Митрофаньевский базар

В дополнительных картина по открытке и вариант из книги Осятинского "Строительство городов на Волге" Рис. 119. Митрофаньевская площадь в конце XIX в.
Источник: 

Открытка изд. Кнауб

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1911-1914 годами.

 

Комментарии

удалил дубль, загрузил сюда в дополнительные варианты скан с лучшей контрастностью и цветную реконструкцию.

бездушно обокрал фотошопом

    Разъясните,пожалуйста,кто может, что это за длинное темно-

 коричневого цвета здание в правой части снимка за светлым 2-х

 этажным особняком.

 Это здание - панорама "Голгофа" - подробно можно прочитать здесь  http://sadservie.ru/architecture/lostarch/432 

по-моему вопрос был о совсем другом здании 

как-то так:  

школа на Рахова до её перестройки? кол-во окон вроде совпадает...

Действительно, я имел в виду не панораму, а здание справа в глубине. По-моему,видны уступы на фасаде в сторону Мирного переулка. А средняя школа №18 на Рахова /в которой я учился/ построена по типовому проекту/ в Саратове есть подобные/ из СЕРОГО кирпича в 1937 году. Вроде, школа стоит почти на месте этого крупного здания. Если оно не было аварийным, глупо было бы его ломать. Пока вопрос не ясен. У кого есть версии?

точно - я невнимательно прочел сообщение

По-моему, было проще раскрасить ту же старую открытку

 

Понятно, что кичёвый вариант, но это уже дело вкуса и ,конечно, совсем не моё дело. Просто раздражает синдром "Здесь был Вася".

  Просьба дать разъяснение /от 7:32 / относится к коменту

 IZA за #12, содержащим фото Митрофаньевской площади.

 Опять дает сбои нумерация.

да ёрничал я просто по поводу водяных знаков на картинках в интернете.

Очевидно, что снимок сделан с крыши (может ещё незавершённой) Крытого рынка. Это, скорее всего, - лето 1914 года. Для военного времени очень опасный кадр. Виден вокзал, новые казармы и т.д.

    Не могу согласиться, что этот снимок каким-то образом

  наносил ущерб безопасности Российской империи-уж слиш-

  ком далеко была линия фронта. И речи не было о бомбарди-

  ровках. Нет на фото и военных объектов, за исключением

  казарм, которые еще надо разглядеть. Если и существовал 

  запрет на фотосъемку в глубоком тылу, то смысла в нем было 

  немного. Особенно в данном случае.

Воюем с Германией, а по улицам неофициальной столицы немецкого анклава ходят мастера с увесистой аппаратурой? Хорошо, соглашусь, что летом 1914 года можно было ещё делать видовые съёмки города. О внутренней обстановке в городе Евгений Константинович Максимов написал книгу "Саратов в годы Первой мировой войны". Редкая книга, но она есть в природе. Когда автор представлял свой труд, то у меня не было никаких сомнений по поводу ограничения фотосъёмки в одном из эвакуционных центров Российского тыла. Всё логично. 

Ну тогда, пожалуй, ситуация все же немного другая была, чем через четверть века после этого: тогда и среди генералов, офицеров и чиновников было очень много этнических немцев и, поначалу, этот факт никого не смущал. Очевидно, что во время следующей войны "немецкий анклав" в тылу Сталинградского фронта был уже недопустим. Помню, моя бабушка любила вспоминать, что многие немцы Поволжья, с кем она была лично знакома, в принципе были вовсе не против против прихода своих 

Однако, в сентябре 14-ого была предпринята попытка о переименовании Немецкой в Скобелевскоую. К чести Городской Думы не стали связывать немецкую нацию с историей города. Думаю, не только в Саратове нужно было получать у военных ведомств спецразрешение на проведение съёмки

А почему не с Пожарной каланчи?

Вот этот характерный изгиб и после отмены трамвайного движения оставался достпримечательностью проспекта в это месте.

