Саратовская гармошка

61 сообщение / 0 новое
Последнее сообщение

Уверена, саратовская гармошка заслуживает отдельной темы на форуме!

26 января 2013 года в Саратове был открыт музей истории саратовской гармошки.

 

Фото из альбома Сергея Травкина на Одноклассниках

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Саратовская гармоника – это гармоника с однорядной правой клавиатурой ну и разумеется с заливистыми колокольчиками. Впервые она появилась в 1855-1856 гг. А первое упоминание в печати о «гармони с колокольчиками» появилось в газете «Саратовский справочный листок» в 1866 году. Заметка в газете свидетельствовала о том, что пассажиры парохода плывшего по Волге вблизи Вольска попросили подойти капитана поближе к берегу, с тем, чтобы получше услышать «игру на гармонике с колокольцами».

Тогда на дорогих, заказных гармониках, стали появляться колокольчики звучавших при нажатии на кнопки аккомпанемента. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос.

Были в Саратове известнейшие гармонные мастера. Николай Геннадьевич Корелин, скончавшийся в 1918 году, открыл свою мастерскую на улице Никольской (ныне улица Радищева) в 1870-х годах. Инструменты сделанные в мастерской Корелина были столь востребованы и любимы, что он получил прозвище – «Страдивари Саратовской гармоники». Потом на Никольской открывались мастерские мастеров Д. Жаркова, Г. Гвоздева, А. Емельянова, неподалёку от Глебучева оврага была мастерская С. Борисова.

К началу ХХ века в Саратовской губернии работало около 40 кустарей-гармонщиков. Те, первые гармоники были не такие, какие привыкли видеть мы в середине XX века. Они были небольшого размера и не имели металлической отделки. Корпус гармошки делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а по особому заказу инструмент обклеивался шпоном из ценных пород дерева, плоскость же украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок – вверху и внизу. Такая трудоёмкая отделка требовала особого умения. А вообще гармоники украшали деревянной резьбой, разными мельхиоровыми накладками, бархатом и кожей.

 

Корелин вскорости стал работать исключительно с заказами, т.е. изготавливал товар штучный, уникальный. Первыми его заказчиками были гармонисты из города и окрестных сёл, солдаты Саратовского гарнизона, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Затем заказывали у Николая Корелина гармошки для цирковых номеров братья Дуровы (для них делались маленькие, гармошки, называемые «черепашками»).

Доныне сохраняются отдельные экземпляры Саратовских гармоник сделанных самим Николаем Геннадьевичем Корелиным или его учениками – Дмитрием Жарковым и Хрисаном Артемьевым.

http://www.diletant.ru/blogs/2675/2320/

Проспект Кирова. Памятник саратовской гармошке.

 

Клеймо мастра Жаркова

 http://www.vzsar.ru/news/2012/07/06/otkrylas-vystavka-istorii-saratovsko...

Репортаж с открытия памятника гармонисту на проспекте Кирова

https://www.youtube.com/watch?v=PYw0C4h30P0

Потом на Никольской открывались мастерские мастеров Д. Жаркова...

 

Клеймо «Музыкальный мастер Жарков. Саратов» в виде металлического бруска.

 

 

Здание, где находилось производство саратовских гармошек на улице Кутякова, 6.

 

 

Файлы: 

"Находилось производство"...

Закапывайте Саратовскую гармонику.

в любом случае, в этом здании производство уже точно не находится...

  Моя прабабушка Ольга Дмитриевна-сестра знаменитого

 гармонного мастера Михаила Дмитриевича Карелина/Ко-

 релина/. Спасибо Вам за эту тему! Подскажите пожалуйста,

 уважаемая Smil, где открыт музей гармошки.

я не Smil, но подскажу - в политехе

!

Андрей, здравствуйте, Вы давно не заходите на сайт, а я поздно обратился к этой теме. Моя прабушка Раиса Дмитриевна - сестра Вашей прабабушки и Михаила Дмитриевича. У меня есть две семейные фотографии с автографами М.Д. Карелина в адрес моих прадедушки и прабабушки - Н.Е. и Р.Д. Бахилиных. А ткже есть фотография матери упомянутых Карелиных. Если получится Вам увидеть мою запись, то моя почта в личном сообщении. С уважением, Александр.

