Доходный дом Пташкина

Источник: 

альбом Бедрицкого и Семёнова "Старый Саратов, исчезнувший и сохранившийся"

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1985-1988 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Дом Яхимовича потихоньку разрушается: сказывается и взлёт инженерной мысли в стиле модерн (отопительные трубы в стенах), и небрежение постсоветской эпохи, и деятельность нынешних бодрых застройщиков, с упоением колотящих сваи вокруг (тихий центр, престижно, дорого) и общая меланхолическая интертекстуальность (от золотого века – к более практичным металлам, от эпоса – к элегии). Облупленные нимфы и голубями загаженные фурии скоро навсегда станут фактом моей биографии, перейдут в предание. 
Я жила тут, во втором дворе, куда нынче не зайдёшь – ворота из арматуры, замок кодовый, стоянка там, где возвышалась многоярусная, тортом, клумба, бывшая в прежней жизни фонтаном. Теперь всё закатано в асфальт, и вместо нашей двери на парадную лестницу, - обшарпанно-величественную, прохладный модерн, извилистые перила, стёкла с фацетом в резных филёнках, - железный лист с кнопками.
Нам запрещалось лазать по чердакам и подвалам, а пуще того на брандмауэр, но именно туда, на краснокирпичную стену шириной в шаг, я продолжаю забираться то мыслями, то во сне. Брандмауэр третьего двора, вытянутого вдоль дома узкой, прокалённой солнцем полосой, отгораживал обширный частный сектор, уходивший по склону до самой Волги. Сидя на стене, держась за газовую трубу, ржавчиной красившую ладони, мы смотрели вниз и вдаль: поверх листвы и таких деревенских дворов с курами, непременным мотоциклом у сарая, голубятней, вдруг широко разбрасывавшей в послеполуденном сиянии всполохи светлых крыльев – туда, в дымно-васильковый простор, обозначенный островами, теплоходами и жужжащими точками моторок. По весне сады падали в цвет, как в обморок, вспенивались белым и розовым, странно заглушавшим звуки и самое время, и летуче-сиреневое небо ввечеру соскальзывало в реку, вознося острова выше отражённых облаков. Шалтай-болтай сидел на стене…
Сочинила я, или в самом деле была в углу двора, между стеной и эркером, совсем не сказочная дощатая дверь, отворявшаяся на земляные ступеньки и космы девичьего винограда, за которыми начиналась тропинка, уводившая сквозь дворы и сады куда-то – туда? Даже если не сочинила, уже не проверишь: если брандмауэр и цел, то за ним теперь только дорогущие новостройки с гаражами по цоколю.
А я пишу свои примечания и даже не пытаюсь осознать, сколько миров поселилось в моем сердце, убыв из внешнего.

Е. Б. Ракитина https://quodsciam.dreamwidth.org/3517.html

Вероятно, о том же:

