Биостанция

В дополнительных оборудование для лова и интерьер лаборатории (в старом здании по Московской, 13), рисунок Мозера, фото и план здания из отчета за 1912 год.
Источник: 

открытка 1925 года

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1910-1912 годами.

 

Комментарии

Немцы были местные (здесь уже есть открытка из этой серии), а Волжская биологическая станция базировалась как раз в музее естествоиспытателей. См. напр.:

"В 1900 г, по инициативе Саратовского общества естествоиспытателей и любителе естествознания, в Саратове была открыта на частные средства Волжская биологическая станция, выросшая в государственное учреждение, энергично ведущее изучение органического мира всего Волжского бассейна. За время существования станцией выпущено 7 томов «Работ Волжской биологической станции», том «Монографий» в 1924 г., и издается «Русский Гидробиологический Журнал». Станция имеет собственный моторный катер «Натуралист».

 

Открыта в 1900, рельсы есть, проводов нет. Получает 1900-1908, проставил

Кажется, до пуска трамвая в Саратове была конка. Не от нее ли рельсы?

И в каком году на этой улице пустили трамвай?

Конка:

27 апреля 1887 года Саратовская городская Управа подписала акт о приеме в эксплуатацию конно-железной дороги в г. Саратове, а открытие движения произошло 1 мая. Движение на конно-железной дороге началось по двум маршрутам: по Московской ул. от Старособорной (ныне Музейной) пл. до железнодорожного вокзала и по Б. Сергиевской ул. (ныне ул. Чернышевского) от Московской ул. до Александровской ул. (ныне ул. М. Горького).

Трамвай:

8. Сергиевская: от угла Московской и Б. Сергиевской по Б. Сергиевской с поворотом у Александровской больницы на Белоглинскую и далее по Ильинской до Ильинской площади. (открыта 18 августа 1909 года)

Кстати ГосНИИОРХ, приемник Волжской биологической станции, до сих пор находится в этих краях..

Практически на том же самом месте - Чернышевского, 152. Дом построен на месте снесённого музея естествоиспытателей, где и была биостанция. Бывет же так!

причём это здание интересно ещё тем, что внизу - НИИ, наверху - квартиры для сотрудников...

На замену. Здесь логотип поменьше и с краю (может кто из умельцев уберёт совсем?)

Кстати, эта серия открыток 20-х годов, не думаю, чтобы издатели взяли такую древнюю фотографию. Может, провода не в кадре или заретушированы?

 

Файлы: 

Предлагаю.

заменил, спасибо

Там в папке копирайт с неделю уже лежит  улица  Московская,  измененный. Вы его не видели? 

Файлы: 

нет, иначе заменил бы. Спасибо, дополнительно прошелся по всему тегу и заменил там где ещё не поменяли.

Волжская биологическая станция изначально располагалась по адресу ул. Московская, 13. Интерьеры в дополнительных как раз оттуда. В это здание она переехала не раньше 1903 года, можно нижнюю дату поднять немного. 

http://openlibrary.org/books/OL25008415M/Bericht_über_die_Thätigkeit_der_biologischen_Wolga-Station_in_Saratow_während_des_Jahres_1902

 

 

Вопрос в том, какой номер имеет это здание сейчас... По современному адресу Московская 13 располагалась типография губернского правления: http://oldsaratov.ru/photo/21459.

Наталия Михайловна Пантеева заведующая отделом природы Саратовского областного музея краеведения в личной переписке сообщила мне - это здание Естественноисторического музея Саратовского общества естествоиспытателей и любителей естествознания (СОЕ), созданного в Саратове в 1895 году. Здание построено в 1908 году по проекту архитектора Карпенко. В конце 1920-х гг. СОЕ было распущено. Музей был закрыт, а его коллекции были переданы в конце 1927 и начале 1928 гг. в Нижне-Волжский краевой музей (нынешний ГУК "Саратовский областной музкй краеведения") для создания естественноисторического отдела (ныне отдел природы).

Мне приходилось бывать внутри этого здания в годы войны и в 1962 году..

На открытке с названием "Саратовъ. Большая Сергиевская улица. Музей естество-испытателей".

хорошо виден фасад. Рельсы трамвая примерно на уровне площадки крыльца.

Крыша над парадным подездом высокая. В 1940 году в этой мансарде с окнами в сторону Волги была небольшая квартира директора рыбохозяйственной станции ВНИРО известного ихтиолога Чаликова Бориса Григорьевича.

Парадный вход открывался внутри в деревянный тамбур. Такое шлюзование не давало зимой морозу проникать в хол , а летом спасало от жары. Вдоль правой стены хола была крутая деревянная лестнца их квартиру. Слева в холе были двери в кабинеты - один был кабинет директора. Направо за углом был неширокий коридор. Все стены были закрыти шкафами.