Корелин Михаил Дмитриевич (1884-1951) - известный саратовский музыкальный мастер по изготовлению саратовских гармоник

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30827706

Файлы: 

  Спасибо, Олег!

да не за что... уточняю - в в колледже производственных технологий СГТУ им. Ю.А. Гагарина

http://www.vzsar.ru/news/2013/01/28/otkrylsya-myzei-saratovskoi-garmonik...  тут есть фото братьев Корелиных...

 

 

   Еще раз благодарю! Если, как надеюсь, буду в этом году в

 Саратове, обязательно побываю. Не знаете ли Вы, Олег, кто

 именно из братьев на снимке? Я предполагаю, что один из

 них / слева? справа?/ Николай Геннадьевич Корелин. А кто

 второй? Не мой ли прапрадед Дмитрий Геннадьевич?

Выше давала ссылку на информацию  о выставке, которая была в краеведческом музее.

http://www.vzsar.ru/news/2012/07/06/otkrylas-vystavka-istorii-saratovsko...

Возможно у них есть информация о вашм прадеде Дмитрие Геннадиевиче

Вот адрес музея:

http://www.comk.ru/

 

Из репортажа о выставке можно сдлать вывод, что полной информацией владеет  Хранитель музея, автор выставки Наталия Шумейко

http://www.vzsar.ru/news/2012/07/06/otkrylas-vystavka-istorii-saratovsko...

 

Удивительный факт, на фото с паспортом видно, что гармонь производилась на Саратовской фабрике игрушек. Абсолютное большинство сведений из инета в том числе и другие фото с коробок говорят, что гармонь производилась на Саратовской фабрике музыкальных инструментов.

Меня интересует история именно СФИ. Если у кого-то есть доп.сведения об этой фабрике, прошу откликнуться.

фотографии от счастливого обладателя саратовской гармонии)

http://poigarmonika.ru/forum/index.php?topic=272.0

В Каталоге  московского универсального магазина Мюр и Мерилиз  "Осень и зима 1912-13 г."

среди прочих товаров  и наша саратовская  - 8 рублей

 

 

 

 

"Коммунист", 18.02.1937 г.

"Коммунист", 8 апреля 1937 г.

Файлы: 

"Коммунист", 9 марта 1952 г.

Файлы: 

"Артель щеточников и кистевязов" - забавно :).

В 39-40 годах эту артель страшно ругали за то, что кистями невозможно красить - весь волос остаётся на стене.

Состоялась презентация книги о саратовской гармонике.
Автор книги - краевед и писатель Владимир Вардугин.
http://youtu.be/0mLTcQGQUj0

Файлы: 

Как сообщил мне краевед В.Вардугин, 27 ноября скончался

 создатель и руководитель Народного музея саратовской

гармоники, заслуженный работник культуры России,

гармонный мастер и замечательный гармонист  Владимир

Андреевич Комаров. Вечная память.

 

Файлы: 

Не так давно снова состоялось открытие музея саратовской гармошки на Мичурина / Горького после ремонта

https://www.youtube.com/watch?v=PNTkrvhEMXM

Единственное в своем роде

 

В этом здании, бывшем домовладении купца Лисенко, полвека действовало производство саратовских гармоник

 

ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 34 (403) от 04.10.2016

 

Дом с флигелем по улице Кутякова, 6, – одно из немногих строений, сохранившихся с начала застройки этой части Саратова, ставшей в середине XIX века административным центром города.

Здание, возведенное в 1870-х годах, представляет собою двухэтажное, с подвалом, кирпичное строение, практически квадратное в плане, с металлической кровлей. Столетием позже к дворовому фасаду здания был пристроен производственный цех с лестничной клеткой, ведущей на второй этаж. Несмотря на то, что на главном фасаде было полностью утрачено штукатурное покрытые, сандрики (декоративные карнизы над окнами) были сохранены в изначальном виде. Сохранены также подлинные профили междуэтажного пояска и венчающего карниза. Интерьеры полностью утрачены, за исключением подвала, имеющего цилиндрический свод с распалубками у окон. Изначально подвал использовался как погреб, в конце XIX века в нем был установлен котел, и как котельная подвал использовался до 1990 годов.