Перенес точку на каланчу. Крытый только заложили 7 июня 1914 года. Позже 1914-го быть не может, поскольку в начале 1915 "Голгофа" рухнула под снегом: https://oldsaratov.ru/comment/77819#comment-77819. Вероятнее, здесь даже до 1913, поскольку подпирающих бревен не видно.

Первая мировая война началась во второй половине лета, а снимок мог быть сделан до начала войны. Кроме того, снимок мог быть сделан, как предположил admin, и с пожарной каланчи, тогда это может быть и 1913 год. Вряд ли у Крытого рынка в начале строительства уже была такая высота.

Как-то уже давал расклад по поводу указанной даты съёмки, вчера написал о возможной съёмки в 1915 году. Готов вернуться к обсуждению этих версий через некоторое время. Сейчас вопрос в другом, что за "казарма" на Камышинской и что за странный торец у сооружения?

Загрузил качественный вариант скана открытки. Надо бы поставить его главным. Но основную фото не удалять - на ней видны более тёмные тона.

ну и ставил бы главным)

Мне приходится:

Сохранить основную картинку, загрузить её как дополнительную, потом удалить её как основную и загрузить вместо неё ту, которая должна стать основной.

Да вот думаю админу может меньше телодвижений нужно делать или так же? Потому сразу не стал делать. Если так же, то сразу буду менять при загрузке.

неа, ровно столько же телодвижений нужно делать и мне

Одну дополнительную картинку удалил, в главные загрузил новую. Старую главную - в дополниельные.

    Для меня остается загадкой, что за солидное здание

 в правой части снимка за рядом стоящими по Мирному

 переулку двухэтажными домами. Сейчас его нет.

   Действительно, школа №18 сдана в 1937 году и недавно

 отпраздновала свое 75-летие. На форуме есть газета 1937

 года с ее фотографией. Строил ее известный инженер-строитель

 Леонид Осипов /он участвовал и в возведении здания КОГИЗа-

 Дома книги, сталинки напротив Липок на Волжской, завода ша-

 рикоподшипников и многих других объектов/-друг моего деда.

 В 1937 году его посадили в Саратовскую тюрьму как вредителя

 за задержку строительства школы. К счастью, менее чем че-

 рез год его выпустили.

  Я проучился в этой школе все 10 лет в одном классе с его

 внучкой, с которой дружу всю жизнь.

 Почему же снесли здание на снимке? Оно не могло быть очень

 старым- в первой половине 19 века там не строили. А школа

 стоит на его месте, построена по типовому проекту.

 

 

 А на форуме в газете точно 18 школа? От неё до дороги расстояние, по-моему, поменьше... Я думала, что там 16, построенная по тому же проекту:

http://oldsaratov.ru/photo/shkola-no-46-na-ulice-chernyshevskogo

 

   Это не та газета.

Ссылка на газету в комментариях к фотографии.

 

    Уважаемая Мария! Я имел ввиду снимок из

 газеты "Коммунист" за ноябрь 1937, но сейчас

 перечитал статью и увидел, что номер школы

 не указан. Не могу объяснить, почему я воо-

 бразил, что это моя школа.

 http://oldsaratov.ru/forum/gazety

 Однако вопрос не в этом, а в судьбе дорево-

 люционного здания. Похоже, никто о нем ни-

 чего не знает.

По иронии судьбы у здания на старой фотографии и у 18 школы по Рахова ровно 23 окна. В 1937 году она точно построена с нуля или был надстроен 4 этаж и, в связи с этим, перестроено все здание?

    Чрезвычайно интересное наблюдение, уважаемый

 Денис! Быть может, есть фото школы со стороны

 Мирного переулка, сделанное раньше дворовых при-

 строек к ней.             Но есть серьезные сомнения.