Слева была дверь с лестницей в цокольный этаж, где размещались аквариумы и выход во двор с воротами на Князевский взвоз. Далее левая стена отступала к двум дверям туалетов. Между ними на антресоли шла лестница в помещение фотолабороатории.

Коридор закачивался дверями двухсветного музейного зала. Прямо против входа в зал была дверь химической лаборатории с тремя окнами на Князевский взвоз. В правом углу вдоль фасадной  стены на балкон антресолей шла крутая лестница в один марш. Под лестницей взод в кабинет с одним окном на Большую Сергиевскую.

В годы войны там работал доктор биологических наук, профессор Саратовского университета Александр Васильевич Морозов.Он созал четвертую в СССР кафедру ихтиологии и гидробиологии. Приказом директора московского ВНИРО Александра Сергеевича Богданова профессору Морозову А.В. было поручено научное руководство всеми исследованиями Волжской научной станции ВНИРО с разрешением совместительства. Но руководство университета вскоре запретило своим преподавателям совместительство. Профессор Морозов А.В. много лет работал на станции бесплатно.

Директор Чаликов Борис Григорьевич и его супруга ( тоже научный сотрудник станции)  в 1941 году перед войной трагически погибли во время экспедиции на о. Байкал. В шторм опрокинулась шлюпка и их не спасли.

С балкона антресолй можно было войти в комнаты научной библиотеки. В них были только овальные окна .Из одной комнаты в фасадной стене. Три окна из средней комнаты на взвоз и из левой комнаты окно было в сторону Волги.

Под этой библиотечной комнатой, на уровне музейного зала была комната с окном в сторону двора и большого участка . На участке во время войны были два круглых бассейна неменьше дюжены прямоугольных бассейнов в два ряда, ступеньками по склону. Стенки были по одной на два соседних бассейна. Рядом была вышка с бочкой для очистки от хлора воды из городского водопровода.. И ближе к Волге был большой котлован для рыбоводного пруда.

Химической лабораторией заведовала Елена Васильевна Додонова из известного в Саратове купеческого рода Парусиновых. Ее супруг профессор Яков Яковлевич заведовал кафедрой неорганической химии на химическом факультете СГУ и читал лекции в сельско хозяйственном институте. Легендарная личность. В Первую Мировую в госпитале после ранения в голову он придумал огнемет. Вернулся на передовую и опытным образцом огнемета отразил атаку немцев.

Но о нем уместнее писать на фоне первого корпуса Императорского Николаевского университета.

Тамара Димитриевна Никифоровская, опытный ихтиолог-исследователь (работала в Астрахани, Гурьеве и Томске) кроме своей научной темы помогала станции в научной библиотеке.

В 1962 году освободилась штатная должность (сотрудник был убит из самодельной стреляющей авторучки пулей 5.6 мм) . Меня взяли младшим научным сотрудником м я успел отработать одну экспедицию по рекам Волга и Иргиз. Мой рабочий стол был  в левой угловой комнате.

Есть еще фото крыльца и ограды станции. и были предположения - не глазная ли это клиника.

По форме перил крыльца и рельефу вертикальных узоров справа и слева от дверей мне кажется, что это снесенное здание Музея естествоиспытателей -мой детский сад военного детства.

Доброго всем здоровья! 

ДМН = Димитрий А. Морозов-Никифоровский

Спасибо за очень интересные воспоминания! А какое фото крыльца и ограды вы имеете в виду?

Фото названо "На улице Чернышевского у Князевского взвоза"

http://oldsaratov.ru/photo/25545

Добавлено Маша Козловская 22/04/2017

В центре фото дама в белой шапке и белым воротником на фоне парадного подъезда.

Прошу простить, что сразу не сделал эту ссылку в тексте.

С уважением ДМН

Про детский сад - это образно или он там был в военное время?
 

Детского сада на территории НИИ не было - лично мне это была замена детского сада. Других детей я там не встречал, кроме своего старшего брата.

Спасибо за отмеченную Вами неточность в тексте.

ДМН

Получается,  здание построено в 1908м году. Значит здесь уже трамвай. Хотя 1908й именно граница конка-трамвай. Может Вокзал-Пристани уже ходил трамвай, а здесь в Солдатскую слободку ещё конка гоняла.

 Дату переставить надо?

Здание есть, значит нижняя дата 1908 год.

Проводов нет, трамвай тут пустили в августе 1909 года. Значит верхняя дата 1909 год.

Интервал "1908-1909 гг.".

На мой взгляд, вот держатель висит, так что трамвай и после 1909.

Файлы: 

Он и есть - держатель с зажимом. И опора контактной сети для гибкой поперечины имеется, и видно ее крепление к опоре.

И контактный провод хорошо просматривается в правой части снимка.
 

Скорее всего контактная сеть пока ещё и заканчивается "в правой части снимка".

