовским поэтом Орешиным имело место.
В биографии Орешина написано, что он в 1919 году вернулся на родину.

Очень вряд ли. Летом 1908, когда еще ходила конка, ему еще и тринадцати не исполнилось :).

Чайный магазин на 1-м этаже суда присутствует только на фото с трамваями, это единственное фото с конкой (т.е. с середины 190х). А на фото с конкой преимущественно висит другая вывеска, значит она более ранняя.

Добавил в дополнительные более широкий влево скан из альбома "Меняющийся Саратов".