 Конфигурация выходящей на Мирный пер. стены на

 дореволюционном снимке не вполне,  насколько помню,

 совпадает с прежними очертаниями школы. Перестройки

 и надстройки старинных зданий практически всегда товар

 штучный, а здесь типовой проект. Да и кирпич у школы

 серый, как и у других зданий 20-30 годов. На таком же

 цветном снимке цвет старого здания коричневый.

 

На фотографии Мирного перулка практически нет вообще!

Здание - это 2 мужская гимназия на Пугачёвской.

Отметил гимназию на основном фото.

    Вот фото панорамы, расположенной у Мирного

 переулка:

 http://oldsaratov.ru/photo/panorama-golgofa-na-mitrofanevskoy-ploshchadi

 На обсуждаемом нами снимке слева от купола

 панорамы виден известный 2-х эт. дом на углу

 Михайловской и Камышинской, на месте кото-

 рого сейчас новодел. Если здание-это вторая

 гимназия, то почему она находится практически

 на той же горизонтали?

Да, гимназия в правом углу. Хорошо видно здания трампарка.

 

А это центровое здание - ещё одна загадка, которую нам предстоит разгадать... Получается, что оно находилось в квартале между Рахова и Пугачёвской? Или же перед нами действительно Мирный переулок, а здание на Рахова?

  Перед нами,без сомнения, Мирный переулок,

 а искомое здание стоит на Камышинской и,

 по-моему, именно на месте будущей школы.

  Думаю, это одна из наиболее интересных за-

 гадок в истории проекта!

 

На планах Саратова 1907-1913 гг это здание на Камышинской обозначено жирным чёрным прямоугольником, как капитальное.

    А это здание на плане действительно

 занимает место будущей школы, как я

 предполагаю?

Определённо оно самое! На планах, что у нас на форуме тоже есть, поглядите. http://oldsaratov.ru/forum/plany-saratova-nach-20-veka

По словам краеведа В. Семенова в квартале близ Митрофаньевской площади располагался комплекс зданий военного городка (http://video.mail.ru/mail/3tv/_myvideo/54.html). Скорее всего, речь идет о 57-ой резервной пехотной бригаде, в которой служил А.И. Деникин (http://www.sgu.ru/files/nodes/9659/09.pdf). Управление самой бригады располагалось в здании, где сейчас расположен военкомат Фрунзенского района (Мирный переулок 12) (там же). Может быть это здание относилось к Военному ведомству.

 

 

данные на 1897 год:

Бобруйский резервный батальон, Адрес:  Митрофановская пл., дом быв. Гудкова и дом наследников Гудкова

Музыкальная команда Бобруйского резервного батальона, Адрес: Митрофановская площадь, быв. д. Гудкова

Управление саратовского уездного воинского начальника, Адрес: 132 кв,  Митрофановская площадь, №10, дом быв. доктора Киргофера?  Кирхберга?  не уверена в правильности прочтения фамилии, но нашла :

 В числе первых обществ была "Беседа саратовских врачей" (1860 г.). До ее официального учреждения в конце 50-х годов XIX века благодаря стараниям некоторых врачей и аптекарей (врачебный инспектор А. Кирхберг, аптекарь Н. И. Шмидт, врачи А. А. Кнорре, А. И. Коробов, И. В. Ельчинский) в Саратове образовался кружок знакомых между собой лиц, которые, собираясь ежемесячно поочередно на квартирах, обсуждали медицинские вопросы, делились наблюдениями из больничной и частной практики. 

http://www.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=55349

 

Лазарет , адрес: угол Астраханской и Михайловской №85, деревянный дом, крытый тесом

 

 

Здесь уже за двухэтажным зданием пустое место. И школа еще не построена.

   Совершенно справедливое замечание! Многие из нас,

 и я в том числе, рассматривали раньше это фото Митро-

 фаньевской площади, да не замечали этого. Мало того,

 сравнивая снимки можно увидеть, что снесен и 2-х эт.

 дом по Мирному переулку, что стоял справа от сохра-

 нившегося-именно поэтому ясно видно пустое место на

 площадке под будущей школой.