А дальше ещё даже опоры не установили.

Сравните:

Если честно, больше похоже на присохшую козявку.

Но тут я соглашусь, что вполне может быть. Тем более, что качество такое, что проводов не видно. Не только тех, которые могли бы быть от контактной сети, но и тех, которые должны бы точно быть на столбах (пардон, опорах).

Но!

Тут другая проблема: тут явный некомплект, недостаток опор.

Если сравнить с фотографией где уже явно трамвай, датированной 1912-1914 гг. (http://oldsaratov.ru/photo/4035), то там, при таком же качестве, и контактная сеть явно прослеживается, и опор значительно больше, в частности прямо напротив входа. А тут её нет.

Далее, есть фотография примерно этого же места, датированная 1909 годом, незадолго до пуска тут трамвая (http://oldsaratov.ru/photo/1241), и там опор уже больше, и опора перед входом есть.

Ещё есть фотография, датированная в интервале 1909-1914 гг. (http://oldsaratov.ru/photo/3082), там опять, как и тут, опоры только на углу, а дальше их (пока ещё?) нет.

Кстати, прямо по центру опора, на которой семь (7) перекладин. На других фотографиях эта опора тоже есть, но количество перекладин другое. Думаю, по этому признаку можно выстроить фотографии в хронологической последовательности.

В общем, скорее всего тут 1908 год, вскоре после постройки здания, но ещё достаточно задолго до пуска трамвая (опоры установили только до угла здания)...

Мы увы, уже не раз убеждались (ну вот хотя бы на снимках Леонтьевых домов Катенёва и Корнилова), что наличие опор, проводов и других элементов КС, линий электропередачи и связи можно считать хорошим основанием для датировки, а вот их отсутствие - нет. Умели ретушировать фотографы и издатели виртуозно, и замазывали такие "некрасивые" на тогдашний взгляд детали нередко.

В любом случае, дом построен в 1908 году, значит нижняя дата никак не может быть ниже 1908 года.

 

Некрасиво подозревать, когда вполне уверен ©.

Все опоры на месте, следующая опора не прямо напротив входа, а немного дальше. Надставил левую часть снимка, чтобы показать ее.

Заготовленный деревянный столб является только частью (даталью) деревянной опоры воздушной линии связи. При большом количестве проводов вместо крюков применяют траверсы. На обсуждаемом снимке шесть (6) траверс, считая от верха опоры. Назначение самой нижней детали без штырей шире траверс (у Вас она называется седьмой перекладиной) я не знаю.

На снимке с Вашей ссылкой и датой "1912-1914"  на той же опоре только четыре траверсы, не считая нижней широкой детали. То есть наш обсуждаемый снимок сделан позже снимка, в дате которого (1912-1914) Вы не сомневаетесь.

На снимке по другой Вашей ссылке с датой "1909-1914" на опоре ВЛ связи то же количество травес (что и на снимке "1912-1914") - четыре, не считая нижней широкой детали, но в кадр попала только только одна траверса.

Повторюсь - обсуждаемый нами снимок сделан позже снимков по Вашим ссылкам.

Файлы: 

Согласен с Вами, что на самом деле обсуждаемая фотография является более поздней из того списка четырех фотографий этого места, который я привел.

Хочу ещё раз подчеркнуть свою мысль:

Думаю, по этому признаку можно выстроить фотографии в хронологической последовательности.

Думаю, будет правильным исправить стоящий сейчас интервал дат "1903-1908 гг." предварительно на "1910-1914 гг."

Помимо количества "перекладин" я обратил ещё внимание на состояние фасада музея (тут он уже выглядит не таким уж и новым), а самое главное на высоту деревьев справа и слева от музея. Тут явно прошло несколько лет от 1908 года (года постройки здания).

По поводу фотографии, датированной 1912-1914 гг. (http://oldsaratov.ru/photo/4035) -  я насчитал на ней пять (5) траверс, как Вы их назвали, не считая более длинной нижней перекладины. Думаю, на самом деле та фотография сделана чуть раньше обсуждаемой, и там верхнюю дату надо немного снизить, а тут нижнюю дату поднять до 1912 года.

Про нижнюю перекладину на столбе я тем более не знаю для чего она. Но вот тут вроде бы видно, что по ней проходит какой-то провод (или к ней крепится растяжка):

 

 

Файлы: 

Здесь случайно провод КС трамвая совпал в проекции с широкой нижней деталью под траверсами на опоре связи.

Всё-таки я не уверен, что со врменем число траверс на столбах связи только росло. Могло и уменьшаться... Ведь в какой-то момент у нас переходили на многожильные кабели. Я сейчас не найду снимок, но помню, что где-то было такое - поначалу траверсы в дофигиллион этажей, а потом один-единственный толстый кабель.

Да, поэтому я сразу и не настаивал.

