Типография на Университетской улице
Добавлен AV птн, 24/02/2012 - 03:10
На сайте http://106eomz.ru/about/history/ эта фотография иллюстрирует рассказ о Саратовской военно-картографической фабрике, что поначалу пустило "следствие" (на тему "где это?") по неверному следу.
Источник:
Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1941 году.
Комментарии
На Пугачевской между Вавилова и Советской была картографиеская фабрика. Сейчас там здания частино снесли, но что осталось (напр. Пугачевская 74) - по архитектуре похоже. Такая волнистая крыша я там припоминаю была
Подтверждаю! Фабрика там была.
Сначала она называлась картонажной, потом военно-картографической. Склады до сих пор остались.
Часть фабрики на Пугачёвской . Что-то не очень похоже.
Картонажная это в целях секретности. Официальное название - 217 экспедиция. Сейчас на Царёвской (Пугачёвской), 78 остатки этого учреждения.
она вроде как с 1946 года официально 107 ВКФ, а до этого просто саратовская ВКФ
официальный адрес был пугачёвская, 72... ближе к советской
Сейчас 107 ВКФ тоже по привычке называют картонажной
картонажная и картонографическая - это разные вещи... не путайте :))
На здании фабрики на Пугачёвской сначала висела табличка с названием "картонажная", а потом "военно-картографическая". Помню, как я удивилась, когда увидела, что название стало другое.
ну вообще-то "картонажная" - это про упаковку и гофрокартон, а фабрика с испокон века карты печатала (если точнее - с конца 40-х годов точно)... да и сейчас вроде как печатает, но по другому адресу... ничего не путаете? картонажная фабрика в Саратове находилась на углу Большой Горной И Радищева...
Она была военно-картографической: когда карты завозили в помещение склада у входа стояли военные, а на табличке было написано "картонажная".
ну не помню такого :)) хотя я с ними работал и бывал там...
В конце 1970-х начале 1980-х? :)))
нет, в начале 90-х... но позвонил сегодня бывшим сотрудникам, с кем познакомился тогда, они поржали над "картонажной" :))
Значит, воспоминания детства подвели... :)) А я всегда искренне считала, что так было написано из-за секретности!
секретность, как правило, в документах была, а если уж какой шпиён добетётся до места, так ему любая бабка расскажет, что где находится, потому как местные все всё знают... как пример: авиационный завод в доках был как п/я №1, но надпись на проходной никто не менял... секретки цифрами обозначали в общем...в нашем случае секретность была когда из саратовской ВКФ (в названии - привязка к местности) она стала 107 ВКФ... как пример: 9 авторемонтный завод в Энгельсе или НИИ-10 на углу Радищева и Московской, СЭПО и куча заводов тоже номера имели в доках, но все всегда занали, что там находится... старожилы первый жилучасток до сих пор 195-м называют из-за завода щелочных аккумуляторов
а насчёт памяти, то я, например, был уверен, что видел церковь "Утоли моя печали" без крестов на куполах, но как я здесь убедился, этого не могло быть... :))
Пугачёвская, 78 - это Фрунзенский ЗАГС. А остатки (склады) - рядом.
О существовании на Пугачевской ВКФ узнал случайно в конце
90-х из разговора с ее бывшим гл. инженером. Соответствующей
вывески там никогда не видел, хотя ходил мимо множество раз.
А вот зданий на фото пока не припомню. Не могла ли фабрика в
1941 находиться в другом месте?
А картонажная фабрика была; по-моему на Б.Горной. Вместе с
одноклассниками выступал перед ее работниками с литературным
монтажом в 60-е.
насколько я помню, она где-то с сентября-октября 1941 года там, то есть с основания, когда эвакуировали оборудование с территории Украины
периодически печатал там продукцию в 90-е... тогда там было лучшее, на мой взгляд, качество в Саратове...
Всё-таки мне кажется, что на фотографии не Пугачёвская.
Уважаемая Мария, я наверное Вас поддержу.Судя по тени от дерева, и, если принять то, что это на улице Пугачевской, то получается, что солнышко светит с северо -запада. А в наших широтах ему там нечего делать даже в самый длинный летний день.