 Известно, что еще в начале 19 века эти места были бо-

 лотисты. Как версия-дома снесены из-за неравномерной

 осадки фундаментов и возникновения столь значитель-

 ных трещин, что другого выхода не нашли.

 

 В этом ракурсе http://maps.yandex.ru/-/CVaGnFoB стена весьма интересна. Для имеющегося в данный момент двухэтажного строения явно толстовата.

Как вариант- здание могло и сгореть, но мне нигде не попадалась информация о таком пожаре.

Вполне может быть что это просто остаток огнеупорной стены.

Если мы согласимся с тем, что двухэтажное здание желтоватого цвета с шестью окнами на каждом этаже это нынешний военкомат, то дальше будет интересно. Покажу ещё две современные фотографии, на которых видно, что 18-школа... не стоит на месте нашего "загадочного героя". Давно уже задумывался над этим зданием, но такой качественной фотографии не встречал. Теперь вижу очень странный  правый торец. Друзья, согласитесь, что-то необычное в нём. Его, как-будто, обрезали... Ровно обрезали, явно ножницаи поработали.Вам ничего не напоминает это здание и его вид, обращённый в нашу сторону? Мне напоминает. Это вылитый (или очень похож) 6-ой корпус СГУ, его тыльная сторона, бывшая, как известно, одной из "новых казарм". Окон, правда, со стороны Московской побольше будет. Здание напротив с тыльной стороны, наверное, мало кто видел.Нет, я не призываю в очередной раз обратиться к оптическому обману и смириться с этим. Сначала подумал, военные "фотофокусами" занялись для дезы и секретить улицы города, где расположен штаб. Уж больно мирно на фотографии выглядит Мирный переулок

Мне кажется, что двухэтажное желтое здание - это не здание военкомата, оно снесено. Аргумент - справа от него, скорее всего, дом Пасхаловой (http://oldsaratov.ru/photo/gde-eto-33), который располагался, где сейчас арка. Значит желтое здание должно располагаться примерно на месте хозяйственного магазина. А вот следующее двухэтажное красное здание - здание военкомата.

Второй аргумент - на фотографии 1936 года: http://oldsaratov.ru/photo/9 уже нет желтого здания рядом с двухэтажным 14-ти оконным зданием.

Думал и о нём. Оконных проёмов не хватает, а скат для их продолжения уже заканчивается.

Мне кажется, что шесть окон вполне умещается. Шестое окно предположительно за кроной дерева. Скат крыши тоже продолжается за кроной. Идут три окна, потом белая колонна, как и у военкомата. А у желтого здания идет чередование по два окна между колоннами.

Да, всё верно. Спасибо! Будем дальше думать и искать.

Простите, фотографию забыл разместить про военкомат

Файлы: 

Наверно здание построено по типовому проекту для казарм. Вряд ли это фотомонтаж. Как указано в комметарии DJHooligantk капитальное строение присутствует на картах 1907-1913 гг. Да и освещение вроде подходящее.

Люди добрые, а скажите мне, пожалуйста, куда делись "Новые казармы" на цветной открытке? Полковая церковь(если это она) не совсем на своём месте. Вокзал, как на ладони, но почему-то смотрит не на Московскую, а в сторону фотографа-худжника.  Вся окрестность узнаваема, но не совсем Где университет? "Жёлтые казармы" как-то не так стоят. Такое ощущение, что вещи целы, но их разбросали по всей квартире. С необрезанным торцом у "казармы" на Камышинской было бы столько же оконных проёмов, как и у "Новых" (6-ого корп. СГУ или моб.центра). Это уже не первый случай с цветным "экспортным" изображением Саратова, когда пытаются на среднем и заднем плане искусственно разместить все близлежащие достопримечательности. Недавно на сайте поведали очень интересную тайну о техники появления "Саратова в лунную ночь"

Ну техника ч/б фотосъёмки "день под ночь" - секрет Полишинеля. Снимаешь на мягком малоконтрастном материале, можно чуть в расфокусе пасмурным летним днём, отдельно снимаешь солнце сквозь закопчённую пластинку, впечатываешь в снимок вместо луны.

