Духосошественский собор

 

Комментарии

 На переднем плане ларёк в котором продавали и меняли газовые балоны 5ти литровые.

 Потом он стал полностью железный. Я туда ходил с бабушкой году в 68м.

 Но это немного раньше, если исходить что столбы из трубы,  год 60й, я думаю.

 

И ещё видны рельсы трамвая в Затон, закрытого по разным данным в 1958-65 году.

 (Юрий Шанин = Саратовец 63) Трамвай ходил до Предмостовой, до улицы Хвесина и Б.Горной, вот на этом месте рельсы сходились и дальше одна колея, вагон доходил до Хвесина, вагоновожатый переходил в заднюю кабину и трамвай ехал обратно. Токосъёмников на вагоне тоже было два, дуга (именно дуга) с одной стороны и с другой. Двери тоже с одной стороны трамвая закрывались на замки, с другой открывались. Номер маршрута 13й был, если не ошибаюсь. Ходил до Радищева дальше по Кутякова - Горького и обратно по Большой Горной. Хотя вот насчёт кольца в районе Верхнего рынка тоже могу ошибаться, может круг наоборот шёл, по Горького на Кутякова поворачивал, а потом на Радищева.

Спасибо! Интересно. По рассказам свидетелей до войны линия была одноколейной и от Хвесина продолжалась до Малой Горной и вниз до СудРемЗавода (собственно это эе видно на довоенных картах Саратова). После войны линию сократили (а может когда мост начали строить?). Не помните когда совсем закрыли трамвай? В википедии 3 разных года фигурируют :) 

Трамвай№13 ходил до предмостовой площади, а позднее до Чернышевской  /после начала ее строительства/.  Было четыре разъезда, три помню не со слов, а четвертый смутно. Это между улицами Рождественской и Веселой, Вознесенской и Октябрьской и дальше  Б.Горной и Радищева. Кольцо делал по М.Горького-Кутякова-Радищева и на Б.Горную. Всегда был однопутным, вагон был с одним токосъемником и двумя кабинами.  Токосъемник переводился в ручную веревкой , в этот момент давался задний ход и тянули за веревку, провод просто преподнимался и дуга перебрасывалась. На редких фото можно увидить такой вагон с одним токосъемником /дугой/. А с двумя дугами более ранние  /судя по фото и датам/.

С одним бугелем ходили потому, что на конечных и разъездах, насколько я понимаю, контактный провод был так подвешен, чтобы можно было бугель перекинуть. А с двумя бугелями были вагоны, которым нужно было в любом месте разворачиваться, потому что не в любом месте конташка позволяет сделать перекидку (особенно в кривых). Скажем, у спецвагонов было по два бугеля, у нынешнего ретровагона тоже на всякий случай два. Линейных вагонов с двумя бугелями мне на фотографиях не попадалось.

Да, насчет двухпутной линиии есть сомнения - общались недавно с одной баушкой, которая всю жизнь с 30х годов прожила в р-не Затона и Предмостовой, она тоже говорила только про однопутную линию с разъездами. Разъезд после кольца на Радищева-Горького-Горной был около почты на Октябрьской, потом около церкви, и на Хвесина. Про линию к судремзаводу всё правильно - после войны её убрали, конечная стала на Хвесина-М.Горная.

А может после войны-то вторую линию достроили на некоторых участках?

Денис пишет, что трамвай ликвидировали "в 1958-65 году". Возможно, но на фотках 1971 года, которые прилагаю, пути еще не демонтированы. Там мой отец и сестра, которой 5 лет, и у нее только выпал первый зуб, который сохранили с датой, так что датировка верная. http://oldsaratov.ru/photo/15298

Владимир, ваши родители, вероятно жили в окрестностях Духосошественской церкви, а нет ли у вас фото ул.Малой Горной дом 40-50, до сноса и строительства девятиэтажек?

Нет, они жили на Революционной. 

Затонскую линию долго не разбирали. По имеющимся источникам движение по 13 маршруту было закрыто по крайней мере до 1968 года включительно.

Да, буквально полгода назад мы подробно разбирали историю линий в комментариях к какой-то из похожих фото. Я где-то дома выводу у себя сохранил.