Автодорожный институт

Справа - семафор железнодорожной ветки к песчаному карьеру. Вдали - нынешний дом ребёнка Октябрьского района.
Источник: 

архив А.К.Филиппова

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1936 году.

 

Комментарии

И вот долгожданное фото с признаками желлезнодорожной ветки в Агафоновке. Именно так она и шла - вдоль забора САДИ!

Фото сделано из бывших общежитий САДИ. Когда их построили?

о класс! Да там не только светофор видно, там и собственно рельсы видно. Теперь хоть будем знать!

Да, фото действительно потрясающее, по-моему еще ни на одном не был виден так весь район политеха до его застройки. Кстати, дорога на Кумыску на горе (подъем по Новоузенской) также просматривается. Правда, говорят, что тогда она была, естественно, грунтовой

обалдеть как там было просторно!

Супер!

Дом ребёнка уже есть - значит, не раньше 1936 г.

 

Памятника Молотову не видно, ограничил 1956-м по http://oldsaratov.ru/photo/pamyatnik-vm-molotovu-v-sadi-im-vm-molotova

Если кто в курсе когда его поставили - не скрывайте, уточним фото сильнее.

Наоборот, раз памятника нет, значит, или после 56-го, или начало 30-х, до того, как его поставили.

Думаю второй вариант, ибо как-то пустынно на заднем плане для конца 50-х годов.

А вот и подтверждение: в конце 50-х выше по 2-й Садовой уже были большие дома 

http://oldsaratov.ru/photo/2-ya-sadovaya-v-rayone-5-go-zavoda-stroymash-...

http://oldsaratov.ru/photo/2-ya-sadovaya-rayon-politehnicheskogo-institu...

Даже можно сказать - район был уже весь застроен!

  Может памятник не видно? Он же близко стоял, да и у здания выступ.

Какие-нибудь контуры все же прояснились бы

Специалисты по росту деревьев могут прикинуть за какое время деревья вдоль забора выросли до таких размеров http://oldsaratov.ru/photo/vorota-politehnicheskogo-instituta

Дереву на том фото вряд ли больше шести - восьми лет. На данном же фото деревья отсутствуют даже в виде саженцев, выходит, что посадки начались только в начале 50-х годов 

Нашел информацию, что имя Молотова было присвоено САДИ 23 октября 1936 года (http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=100&t=72451). Подтверждается http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=17401. То есть перестал он быть "имени Молотова" только в 1962, после исключения членов антипартийной группы из партии!

Антипартийная группа - это июньский Пленум 1957, в принципе, видимо тогда 1957 год и должен быть. Хотя этот факт требует уточнения, ведь был еще и Молотовск (Северодвинск), вряд ли все переименовали в один день

Тем не менее вот целый указ от 15 января 1962 (по второй ссылке). В 8 часов она станет доступна, можно будет почитать.

Да, политеху везет на переименования и, надо думать, не в последний раз

Да, не совсем понятно насчет 1962 - указ отменяет ряд постановлений о присвоении имен Ворошилова, Молотова, Кагановича и Маленкова, в т.ч., например, Мотовилихе, которая вошла в состав Перми в 38-м в качестве Молотовского района, а исконное название ей вернули в 57-м, и Забайкальской ж.д., которой вернули название еще в 43-м. Так что, видимо, это просто такая бюрократическая "подчистка хвостов". Ну, по крайней мере, теперь известно, когда имя Молотова САДИ присвоили.

Да, Северодвинск, и Пермь переименовали в 1957. Причем Северодвинск был Молотовском изначально - с 1937 года. Наверное, и политех "зачистили" также безотлагательно (хотя, точно сказать все же нельзя)

Обнаружил попутно еще чудесное: http://l-parfum.ru/articles/partner-saratov

А не тот ли знаменитый серпантин виден на дальнем плане, по которому должен быть проложен трамвайный путь с выходом на 13-ю Дачную? Вы уж простите, я всё о своём...