А на этом фото и правда ерунда какая-то...

В общем, резюмирую свои выводы на основе вышесказанного и собственного разглядыванья всех трёх снимков до рези в глазах.

Переднему плану снимка можно доверять.

На заднем плане... Напоминает умело и качественно сделанный коллаж. Учитывая, что это почтовая открытка, можно подозревать как желание подлакировать действительность, так и устроить дезу в целях обороны.

Вокзал смотрит нормально. Университет есть - посмотрите картину - за зданием электростанции отлично видна крыша 1 корпуса. Спорное и будто бы обрезанное ножницами здание настоящее, просто почему-то оно асимметрично и справа заканчивается глухим брандмауэром. И на Новые казармы со двора ни грамма не похоже, уж поверьте студенту СГУ. Вывод - здание было. Куда делось - надо выяснять. Но вопрос о монтаже, я думаю, можно снять.
P.S. Админ, а можно ли так оптимизировать движок сайта. чтобы он сворачивал длинные трэды? А то перематывать их несколько неудобно.

а хорошая идея, поищу решение

Почему за основную версию взят 1914 год, если фотография могла быть сделана с пожарной каланчи н месте детского мира с некоторым зумом и крытый просто не попал в кадр?

Постараюсь ответить сразу двум последним комментаторам. Давайте сразу договоримся о том, что речь идёт об анализе цветного изображения данного ракурса. Не отрицаю, дата снимка 1914 г. установлена с моей подачи, недавно согласился с тем, что её можно и поднять до 1915 года. Аргументировал это тем, что предполагаю место съёмки -  крыша Крытого рынка. Про характерный зигзаг поделился своими соображениями в одном из последних комментариев к этому снимку. Зигзаг стал для меня ориентиром, для того чтобы указать ПРИБЛИЗИТЕЛЬНУЮ дату снимка Готов согласиться и с каланчёй, тем более что теперь дело не в этом. Зум. Это какой же аппарат должен обладать таким зумом в начале XX века, чтобы так чётко приблизить  истоки Гришинского водопровода? Согласен, что с вагоновожатым трамвая можно заранее договориться, чтобы он остановил вагон, который бы не "размылся" в кадре. Или уже в то время были такие аппараты, способные зафиксировать чёткое движение людей без помарок? Посмотрите на их уверенный шаг на углу Михайловской и Мирного переулка. По-видиому, я до сих пор не разобрался в тонкостях фотографии и её истории. Теперь предлагаю спуститься со склонов Лысой горы и внимательно присмотреться ко всем объектам, которые находятся на пути к переднему плану. Уверен, существуй деревянный водопровод в начале XX века, мы бы и его и увидели на цветной открытке. Мы видим обе часовенки на Завокзальных кладбищах. Мы видим сам вокзал. Присмотритесь внимательнее, откуда такая асимметрия фасада? Что за здание, расположенное параллельно ему? "Жёлтые казармы" тоже имеют весьма условные очертания. Купол церкви явный намёк на полковую церковь. Только расположена она не там. Сравните Маминскую церковь с колокольней на открытке с её растиражированным оригиналом. Могу согласиться с тем, что мы якобы видим крышу 1-ого корпуса университета за электростанцией. А где тогда его главный корпус на Железнодорожной и Б.Казачьей? Если крыша 1-ого корпуса есть, значит это 1913 год. Так? Так можно и дальше "придираться" ко всем узнаваемым объектам, но не будем. Мы ищем здание-фантом на Кмышинской. У нас, наверное, разное восприятие увиденного. Помимо "обрезанного" торца  вижу и односкатную крышу, у которой вертикальный фронтон. Прямоугольный треугольник. Это нормально? Были бы ещё в Саратове такие конструкции, не стал задавать такой глупый вопрос. Я сказал, как студент и преподаватель СГУ, что напоминает "наш герой" тыльную сторону построек А.М.Салько на Московской. Денис Уткин предположил, что возможно типовой проект казарм. Не спорю. Но почему мы, досконально зная все объекты Саратовского гарнизона начала века и его "военных городков", ничего не знаем о столь значительном сооружении под носом штаба в центре города? Кстати, на ссылках саратовских планов начала века ничего конкретного не обнаружил. Только прмоугольники. Сделаю ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, без претензий на абсолютную истину. Чёрно-белая фотография, которой мы любуемся... третична. Цветная открытка - вторична. А первична... чёрно-белая фотография, которую никто и никогда не увидит. Да, у фотографа была цель - сфотографировать панораму "Голгофа". Всё внимание, фокус, зум направлены только на этот объект. Согласен с утверждением, что передний план естественный и "искренний". А фон оказался нерезким, только контуры. Надо сделать красочную и информативную открытку для дальнейшего тиражирования в коммерческих целях. Дальше просто. Фотограф на белую вертикальную основу  проецирует свой снимок, затем он или художник начинает в цветах и красках писать фон и в точности воспроизводить передний план. Думаю, дальше продолжать не надо. Мы так в школе создавали фотографии-шедевры "Битлов", зо снову которых брали  негативы с фиренных вкладышей в пластинках. По воскресениям у ВПШ был такой "чувак", который за деньги продавал возможность сфотографировать оригинал. В итоге у каждого на футболках появлялись замечательные трафаретные изображения кумиров. Если сфотографировать стенд у "Динамо", то тоже можно сделть добротные открытки Старого Саратова. Повторяю, это только предположение. Но об этом думал и говорил, когда рассматривали Княже-Владимирский собор на полтавской площади. Спасибо, за внимание