В непосредственной близости с двухэтажным домом находится флигель – одноэтажное с подвалом строение прямоугольной формы в плане, завершенное фронтоном с циркульным слуховым окном.

Дом и одноэтажный флигель формируют исторический элемент застройки – домовладение Захара Ипатиевича Лисенко. Он был купцом, членом Саратовской городской управы и председателем Базарной комиссии. Занимался торговлей писчебумажными канцелярскими товарами и был крупнейшим домовладельцем города. Основное домовладение, где проживала его семья, располагалось на улице Московской, рядом с Окружным судом (здание сохранилось). Владел он также несколькими корпусами на Верхнем базаре, ныне территория комплекса правительства Саратовской области.

Ввиду активной застройки новой торговой площади Хлебной в начале второй половины XIX века окружающие площадь улицы стали интенсивно застраиваться лавками, доходными домами и трактирами. Захар Ипатиевич Лисенко приобрел здесь дворовое место, около новой торговой площади, по улице Цыганской (ныне Кутякова). Произошло это в середине 1880-х годов.

В 1896 году, после смерти Захара Ипатиевича, было оглашено его духовное завещание, в котором домовладение по улице Кутякова, 6, завещается его внучке Марье Михайловне Лисенко. На 1916-1918 годы, последние годы, когда домовладения Саратова оставались еще в частных руках, это дворовое место было записано на Подъяпольскую Марию Михайловну, возможно, ту самую наследницу Захара Ипатиевича, урожденную Лисенко, внучку Марию. В 1918 году имения саратовских купцов были «социализированы» и переданы в жилой фонд коммунального отдела Саратовского городского совета.

Крайне важным для Саратова является дальнейшая судьба этого здания. Здесь с 1954 года находилось производство саратовских гармоник – единственное в России предприятие подобного рода. Саратовская гармонь популярна далеко за пределами области, она стала своеобразной музыкальной визитной карточкой саратовского края. Дом № 6 по ул. Кутякова относится к позднему периоду производства гармоники, однако он оказался одним из немногих символов ее истории.

Саратовская гармоника появилась в начале шестидесятых годов XIX столетия, когда жившие в Саратове музыкальных дел мастера братья Куликовы и Н.Г. Корелин переделали семиладовую тульскую гармошку на свой манер.

Длительное время изготовление гармоник было делом мастеров-одиночек. К началу XX века в Саратовской губернии работали около сорока кустарей-гармонщиков. Большинство из них трудилось под покровительством Ремесленной управы.

После прихода советской власти частников начали теснить, новая экономическая политика была свернута, в деревне крестьян стали объединять в колхозы, а в городах мастеровых – в артели. Так в 1929 году была создана артель гармонных мастеров «Музыка». Несколько раз «Музыку» объединяли с другими артелями, такими как артель «Кожкомбинат», «Игрушка».

С 1 ноября 1951 года артель «Музыка» присоединили к артели «Щеточник и кистевяз», которая на то время занимала здание на ул. Кутякова, 6. К ним и подселили гармонных дел мастеров, как оказалось – на полвека. К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось, а заказы по ее производству мастера выполняли у себя на дому. Однако вплоть до приватизации цеха мастерские по производству гармоник размещались в строениях на улице Кутякова, 6.

Ныне в бывшем домовладении саратовского купца Захара Ипатиевича Лисенко находится офис «Ипотечной корпорации Саратовской области».

Автор – инженер научно-технической информации Научно-производственного центра по историко-культурному наследию Саратовской области

Современное производство саратовской гармошки

https://www.youtube.com/watch?v=LOdSmoW8HBI

 

Татьяна Бондаренко, Саратов / 20 декабря 2013, 20:57

 

 

 

Кто и как в Саратове делает этот музыкальный инструмент

 

 

Русская планета

 

Мастерская по производству саратовской гармони находится на территории мебельной фабрики. И напоминает она тоже мебельный цех: запах свежеструганного дерева, станки и инструменты для его обработки. Никакой музыкальной атмосферы. За работой пять человек: бывший заммэра Саратова Виктор Баксаляр и четыре его ученика.