Вы имеете в виду как раз тот серпантин, дорога по которому является  ныне  продолжением Новоузенской и идет через лес? Точно можно сказать две вещи: он явно был построен специально для каких-то целей (кто знает - может как раз для трамвая), а сразу после войны, по свидетельствам очевидцев, через него шла грунтовая дорога на Михайловку

Нет, асфальтированную дорогу по Новоузенской и её продолжение хорошо знаю. Речь идёт о "закольцовке" Дачного маршрута с "Агафоновским", реализации которого помешала 1-ая Мировая. Но подготовительные работы шли, склон срезали. Думаю,  на плато параллельно велись каккие-то работы: просеки, насыпи и т.д. 

А какой именно склон срезали? Я слышал что-то о соединении маршрутов, но подробностей не знаю.

Подробности надо восстанавливать совместными усилиями. Давайте определимся сначала в местоположении дороги на склоне в центре снимка. Если слева от дороги в гору Смирновское ущелье, то вопрос снимается. Серпантин ( по нему и сейчас летом  ездят машины) тогда будет левее (южнее).

Ну да, хорошо видна дорога от Новоузенской, левее вход в Смирновское ущелье. А еще левее - вы имеете в виду подъем от Вяземской? На машинах, там, конечно, поднимаются летом... но крайне редко, и ничего похожего на специально построенный серпантин я там не видел. Я просто немного знаю те места.

Про Новоузенскую -  согласен, про подъем левее - сомневаюсь, там весь склон традиционно ползет, некоторые дома построенные на склоне, сползали еще в 60-х-  70-х годах по воспоминаниям некоторых очевидцев. Вот про левую часть Смирновского ущелья - можно только догадываться, были ли какие-то планы и остались ли там какие-либо следы?

"там весь склон традиционно ползет, некоторые дома построенные на склоне, сползали еще в 60-х-  70-х годах по воспоминаниям некоторых очевидцев" - вы имеете в виду склон, прилегающий к Новоузенской? В 2004 был оползень как раз на левой стороне ущелья (если ориентироваться по этой фотографии).

Да, в данном случае речь шла как раз о склоне прилегающем к Новоузенской

Я, к сожалению. не очень. Об этом несколько лет назад рассказывал в одном из своих выпусков Д.С.Худяков, даже фотографию серпантина показывал. Вот и загорелся этим сообщением, в печати ничего не всттечал о саратовской "круготрамвайке". Всё времени не хватает, надо весной вплотную заняться этим.

Посмотреть бы эту фотографию...

Все найденные навскидку источники поминают проект, разработанный в САДИ в 30-е годы под руководством Люкшина (вот здесь, например: http://zemstvo-kurs.ru/1/2010/2010-12-08-21-21-46/613-44-17112010----). Но о каких-то работах речи не идет. Интересно, а этот проект вообще кто-нибудь видел?

Вполне возможно, что Люкшин знал о дореволюционном проекте и захотел его реанимировать. Честь и хвала за это Василию Алексеевичу! В любом случае, поскольку есть косвенные доказательства,- надо искать!

 Если не зацикливаться на памятнике, ж\д ветка присутствует, лагутенковского дома нет, 3-ю Советскую не видно.

Деревья может и не те совсем, 50-60 лет не каждое дерево живёт.

 Студентов на фото мало, лето (на фото задолжники;) ),   но если май-июнь, может во время войны? Отсрочек тогда не было.

как и фотографов. 

 

Ключ - застройка 2-й Садовой, которой на фото не видно.

Поставил 1936, т.к. всё же кажется фото с одного негатива. И сделаны были из только что построенного общежития.

У меня есть фото 1-го выпуска САДИ 1935 года. Посоветуйте, где бы мне его на сайте разместить. Понимаю, что в основной раздел она вряд ли годится. 

На форум, в раздел "Люди и студийная съемка"

а можно еще отправить на сайт политеха, там очень интересные материалы и фото всех выпусков в разделе "музей", если не ошибаюсь! Я там нашла фото выпуска своего отца, он как раз САДИ заканчивал в 1958 кажется..