Трамвай маршрута №13 на улице Челюскинцев

 

Комментарии

Напоминает ул.Челюскинцев (от Радищева к Волге). Может трамвай №13 "заблудился"?

Отметил место съемки на карте. Удалил тег "Где это?". Убрал упоминание Б.Горной в названии снимка, добавил тег "Улица Челюскинцев".

Вагон не заблудился, часто в 60-е заезжал сюда, выполняя маршрут "Вокзал-Волга". Вторая кабина не закрывалась и всегда садился на место вагоновожатого на конечной у Пешки.

Нет, не заблудился. С конца 60-х так проходил маршрут трамвая №13:

- из "затонской части" по Большой Горной до Горького, потом по Кутякова сюда

- потом от кольца обратно и по Кутякова до ж/д вокзала

- потом от ж/д вокзала по Кутякова до Радищева и дальше по Большой Горной направо.

Как бы он не ходил, на Челюскинцев и Комсомольскую по маршруту он не заезжал.

 Да и "затонская" часть маршрута отпала в 60х, после постройки моста через Волгу, он по Б.Горной ходил до ул. М.Северной ( Хвесина ). 

 Вот то, что он шел в парк по Кутякова -и это ул.Кутякова- вполне допускаю. Но не Челюскинцев.

Отвечу немного в другом порядке, чем Вы написали:

2) Под "затонской частью" я имел в виду участок по Большой Горной от Радищева в сторону Волги (и Затона). Поэтому и взял в кавычки. Я по малолетству не застал те времена, когда трамвай реально ходил в Затон. На моей памяти даже до Хвесина помню очень смутно, просто сам факт поездок практически до нужного места и потом, по контрасту, своё удивление в 1972 году, когда приходилось довольно долго идти от церкви вдоль рельсов по Большой Горной...

1) Заезжал. Это я точно помню. Очень странно он ходил в 1972 году. Часть рейсов вообще была от Вокзала до Волги (кольца 1-го трамвая). А часть рейсов вот так шла. Не знаю почему, возможно там были какие-то проблемы со стрелками. А может быть, чтобы была связь между сторонами оврага, пока строили новый мост через него.

3) Это не Кутякова, она гораздо шире. Но по Кутякова он в любом случае ходил - до вокзала. Это было моё самое ярко запомнившееся развлечение летом 1972 года: ехать именно на 13-м трамвае по Кутякова до вокзала, специально катался. Он так летел, с таким грохотом, раскачиваясь и подпрыгивая... Незабываемые ощущения. 

Понятно, "судороги" умирающего маршрута.

 Возможно, играла роль и премия для предприятия за количество выпущеных трамваев на линию...  кто знает.

Ну это да.

Его сначала отменили, потом восстановили - этот момент я хорошо помню. А вскоре его окончательно отменили.

Юрий! Народ здесь наверное путает №13 и №14, так как вагоны на этих маршрутах были одинаковые.

Что то узковато для Горной.

Почему ?  Вполне может быть Б. Горная.

https://goo.gl/maps/URCGaHynoCJ2

Подозреваю, что это именно это место и есть.

 

Строго говоря  - маршрут №13,трамвай №97 .Это к обсуждению тега - "маршрутоуказатель".

Поэтому и стоят два тега - "Маршрутоуказатель" и "Трамвайный номер".

Сократил период съемки "1945-1969" до 1964 - 1968 г.

Виктор, а почему именно "до 1968 года"?

На мой взгляд, вполне может быть и до 1972 года.

Помню прекрасно трамваи Затонского маршрута №13. Впервые здесь узнал,что они ходили до вокзала,до Волги.Зачем столь сложная логистика?  Ходил ведь 14-й "Вокзал-Волга". В 1960-е  возврашались с Волги,садились у Пешки на 1,6,14-й трамваи. Ни разу не видел там (да и на вокзале )трамвая 13-го ! 

Не опровергая и не исправляя на "Где это?"  место на карте хочу заметить, что это вообще может быть "дежурка"  развозящая работников или служащих депо или ТТУ.  

 Очень хотелось бы понять, точка стоит на основании личных воспоминаний детства или какой-либо более доказательной базы?

 

зы. Хотя не исправляем может и зря. Уйдёт фотка в "небытие", как так и должно быть. (

Полностью поддерживаю Михаила Мирошникова в его постах как абориген тех мест в то далёкое время

Весь прошлый год пытался скомпоновать все комментарии форума по этому маршруту в одну компиляцию об истории Затонской линии.
Получилось тогда вот что: https://djhooligantk.livejournal.com/1370332.html

А теперь вот, прочитав новую дискуссию, окончательно запутался.