Два парня, Коля Чванов и Дима Шефер, обрабатывают деревянные коробы — заготовки корпуса гармони. Еще двое — Руслан Платонов  и Сергей Букаров, кроят ткань для  мехов.

Корпус состоит из двух половин. Чтобы они были одинаковыми, сначала изготовляют единый короб. Потом его распиливают пополам, делают в нем миллиметровое отверстие, ставят перемычки и распорки для крепления мехов, по периметру прибивают картон, ткань и дерматин.

– Есть еще один цех, — рассказывает Дима Шефер. — Там делают заготовки корпусов. Мы их склеиваем, обрабатываем и опять отдаем туда красить, на покрашенные крепим металлические детали и фурнитуру.

«В старину» мастера делали гармонь в определенной последовательности: сначала корпус, к нему подгоняли деки, грифы, резонаторы, иногда начинали с планок — их размер ясен сразу. Сейчас есть стандартные размеры — можно параллельно делать несколько деталей и потом собирать их.

Всего на производстве восемь человек: шесть — постоянно, даже в выходные дни, еще два — эпизодически, делают заготовки корпуса. Мастерская Баксаляра единственная в области. Он начал восстанавливать гармони в 2010 году. До 2003 года «саратовский бренд» делали на улице Кутякова, но в последние годы производство там скатилось до детской сувенирной игрушки. Сейчас гармонь делают на базе производственного лицея Саратовского государственного технического университета им. Гагарина.

– Я закончил консерваторию, первый раз увидел саратовскую гармонь в 1979 году, освоил ее, полмира объехал с гастролями, — рассказывает Виктор Баксаляр.

Работа это сложная, и желающих перенимать опыт у старых мастеров и раньше, и сейчас немного:

– Я пять лет учился у известного мастера Андрея Комарова. Потом несколько лет занимался гармонью, но, после распада СССР никому ничего не стало нужно. Я сменил профессию, дослужился до заместителя мэра города, ушел из чиновников в 2009 году. Когда позвонил ректор СГТУ, я не хотел вновь браться за гармонь. Знаю отношение чиновников к таким вещам.

СГТУ выделил помещение, деньги на оборудование, часть инструментов принес Баксаляр, кое-какое оборудование сделали на заводе приборных устройств. Частное деревообрабатывающее предприятие помогает делать заготовки корпусов. Простые люди поначалу приносили ткани и металл. Учениками стали студенты колледжа СГТУ. Набрали 15 человек, но вскоре большая часть их ушла.

– Я первый курс отучился на столяра-станочника, — говорит Дима, шлифуя короб. — Когда начали возрождать гармонь, нам предложили, и я пошел. Поначалу друзья, когда узнавали, смеялись. Я сам думал, что гармошки — не интересно.

Парням в мастерской по 20 лет, гармонью они занимаются четвертый год. Сейчас это основная деятельность и заработок для ребят.

– Было знакомство с гармонью, нотами, как играть. На планочке специальной проверяли, давали звук, а потом надо было его найти, — вспоминает об учебе Коля Шеффер.

 

Мастеру гармони нужно освоить десяток различных специальностей: акустика, наклепка, настройка инструмента, работа с древесиной, с раскроем ткани. Такие специалисты — штучный товар, на подготовку нужно минимум 3 года.

– Я готовил ребят, их в армию забрали, парень уехал и с концами. Я лично ездил к военным, просил далеко не отправлять, хотя бы в пределах области, — рассказывает Баксаляр.

Потом Виктор стал набирать в ученики глухонемых, мастера из них выходят не хуже. Сейчас в мастерской трудятся две семейных династии глухонемых, которых свела саратовская гармонь.

Детали изготавливают на станках с программным управлением. Старые мастера склеивали отдельные детали гармони, поэтому на изготовление грифа или деки уходила неделя. Сейчас их делают из единого куска дерева за 15 минут, меха — за три дня. В месяц выпускают по 10 гармоней.