Исчерпывающее объяснение, пожалую соглашусь с ним

У одного из саратовских коллекционеров есть дореволюционный фотоаппарат с объективом диаметром с трёхлитровую банку, способный сделать негатив формата примерно А4 с такой чёткостью, что с него можно сделать проекцию 2х3 метра без потери детализации. Это к вопросу о фототехнике тех времён. Она вся была уникальной - штучной, ручного изготовления и очень качественной. Чёрно-белая съёмка движущихся объектов в яркий день - раз плюнуть.

Фронтон в виде прямоугольного треугольника тоже нисколько не удивляет, так как здание заканчивается толстым _брандмауэром_, а он должен быть выше всех стен и выше крыши, чтобы выполнять свои функции. Такое "обрезанное" здание может действительно быть следствием того, что типовой план не уместился в отведённом участке, и его откорреткировали самым простым и сердитым образом.

То, что представленный снимок действительно может быть репродукцией картины маслом - хорошая версия. Так что вопрос - откуда взялась в допах картина, что про неё известно?

Но всё вышеперечисленное не даёт оснований не доверять первому и среднему планам фото и картины. Даже если это репродукция - ну на кой чёрт художнику врисовывать явную лажу, здоровенное здание, из-за которой его сразу же подымут на смех. Объяснение я тут вижу одно - осознанная деза военных. Но тогда вообще нет никаких оснований доверять ни картине, ни фото, и в комментарии отметить - забавный курьёз, военные перемудрили.

Как-то так.

Цветной вариант фотографии - это художественная реконструкция старой черно-белой фотографии художника Вячеслава Курсеева (http://kurseev.ru/?p=229). Он, как художник, мог нерезкие объекты дорисовывать как считал нужным, ориентируясь на другие фотографии исторических объектов.

Уважанмая администрация, почему-то последние комментарии к этой фотографии не читаются...

