Расположение пристаней дореволюционных пароходств
Думаю, нам сильно обегчит задачу по датировке фотографий и определению местности, если мы соберем в одном месте все достоверно известные нам данные по волжским пристаням Саратова. Известно, что они часто меняли свое расположение, беря в аренду тот или иной кусок волжского берега.
Привожу данные за 1911 год.
Пароходное общество «Самолет»
Контора: Константиновская улица, близ Государственного банка
Пристань: Никольский взвоз
Пароходное общество «Кавказ и Меркурий»
Контора: Большая Сергиевская улица, дом Духинова
Пристань: между Бабушкиным и Гимназическим взвозами
Пароходное общество по «Волге»
Контора: Большая Сергиевская, дом Кокуева
Пристань: между Никольским взвозом и Соборной
Купеческое пароходство
Контора: Большая Сергиевская, угол Князевского переулка
Пристань: Полицейский взвоз
Пароходство «Русь»
Контора: ?
Пристань: за Бабушкиным взвозом (в сторону Николького)
Восточное общество
Контора: Никольская улица, собственный дом
Пристань: Приютский (или Сергиевский) взвоз
Карта для споров прилагается:
Комментарии
летом все они переезжали в р-н Дегтярной пл. В книге "Пароход на Волге" дана исчерпывающая информация, в т.ч. относительно пристаней мелких пароходств и отдельных частников.
Летом? Почти все открытки у нас летние, и пароходства на месте. Или я что-то путаю?
придется поискать "Пароход на Волге", в связи с переездом где-то в коробках упакована.... В июле-августе уровень воды падал и пристани переводились под Дегтярный взвоз. По-моему это общеизвестный факт. Могу конечно найти цитаты и точные даты из книги.
35 - ПО "Самолоет"
38 - Пароходное общество "По Волге"
37 - Пароходство "Русь"
36- Пароходное общество "Кавказ и Меркурий"
39 - Восточное общество
40 - Купеческое пароходство
Данные времён НЭПа могут дополнить дореволюционную картину. Вот ситуация на 1925г.:
"Весь Саратов". 1925г.
Один из предшественников о-ва "Кавказ и Меркурий"
Пароходная компания «Кавказ и Меркурий» – акционерное общество с уставным капиталом 4,5 млн. рублей образовано в 1858 г. по инициативе Н. А. Новосельского путем слияния двух самостоятельных обществ: каспийского морского «Кавказ» и волжского речного «Меркурий». Поскольку общество, учрежденное при содействии Министерства финансов и наместника на Кавказе князя А.И. Барятинского, состояло под покровительством императора Александра II, оно имело особые привилегии – монопольное право на перевозку почты, войск и военных грузов по Каспию и по Волге, ежегодные субсидии в 350 тыс. руб. на содержание регулярных рейсов для государственных нужд, право покупки казенных пароходов, участие в транзитных прямых черноморско-кавказско-волжско-закаспийских и кавказско-закаспийских сообщениях. Также в 1878 г. обществу было передано имущество Астраханского военного порта, в т. ч. судоремонтный завод. В 1880-е гг. общество стало оснащать новые пароходы электрическим освещением, в 1911 г. был введен в эксплуатацию двухвинтовой теплоход «Бородино». Всего к 1914 г. общество владело 76 пароходами, баржами, плавучим доком и 62 плавучими пристанями, а его основной капитал составил 5,625 млн. рублей.
Свидетельство очевидца.
На аукционе открытка с информацией о пожаре на пристанях в Саратове в 1914 году . "Горели на Троицу" - сообщает Георгий своим родным 12 июля 1914 года.
Это "Володарский"! в детстве довелось на нем несколько раз побывать!
Стало быть, пожар был 7 июня, если Пасху в 1914 году праздновали 19 апреля?
Пристань №3 Рязано-Уральской ЖД.