Хорошая концертная гармонь стоит 150–300 тысяч. Ее изготовление занимает полгода. За вычетом стоимости материала и оборудования мастер получит примерно 30 тысяч. По мнению Баксаляра, это маленькая плата за такой тонкий труд. Себестоимость баксаляровской гармони 35 тысяч рублей, рыночная цена около 45 тысяч. Инструмент часто покупают на сувениры чиновники и бизнесмены.

Кое-что в гармони Баксаляр усовершенствовал.

– Степень надежности инструмента была невысокой. В нем много соприкосновений метала с древесиной. Если часто играть, происходит разрегулировка. Раньше возили на гастроли несколько инструментов, а по приезду отдавали мастеру на ремонт.

Мастерская выпускает исполнительскую гармонь для начинающих. Уровень подготовки ребят еще не так высок, чтобы делать настоящий концертный инструмент. На это им нужно еще 3–4 года. Используют массив березы, инструменты более высокого уровня делают из ореха, красного дерева, палисандра и бука.

– Раньше мастера использовали те деревья, которые росли в области. Липу нельзя использовать, но она тут росла, поэтому ее применяли, — поясняет Баксаляр.

Сразу три коллектива саратовской гармоники поедут в будущем году на Олимпиаду в Сочи. Сейчас Баксаляр ремонтирует пять гармоник для одного из них — ансамбля «Колокольчик». Его руководитель Сергей Самусенко рассказал корреспонденту «Русской планеты», что особенность саратовской гармоники не только в наличии колокольчиков, но и в специфике игры: разжим, сжим — одна клавиша издает разные звуки. Играть удобнее сидя — у гармони нет плечевых ремней, при игре стоя, для опоры ставят ногу на стул под прямым углом.

Будущих гармонистов в ансамбль приводят еще маленькими. Сам Самусенко бывший баянист. Техника игры на саратовской гармони отличается от игры на баяне, освоить гармонь сложнее. У гармони 12 клавиш, каждая из которых издает по два разных звука, а клавиша баяна издает один звук.

– Многие баянисты пытались ее освоить, но это им не удавалось, — говорит Самусенко. — На это нужно минимум 2-3 года. А в идеале — всю жизнь.

 http://saratov.rusplt.ru/index/kak_v_Saratove_delayut_garmoni.html

 

"С Саратова прямо-прямо,

С Саратова на Сростки..."

:-)

https://youtu.be/U1wXR3M1xrw

Исполняет Игорь Карлин "Волжские припевки", саратовская гармонь

https://www.youtube.com/watch?list=PLot-ssKUhixFj8d3Peu5k17FLjd7Rzh53&v=...

 

1. Михаил Степанович Мартьянов «Саратовские переборы»
Mikhail Martyanov - "Saratov's tunes"
2. Владимир Яковлевич Абрамов «Весной Волга разольётся»
Vladimir Abramov - "Volga will overflow in spring"
3. Александр Алексеевич Богатов «Саратовское поппури»
Aleksandr Bogatov - "Saratov's medley"
4. Виктор Николаевич Филатов «Саартовские переборы»
Viktor Filatov - "Saratov's tunes"
5. Игорь Карлин играет «Вальс для саратовской гармони» (Иван Поницкий) 
Igor Karlin - "Waltz for Saratov garmon" (by Ivan Ponitsky)
6. Игорь Карлин «Барыня»
Igor Karlin - "Barynya"

https://youtu.be/AbdaIB0TLoQ

 

Геннадий Ганюшкин .Саратовская гармонь.

https://youtu.be/AOX4rjDuFxQ

Саратовские припевки и переборы

https://vk.com/sarist?w=wall-29603798_2673

Файлы: 

Песня из репертуара Лидии Руслановой "Сирота я без привету". 
Сопровождают исполнения песни знаменитые "саратовские переборы" на саратовской же гармошке

https://vk.com/sarist?w=wall-29603798_2666

Блеск! :)))

САРАТОВСКИЕ ЧАСТУШКИ
страдание
Л.А. РУСЛАНОВА
В.О. Максаков
(сарат. гармоника)

https://www.russian-records.com/details.php?image_id=9724

Припевки
Русская народн.песня
Исп.арт.Л.Русланова

https://www.russian-records.com/details.php?image_id=25022

1900г. Мастерская И.Сахарова

Страдания саратовской гармоники

Очень интересное старое видео (9 летней давности), там ещё можно увидеть цех по производству гармошек

Кстати. Саратовскую гармошку производят на мебельной фабрике "Лисер", которая находится по адресу: улица Чернышевского, 94, корпус 3

Вот архив старых новостей

Добавлю сувениров.