 

Предлагаю вернуться к обсуждению даты съемки. Исходя от Панорамы Голгофа на снимке, можно точно говорить о 1911-1914 гг. Так как решили, что снято с крыши Крытого рынка, то оставили 1914 г. Но посмотрите на фото http://oldsaratov.ru/photo/9 часовня Митрофаньевской церкви близко расположена к Крытому рынку (если это не оптический обман) и трамвай не так далеко от фотографа, как если бы было снято с пожарной каланчи (ведь каланча выше  Крытого рынка - http://oldsaratov.ru/photo/ugol-ulicy-respubliki-i-chapaevskoy). Мне кажется, что снято до начала строительства Крытого рынка, когда возле Митрофаньевской церкви был огороженный двор, а не деревянные постройки между рынком и часовней (http://oldsaratov.ru/photo/krytyy-rynok-4), например в 1911 г. Тогда и от начала строительства Богоридице-Владимирской церкви немного времени (с 1909 г.).

В подтверждение тому, фото, датированное 1912 годом http://oldsaratov.ru/photo/panorama-stroitelstva-dvorovogo-fasada-korpus..., где Богородице-Владимирская церковь на более поздней стадии строительства.

Саратовский вестник. 03.10. 1912

Где это? Грандиозный, всё-таки...

Написано напротив Голгоыф. Может он тоже располагался внутри разборного павильона.

Скорей всего. В справочнике 1912 адрес "Митрофаньевская площадь", а до 1916 он уже не дожил.

На цветном рисунке (в вариантах) показано пять трамвайных рельсов. Видимо чтобы сбить германскую разведку с толку.

Да, забавно :).

Отзовитесь, кто размещал и обсуждал фотографию с трехэтажным зданием казармы, подготовленной к сносу. Определяя место съемки на фотографии http://oldsaratov.ru/photo/12716, представил план областного военкомата, располагавшегося на территории дореволюционного военного городка.

Этот городок благополучно дожил до 70-х годов и был снесен для строительства 10-ти этажной пристройки по Мирному переулку. В комментариях самым  обсуждаеммым стало здание трехэтажной казармы за зданием администрации военкомата.

Само здание казармы я не помню, но на территории сборного пункта достаточно места для него  между зданием администрации и 18 школой. Здание администрации военкомата я посещал в январе 1970 года, оформляя документы в военное училище.

В январе этого года на сайте в теге "Где это?" обсуждалась фотография начала 70-х с изображением этой, как мне показалось, казармы, подготовленной к разборке. На небольшом плацу были стенды по строевой подготовке. Знатоки сайта обсудили, что это не Дворянское собрание, не Суворовское училище (Окружной суд), после чего фотографию или удалили, или куда-то перенесли. Пользователи, обсуждавшие фотографию, подскажите ее местоположение, тогда, возможно, загадка трехэтажной казармы  будет разрешена.

В книжке к 100-летию типографии губернского земства упомянуто, что около 1837 года она помещалась "в "степи", что ныне Митрофаниевская площадь, где казармы Гудкова" (с. 18). Видимо, это они.

Там же упомянут Дом Мачинскаго - фасадом на площадь флигелем на угол - с садом, где типография располагалась в середине века и упомянтуо, что работники её для игры в чушки извели весь сад и балясины перил.

Флигель на углу - видимо, этот дом. (http://oldsaratov.ru/photo/1351).

До сих пор эти казармы и будущий городской (или областной?) военкомат в самом центре Саратова - Terra Incognita для сайта.

Файлы: 

Да потихоньку разберёмся. Вот AV из книжки про типографию только фотографии брал, а я и прочитал, других фактов выдернул несколько.

Еще раз подниму вопрос о датировке. Стоит 1914 год.  

Здание панорамы построили в 1911 году.

Серия открыток Кнауба были в продаже уже в 1912 году 

И точная датировка 1914 годом вызывает сомнение.

 

 

Поставил снизу 1911.

Кто может показать (очертить на снимке) гудковские казармы?

Добавил в дополнительные скан из Осятинского.
 

А вокзал-то здесь где?!