Получается, что теперь надо дописать про то, что он каким-то кольцом ходил через Горького (во время строительства моста через овраг?). И ходил ли всё-таки до вокзала?

После утренней развозки жизнь в заовражье затихала. Из-за опаски быть ограбленным или побитым в те места без нужды старались не ходить даже днем. Вечером шпана дежурила у мостика (Чернышевского) с горной стороны в ожидании жертв. Однажды, осенью1966 года, наша компания вечером перешла мостик и попала в лапы банды. Предводителем оказался приятель по лагерю "Орленок" у радиомачты на 11-й дачной, это нас и спасло.

Считаю, что вагоны как-то хотели занять на маршруте "Вокзал-Волга", на котором днем также пассажиров было мало.  Иногда проезжал от Пешки до Цирка, когда вагон днем бросали на маршрут №6 до ГПЗ.

Деревянные лавки в вагонах ТХ были расположены вдоль окон, как в метро. В окно не посмотреть, без стоящих пассажиров угнетали взгляды сидящих напротив. Вагоны были удобны в час пик для максимальной набивки стоящими пассажирами, для которых висело много ремней. Двери открывали и закрывали сами пассажиры.

Один раз на ТХ поехал утром с матерью от Цирка до завода Ленина, где она работала в школе на территории завода. В битком набитом вагоне рабочие умудрялись закрепиться на ремне и спать стоя. Когда их будили на нужной остановке, не сразу могли открепиться.

А подножки были очень удобны для проезда, с которых никто не сгонял. Для интереса проезжал зимой 1962/1963 года (в валенках, третьеклассник) от Цирка до Комбайна, напротив Восьмирамного подножка гребла высокий сугроб.

До школы №8 специально ехал по неудобному долгому обходу для спрыгивания на ходу на Челюскинцев/Коммунарной (удобный для прыжка асфальт в сторону Радищева тогда начинался или от Некрасова, или от Коммунарной).
 

Не, до вокзала не ходил. Мы садились на остановке "Некрасова", ехали по Б.Горной до Горького, на Горького поворачивали налево и вверх до Челюскинцев, на Челюскинцев  ждали встречного, разъезжались и ехали по Челюскинцев (1 остановку) до Радищева, по Радищева спускались до Б.Горной,  поворачивали направо,по Б.Горной ехали мимо 3 бани до Октябрьской , поворачивали на Октябрьскую по Октябрьской снова направо и по Б.Горной до конца - мост Саратов-Энгельс. Это был период, когда путь сократили. У моста на Б.Горной (конечная) водитель переходил в др. конец вагона и ехал назад. 
Ранее  маршрут был длиннее - куда-то в Затон и там разворачивался. Но этот  длинный маршрут  я уже не помню.

Вы немного путаете улицы: Челюскинцев = Кутякова, Октябюрьская = Вознесенская.

И говорите о стандартном маршруте, который стал после войны.

А вот до воказала он стал ходить после постройки моста, чему было множество живых свидетельств. Возмно есть какие-то нестыковки с датировкой окнкретных изменений, но многие привязывали их к годам событий в их жизни. Почитайте собственно обсуждаемый в данном комментарии сводный текст где все это хронологически описано: https://djhooligantk.livejournal.com/1370332.html

Я мх не немного путаю - я их много путаю)) постоянно. Если с Б.Горной повернуть налево на Горького и проехать  вверх по Горького, а потом, проехав 1 остановку снова повернуть налево - это будет Челюскинцев или Кутякова? Вот по ней 13 трамвай и ходил. 

Кутякова. Челюскинцев начинается (если можно так сказать) от Радищева в сторону Волги (там трамвай 1-го маршрута ходил).

Трамвай такого типа имел не только две кабины, но и два токосъемника! Маршрутом 13 ездил очень мало, но как-то стоял на ост. Кутякова/Горького и наблюдал такую картину: 13 спускался по Горького до Кутякова и поворачивал НАЛЕВО (на встречку!) и вставал на остановке. Вагоноуважатый выходил, менял токосъемники, переводил стрелку и шуровал далее в сторону вокзала. Это я к тому, что не нужны были разворотные кольца для этих вагонов и в любом случае не было необходимости ездить к Волге.