ГАРМОНИКА САРАТОВСКАЯ

Афанасьев П. Н. (мастер). Начало 20-го века

Корелин М. Д. (мастер). 1940-е гг.

 

Находится в ФГБУК "Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки"

 

Создание 1947-1950

Местонахождение: ГБУК "Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И.Д. Воронина"

 

Шефер Дмитрий Сергеевич (2009-2010)

из Саратовского областного музея краеведения

 

Чванов Николай Алексеевич (2012)


http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8571026

 

Имеется клеймо "П. Лебедевъ". Начало ХХ века.

 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Историко-краеведческий музей Тисульского района"

Футболка с символикой «Саратовская гармоника – народный символ земли Саратовской» Шамаева Николая Федоровича, одного из организаторов и секретаря Клуба любителей саратовской гармоники.

В середине переда цветное изображение логотипа Клуба – саратовской гармоники с колокольчиками справа, с растянутыми мехами. Черной печатью: вверху - Министерство образования / Российской Федерации ГОУ ВПО / «Саратовский Государственный Технический Университет» / Профессиональный лицей / Возрождение / производства Саратовской Гармоники / в рамках социального культурного проекта», под изображением – «Саратовская гармоника – / народный символ Земли Саратовской» / Саратов 2010 г.»

из Саратовского областного музея краеведения

Файлы: 

"Привет, земляки!" - "Саратовская гармошка"

сюжет ГТРК Саратов от 19 марта 2018 о современном производстве саратовской гармони

Саратовская гармошка


Фотограф Садовников Юрий Николаевич

Дата съемки: 1972 год

Доброго время суток всем, очень приятно что наткнулся на такой форум, даже немного увидел информации и о своей компании. Хотел бы коротко рассказать о новостях связанных с Саратовской Гармоникой. И в  конце письма с удовольствием прикреплю ссылке о своей компании и обо всём, что происходит с нашим любимым инструментом.

с 8 по 15 июля в Ордынском районе в «Заволокинской деревне» в 95 км от Ордынки проходил пятый международный фестиваль «Играй, гармонь!» Праздник проводится раз в два года. Количество участников около 1500, зрителей – около 50 тысяч человек. Большое количество любителей гармони из Новосибирской области – двадцать районов области представили свои таланты. А также из Израиля, Белоруссии, Узбекистана, Кубы и других стран. 
Одним из участников, был талант из города Саратова, Артём Дробышев.
Который выступил играя на Саратовской Гармоники и пулучил Гран-При Заволокинского Фестиваля.
Артём попал на фестиваль благодаря виртуозной игре на гармошке и профсоюзу РЖД, так как сам является машинистом в этой организации.

С октября 2013 года началось серийное производство Саратовской гармоники, на деревообрабатывающем предприятии OOO «ЛИСЕР» в Саратове. Гармонику с колокольчиками делали в Саратове более 150 лет, однако их изготовление было очень трудоемким, поэтому инструменты производили в единичных экземплярах. Сегодня производство саратовской гармоники вышло на новый уровень. Современные технологические процессы позволили запустить Саратовскую гармонику в серийное производство, сделать ее массовым и ремонтопригодным продуктом, при этом полностью сохранив уникальность этого всемирно известного музыкального инструмента.

Саратовские гармони нового производства, были представлены 2014 году на Олимпиаде, на стенде Саратовской области. В ноябре 2014 года принимала участие на первом фестивале культуры в Сочи. В ноябре 2015 года, на всероссийском фестивале-конкурсе Туристический Сувенир, новая Саратовская Гармоника, заняла первое место, в номинации Сувенир Региона.