Улица Университетская. Уважаемые коллеги! ваши рассуждения весьма убедительны и полезны, и я абсолютно согласен, что ВКФ располагалась на Пугачевской (некоторое время, помнится, на газоне стояла пара военных кунгов.) Другое дело - касательно самого здания, изображенного на снимке. Это известные строения по Университетской 55 и 57, напротив 3-го корпуса СГУ, где действительно долгое время (до второй половины 1990-х) располагалась одна их городских типографий (в том числе тетрадный цех). http://maps.yandex.ru/-/CVuI68Km
Ай, да Сергей Щурин!
Сергей, браво!
Похоже. Но, получается, фотограф в 1941-м "уделал" это здание, как бог черепаху...
Сравните с http://oldsaratov.ru/photo/tipografiya-shelgorn
Аттик сильно вытянутый (основная примета этого здания), а здесь - совсем другой, короткий
Похоже. Но! Взгляните на два крайних справа окна первого этажа
у двухэтажного дома на фото 41 года. Левое немного шире право-
го, а на снимке, представленном AV, левое почти вдвое шире; к
тому же под окнами на снимке 41 года нет прямоугольных высту-
пов. Обычно же фасады много чего теряют с годами, а не наобо-
рот.
Это оптическая иллюзия. Если растянуть фотографию, она идеально накладывается на фотографию типографии и окно становится шире раза в 2.
А еще, несомненно, на фото 1941 года видны следы такого винтажного инструмета, как ретушный карандаш, который просто обострил некоторые архитектурные детали в ущерб другим.
Уважаемый Денис Уткин умеет читать мысли :)
Убедили, согласен.
Правим или есть ещё мнения?
Отметил на карте, спасибо, тайн все меньше!
В источнике снимок иллюстрирует историю не военно-картографической фабрики, а оптико-механической мастерской (ОММ) при ней, организованной в августе 1941 и переехавшей в Москву в конце 1943. Она вполне могла располагаться в этих зданиях, да и откуда бы еще взялась эта фотография в архиве ныне столичной организации? Предлагаю вернуть тэг "Военно-картографическая фабрика", поскольку сам только что ошибочно добавил дубль, не найдя снимка ;))
Фабрика беловых товаров и литография "Белфаблит"
См. также Саратов.Белфаблит. 1944г.: http://oldsaratov.ru/comment/92517#comment-92517
Ученическая тетрадь 1937 года.
Какие артефакты! История страны в школьных тетрадях
Что за типография на Астраханской, 52?
"Весь Саратов" на 1925 год.
"Весь Саратов" на 1916 год. Ошибка в адресе? Или на Астраханской был филиал? Или переехала?
Адрес-календарь-указатель на 1912 год. То есть своя фабрика, видимо, появилась позже.
"Саратов историко-архитектурный"
"Список фабрик и заводов России", 1910 г. Получается, Соломонов к нам из Минска перебрался.
В общем, выходит, что это фабрика братьев Миллер. Правда, непонятно, как нумерация так могла измениться - с тогдашнего 52 на нынешний 102.
Спасибо, она и есть. Нумерация на Астраханской поменялась радикально. Как я п., "процесс пошёл" ещё до революции:
Хотел сдублировать информацию к соотв. фотографии и сходу не нашёл на сайте ни одного снимка бывшей шоколадной фабрики бр Миллер. По тегу Фабрика швейная №5 - случайные фрагменты..
Б. Соломонов - третий спичечный барон империи: https://belisrael.info/?p=14795
Визитка
Из списка типографий Сарполиграфпрома теперь неясно только, что такое Профшкола (11-е отд.). Индустриальный или железнодорожный техникум?
В другом месте того же справочника 1925 года:
Вероятно, где-то в районе пересечения с Рахова. Дом №85 по тому же справочнику указан между Вольской и Ильинской ("бл. почтамта", школа - возможно, бывшее женское Сретенское училище на совр. Московской, 105), дом №135 - между Камышинской и Пугачевской.
https://search.rsl.ru/ru/record/01009045635
Барен Э. Состояние полиграфического производства в Саратовской губернии и как отразилась на нем национализация. — «Экономическая жизнь Поволжья», 1919, N 2, стр. 9—10.