Богатая квартира в доме стиля модерн, превращённая в коммуналку. Комната площадью тридцать квадратных метров, высота потолка – четыре двадцать, светлый паркет, лепнина, два трёхстворчатых окна, между рамами которых можно поставить трёхлитровую банку солёных помидоров (и ставят). От комнаты перегородкой со стеклянным верхом отрезан узкий ломтик, образующий как бы прихожую, в которой помещаются старенький холодильник "Саратов" обтекаемых форм, славянский шкаф с зеркалом в средней створке, круглый обеденный стол, припадающий на одну ногу, и пара венских стульев. Холодильник служит ещё и подзеркальным столиком, поэтому на нём постоянная толчея вещей:
– плоские круглые наручные часы с матерчатым чёрным ремешком, на ремешок надето дутое обручальное кольцо шириной почти в фалангу, вытертое до матового травлёного сияния;
– пудра "Театральная" в морщинистой круглой коробке толстого картона, чёрной с курсивной надписью и цветными масками, открывается с шорохом и лёгким облаком, распространяя душный, шершавый запах, от которого сохнет во рту;
– духи "Красная Москва" в приснопамятной коробке с ромбами, выстланной складчатым шёлком с уютной впадиной, похожей на парадный гроб – если не вытаскивать притёртую пробку-луковку, кажется, что так пахнет сама квартира, тиканье часов Moser в сумрачной высоте, лаковое свечение на рёбрах венских стульев, металлический блеск атласной вышивки на бахромчатой гобеленовой скатерти... если вытащить – резкий тычок в нос, до слёз и кашля;
– шкатулка-башенка на спице, состоящая из круглых отсеков, каждый – крышечка нижнего, красно-белая, белый уже приобрёл оттенок благородной кости, красный вылинял до кораллового, в нижнем этаже змеёй свернулись индийские бусы из цветных агатов, следом идут драгоценные пуговицы с капельным металлом, с того чёрно-стального платья, в котором бабушка на одной из немногих своих фотографий, лоскуты от него лежат в нижнем ящике шкафа, на пуговицах бабочки, одинаковые нитки белых и голубых бус, под горлышко, в стиле 60-х, с завинчивающимся замочком, бусы бронзового бисера с вкраплением бусинок под жемчуг, оканчивающиеся с двух сторон латунными колокольчиками, а в верхнем отсеке несколько невидимок, эмалевая заколка-пряжка, с пяток мелких английских булавок, надетых на булавку покрупнее, и щербатый перламутровый напёрсток;
– фарфоровая балерина в тяжеленной пачке a la Жизель, на ногах золотые туфельки, в пудренных белых волосах – незабудки, на изящно воздетых ручках не хватает пальцев, под браслетом на левой – шрам и клеевой рубец, на улыбающемся лице – следы времени, как пигментные пятна... если поднять её и перевернуть, на подставке обнаружится синеватое клеймо с короной и немецкой надписью;
– кожаный тиснёный очешник, прошитый через край тонким ремешком, с надписью "Ялта";
– ночник-грибок, ступенчатая подставка, из которой дерзко торчит новая бирюзовая пластмассовая кнопка, керамическая ножка цвета старого шоколада, в неё вертикально вкручивается лампочка, на которую надевается на двух круглых пружинках абажур-шляпка, тонкий, помятый, с отражающим желтоватым покрытием внутри – самый мягкий, самый театральный свет, пологом падающий в нужную сторону;
– длинный сказочный ключ от чёрного хода, с бородкой, трубчатым телом и фигурной головкой, в которую продета голубая атласная тесёмка – он дышит тайной, запретными комнатами и подвальным холодом;
– рюмка резного синего стекла, пузатенькая, на короткой толстой ноге, невытравимо пахнущая корвалолом и прочими лекарствами в каплях;
– "массажная" щётка для волос, серая, пластиковая, с непристойно-розовым резиновым брюшком, из которого торчат иглы, ёж наоборот, металлическая узкая расчёска с длинным хвостом, которым делят волосы на пробор, и, временами, белый круглый гребень с фестончатым краем – если бабушка "при параде";
– малиновый вельветовый кошелёк с вышитым белыми бусинами боком, в нём хранятся ключи от шкафа в коридоре, чулана и погреба.

Над холодильником – овальное зеркало без рамы, рядом – бра с желтоватым цилиндрическим абажуром из прессованной стеклянной крошки.
Входит бабушка.

https://quodsciam.dreamwidth.org/63361.html

Довелось бывать в этом доме в квартире на 4-м этаже,окна первые слева и даже встречать там Новый год. Коммуналка с высоченными потолками,общая кухня и "удобства". Особенно удивила "электрическая подъемная машина",с сетчатой шахтой,правда неработающая. Добавьте тег - арка.

И мне удалось побывать там неоднократно. В коридоре винтовая лестница в маленькое помещение на чердаке. Сейчас квартиру продают.

Эту квартиру уже 4 года продают, и я наконец хочу её купить,

А что там было в чердачной комнате?

Прислуга там жила изначально, надо полагать. А в советские годы - кого вселили.

Для прислуги там другая комната. Это уже в советские времена отхватили кусочек чердака под свои нужды.
Вот интересно, кто что там делал

Здравствуйте, Михаил ! Скажите пожалуйста, а где находилась электрическая подъемная машина?
Я была на 4 этаже этого дома, но не увидела ничего подобного

См. - ok.ru/saratovtengels/topic/65850761142467

Спасибо, а что должно быть по ссылке?
В
У меня вот так открывается:

Пишет, что этой страницы нет в ОК

Посмотрите "дом Пташкина" в Турсаре и Типичном Саратове - там упоминается сей механизм под осовремененным названием "электрический лифтовой подъемник" (кстати первый в Саратове!). Мое наблюдение было на рубеже 1972-1973гг. Механизм был неработающий. Вероятнее всего он был в последствии демонтирован.

Любопытно, сколько времени проработал лифт после революции..