Артём с самого начала являлся консультантом по музыкальному инструменту этого предприятия, а так же занимался обучением детей и тестировал новые инструменты на музыкальных площадках.. Отец Артёма  Дробышев Вячеслав Александрович, на сегодняшний момент работает на предприятие Лисер мастером Саратовской гармоники. в 2016 году был признан "Ремесленником года" на конкурсе проводимым ТПП Саратовской Области.
На сегодняшний момент, новая Саратовская Гармоника была произведена в количестве 285 шт, около 170 шт старых  инструментов реставрированы.   Шесть коллективов в школах Саратова и Саратовской области обучаются и играют на новых инструментах.
За эти годы новая Саратовская Гармоника была поставлена в Элисту, Астрахань, Казань, Волгоград, Санкт-Петербург, Москву, Германию, Францию, Бельгию. Представлена в сети музыкальных магазинов России.Два года подряд принимает участие на международной выставке в Германии в городе Франкфурт, а также других выставках и фестивалях России. Является нашей визитной карточкой  и вручена в качестве подарка гостям нашего региона.

https://www.instagram.com/saratovskaiagarmonika/ 

 

https://www.instagram.com/liser_wood/

https://www.liserwood.ru

 

 

 

Здорово! Спасибо за интересную информацию!

Было бы здорово, если бы Вы почаще сюда заглядывали и делились новостями. А также какими-нибудь архивными материалами

И снова добрый день. На ваших архивных фотографиях, который сделаны на производстве, мастер Текучёв и мне кажется мехавщица Зинаида Моргунова, И может быть Чушкин, мы с ними общаемся и советуемся. Они одни из последних,замечательных мастеров.

Ансамбль Саратовских гармоник (30 августа 1995)

Фотограф Чижов И.В.

Cборщик фабрики музыкальных инструментов Александр Никонов с гармоникой. 18 января 1973 г.  Фотограф Ю. Набатов, архив ТАСС

https://www.tassphoto.com/ru/asset/id/17002828/---/page/2/fromSearch/1/i...

Файлы: 

газета "Коммунист", 1941

Саратовская гармонь

 

 

 

 

 

Замечательная история:

В результате поездок Мирека собирался уникальный материал. Восстанавливались утерянные секреты изготовления инструментов, отыскивались, реставрировались редчайшие экземпляры изделий, сохранившиеся сегодня в единственном числе. Мирек записывал истории жизни известных прежде на всю Россию мастеров, встречаясь с их прямыми потомками и родственниками. Случалось, слышал немало забавного.

 

Михаил Дмитриевич Карелин, племянник известного баянного мастера Н. Г. Карелина, организовавший в 1929 году первую в Советской России артель гармонных инструментов "Музыка" в Саратове, рассказал такой случай. В тот год на городском кладбище работали группы ЧК, извлекавшие из могил и склепов гробы богатых горожан. После изъятия золота и ювелирных изделий покойников прах ссыпали обратно в могилы, а гробы складывали штабелями для дальнейшей утилизации. Медные гробовые таблички с выбитыми именами и датами отправляли в артель "Музыка" для изготовления голосовых планок.

 

"В этот раз нам привезли медную пластину, точно по ширине отвечающую ширине планок. Напилили ее на трехмиллиметровые полосы-планки, пробили проемы. Металл был отличный, в работе мягкий и податливый. Все отходы смели веником и выкинули в общую кучу опилок и стружек во дворе. Баян, собранный на этих планках, звучал поразительно, но оказался тяжелее обычного - 20 кг. "Ну и звук - золотые планки!" Этот возглас натолкнул кого-то на мысль проверить металл кислотой. А планки-то и впрямь оказались золотыми, да еще и высшей пробы.

 

И пропал баян бесследно. Как ни искали и в Саратове, и в Энгельсе, и в Самаре, и кругом - никаких следов.