Это уже в довольно поздние времена два бугеля ставили и не на все вагоны. Для оборота без колец и разъездов бугель перебрасывается в нужную сторону, но для этого нужна подходящая высота подвеса КС. Собственно, чтобы не заморачиваться по этому поводу, и ставили два бугеля.

Ещё раз скажу: датировка фотографии определена неверно.

Вы совершенно правы, в те годы (1964-1968 гг.)  у трамваев 13-го маршрута не было совсем никакой необходимости тут ездить. Они если ехали куда-нибудь дальше своего "кольца" по Б.Горной - М.Горького - Кутякова - Радищева, то только в сторону ж/д вокзала (или в депо). Тут им нечего было делать. Тут примерно в эти годы отменили маршрут №14 в связи с его низкой востребованностью. Зачем бы сюда направляли вагоны с другого маршрута?

Единственный период времени, когда эти вагоны (маршрута №13) совершенно точно ходили именно так - это лето-осень 1972 года. В течение периода, когда ломали пешеходный мост через Глебучев овраг и строили новый, современный.

Дело, наверное, не в мосте через овраг, а в реконструкции дорожного полотна на Б. Горной, приуроченной к вводу всего транспоротного узла в этом месте. Но это лишь мои догадки.

То, что эта улица делится на Радищева - помню и знаю, но вот какая из них Кутякова, а какая Челюскинцев - за почти 70 лет так и не научилась различать, хронически путаю (да и сейчас поздно уже учиться)))

Ну что было до войны - не знаю - родилась после войны. Описала маршрут моей молодости - это где-то 60-е - и до отмены маршрута полностью. 

Жать отменили - удобный был - мы ездили  с Некрасовой и орной к родственникам на Б.Горную, 22. Недалко от их дома была остановка.  После отмены "плюхали" пешком, далековато. 

Пытаюсь вспомнить, был ли поворот рельсов с Горького к Вокзалу на Кутякова. Если не было, то 13маршрут двигаясь в депо был вынужден кружить через Челюскинцев.

 

зы. Был http://oldsaratov.ru/photo/7957

Именно по Челюскинцев он и кружил.

Поворот с улицы Горького направо по Кутякова  (в сторону вокзала) помню. Вообще в те времена разветвленность  трамвайных путей была значительной. А помните был трамвайный тупик напротив школы №30 у Покровского храма(тогда общежития)?

Конечно. Там и диспетчерская, и мелкий ремонт трамваям делали.

В те годы ведь не применялись альтернативные маршрутоуказатели на вагонах типа нынешних "Новое направление.....". Кондуктор на вопрос людей на остановке кричал в дверь "Идёт четыыырнадцатыыым". Может, этот вагон переставлен на другой маршрут на замену неисправному. Так что по единственной фотографии весьма опрометчиво делать выводы об изменении маршрута №13...

1) Применялись. Или просто тупо ставили за стеклом перед водителем табличку с номером. И все прекрасно понимали, что если наверху, на маршрутоуказателе один номер и маршрут, а перед водителем за стеклом на табличке совсем другой номер, значит правильный номер на табличке перед водителем.

2) Кричали в ответ на вопросы. Особенно когда вагон временно шел не по своему маршруту, по пути в депо, из-за аварии, ещё по какой-либо причине. Но если вагон ставили обслуживать маршрут, то как минимум за стекло по левую руку водителя выставляли табличку с новым номером.  

3) Это было только в 1972 году, насколько я помню. Как раз, когда разломали старый мост через овраг и делали новый. Чтобы был транспорт между берегами оврага. Тогда вновь пустили ранее отмененный трамвай №13, так, чтобы можно было доехать до кольца трамвая №1. Проблема была в том, что от этого кольца (с Челюскинцев) не было поворота на Радищева. Поэтому трамвай разворачивался через вокзал. В итоге получился какой-то гибрид между ранее отмененными прежними маршрутами (№13 - Затон - Вокзал и №14 Волга - Вокзал). И вот на этом маршруте как раз кондукторы кричали куда идет вагон: к "Волге", к "Вокзалу" или в "Затон". Потому что были "варианты"... 

Для связи ходили автобус 3 в Затон и автобусы 2  (впоследствии12, а потом и 25) в Крытый. И энгельские какие-то маршруты шли в Крытый через Радищева. 

В 1961 году кондукторов с трамваев и троллейбусов убрали. Автобусом пользовался только Львовским №11 и недолгим по мосту №12, где кондукторы оставались.