 

А кладовщик Вася Рыжий с этого дня все в куче мусора во дворе копался, и деньги у него завелись, прямо сказать, бешеные. Пить стал беспробудно и через год умер от белой горячки…"

 

Подробнее см.: https://www.nkj.ru/archive/articles/4389/ (Наука и жизнь, ГАРМОНИКА, ЧТО ДЕЛАЛАСЬ СУДЬБОЙ…)

В 1929 году ЧК давно не было, было ОГПУ... И вообще на байку какую-то похоже. Это же, получается, золота несколько килограммов должно было быть.

Про золото, конечно, баечка, люди, которые их сочиняют, в принципе не представляют, что такое плотность 19, насколько оно тяжёлое. Я когда ртуть в руки взял, и то офигел, а у неё только 13,6.

А вот про копание гробов... Вполне возможно, и было такое, и придираться к названию организации не стоит, не то что ОГПУ, даже КГБ давно нет, а слово "чекист" в ходу по-прежнему.

Я просто уточнил.

Рубаха солиста ансамбля русской песни «Саратовские гармошки». 1981 г.

 

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=26068232

Файлы: 

1902 г.

 

Файлы: 

ГАРМОНЬ.

Прошла с тобою рота
И воду и огонь, 
Саратовской работы
Трехрядная гармонь.

Ты пела знаменито, 
Сейчас лежишь тиха,
Осколками пробиты
Лиловые меха.

И с каждым часом злее
Становится тоска,
Столярного нет клея, 
Ни капли, ни куска!

Чтоб ты опять запела
На сотню голосов, 
Кусок живого тела
Отдать любой готов.

Ефрейтор хмурил брови
И тер упрямо лоб,
Потом пошел и с бревен
Смолу ножом соскреб.

Кто переплет от книжки,
А кто и нитку дал, 
Саратовский парнишка
Гармошку залатал.

Теперь певунью слушай
В награду за труды,
Наш гармонист всю душу
Вложил в ее лады.

Но дан сигнал тревоги,
Нам время выступать,
И снова ты в дороге,
И с нами ты опять.

Идем, подруга роты,
И в воду и в огонь,
Саратовской работы
Трехрядная гармонь!

Николай Глейзаров

"Ленинград" № 3 1944 г. 

Борис Сичкин (роль Бубы Касторского из фильма про неуловимых мстителей)
Я ИЗ ОДЕССЫ, ЗДРАСЬТЕ...

 

*     *    *     *     *

 

БУДЕННЫЙ
До войны все распевали песню из кинофильма "Истребители" "Любимый город может спать спокойно и видеть сны, и зеленеть среди весны", но когда началась война, то немцы не обращали никакого внимания на эту актуальную песню и безнаказанно летали над всеми городами. Можно было зеленеть, но только от злости. Еще была одна популярная песня "Если завтра война, если завтра в поход, будь сегодня к походу готов". Ясно, Советский Союз был готов к войне, но только в песнях.
Герой гражданской войны маршал Буденный, командующий юго-западным фронтом, не сомневался, что кавалерия в состоянии уничтожить немецкие танки и самолеты. Он верил в лошадь и надеялся на нее.
Как только началась война, маршал Буденный, начал осваивать саратовскую гармошку с колокольчиками. Немцы шли маршем, занимали ежедневно по два-три города, а Буденный играл на гармошке. Приближенные к Буденному на вопрос: "Как там маршал, что говорит, какие прогнозы?..", отвечали: "Буденный все время играет на гармошке".
Я думал, раз человек играет на гармошке, значит дела не так плохи. Вероятно он заманивает врага в котлован, а там... Но немцы подошли к Киеву, вошли в Киев, а наш полководец так увлекся саратовской гармошкой с колокольчиками, что когда его втаскивали в самолет и вывозили из окружения, не выпускал гармошки из рук и продолжал на ней играть. Он не мог понять, что происходит.
Честно говоря, немцы жлобы! Неужели нельзя было подождать пару дней со взятием Киева. И дать возможность герою гражданской войны, кавалеристу, маршалу Советского Союза, командующему юго-западным фронтом освоить до конца саратовскую гармошку с колокольчиками.
 

"Мастера саратовских гармоник"

https://vk.com/sarist?w=wall-29603798_15835

Газета "Земское обозрение", 1996 год

Страдания саратовской гармошки. Дмитрий Епифанов