Но сравните высоту и густоту растительности на этой фотографии и на несколько более ранней, но тоже после 1908 года (http://oldsaratov.ru/photo/3082). Явно тут прошло несколько лет. 

По известным причинам все рухнуло только после Октябрьского переворота и только тогда количество пар проводов и траверс уменьшилось, а какие-то линии вообще исчезли. Стало мало абонентов. В начале 30-х стала внедряться 3-х канальная выскочастотная аппаратура, но только на магистральных линиях (по одной паре три телефонных разговора). Городские кабели связи долгое время (почти до 50-х) были с бумажной изоляцией в свинцовой оболочке, были дороги в эксплуатации - при повреждении оболочки бумажная изоляция насыщалась влагой на несколько метров. В сухих условиях опытным мастерам требовалось делать вставку  с муфтами.
 

 Я бы тоже поставил 1908-1909. Домыслы насчёт ретуширования и выяснения "козявок" на фото лишь мешают наличествующему факту. Есть фото здания и рельсов БЕЗ провода, с настилом между шпал чтоб лошадь ноги не сломала.

 Как говориться ФСЁ. )

 Пока всё. Если на основании других фото появятся новые данные, дату надо будет расширить.

Disclaimer! Прошу изложенное ниже считать не только ответом в данной конкретной дискуссии, но и примером к тому методу работы с датировками, который лично я считаю для этого сайта наиболее приемлемым. А именно, датировка должна быть сколь возможно узкой, но не уже, чем можно обосновать.

Не ФСЁ. Это не домыслы (давайте-ка оставим риторические приёмы из погромных анонимок в советской "Правде"), а обоснованные сомнения. На сайте множество фотографий, датированных по куда менее веским аргументам ранга "вот я помню, что так было".

1. Держатель КС есть. У каждого знаете ли, своё поле как профессиональных интересов, так и просто страстей. Я, скажем, склонен доверять вам, когда речь заходит об автобусных маршрутах 70-80-90 годов. Виктор Старков, насколько мне известно, - профессионал в части контактной сети электрифицированных железных дорог и устройства линий электропередачи и связи. Я, насколько мне известно, тоже трамвайно-троллейбусную конташку от засиженности мухами неплохо отличаю.
2. Пора признать, что ретушь на дореволюционных снимках - явление скорее рядовое, чем исключительное.

Так что тут необходимо, исходя из известных фактов, ставить самый широкий из всех возможных интервалов. Снизу у нас 1909 по КС трамвая, оборотки этой открытки со штемпелем нет, стало быть, верхнюю надо пока тоже искать по объективным признакам и сравнением с другими снимками. Предварительно можно поставить 1917, т.к. открытка с видом Саратова едва ли могла быть снята в послереволюционной России (не до того было, чтобы такие идиллические сюжеты снимать) и едва ли могла выйти в послереволюционной Германии.

Ретушь на этом снимке очевидна. В различных случаях опору воздушной линии связи усиливают оттяжкой, закрепленной на анкере. В данном случае - вкопанный в землю деревянный анкер. На снимках у Казенной палаты (снимок 1 и снимок 2) оттяжку скрывать не стали.

 

Файлы: 

Согласен.

Хотя верхнюю дату ограничил бы 1914 годом. Поскольку было бы очень странным издавать в 1915-1916 гг. в Германии открытки с видами благополучной довоенной России...

Я думаю, что фотография сделана в 1912 году, с большой степенью вероятности весной. Весной 1912 года был достроен этот особняк и Общество естествомспытателей и Волжская биологическая станция, после долгих скитаний по съёмным квартирам, в него переехали. Фотография не может быть более поздней, т.к. она содержится в приложении к отчёту о работе станции за 1912 год.

На обсуждение. С 1906 до 1910 года станция размещалась на берегу реки в квартире, светлой и удобной. В тексте вышеупомянутого отчёта сказано: "В 1910 году, наконец, исполнилось давнее желание Саратовского О-ва и Заведующего раньше Станцией - было построено собственное здание, которое к весне 1912 года вполне закончено...".  Смущает дата пребывания О-ва и Станции на последней съёмной квартире. Получается, что Общество и Станция были без помещения с 1910 по 1912 гды?

Описание особняка (из отчёта).

В подвале особняка, большую его часть занимал Казённый рыбоводный завод. Здесь же находились помещения служителей Общества и завода. Имелась большая комната для химической лаборатории и рабочее помещение для слесарных и др. работ.

Первый этаж состоял из 6 больших, светлых комнат, из которых для Станции выделили 4 комнаты.

На втором этаже, в мезонине имелась большая "летняя" комната, которую можно было использовать для работы и отдыха.

Особняк находился в 3-5 минутах ходьбы от Яхт-клуба - места станционной стоянки парового баркаса "Натуралист". 

Оставил только 1912, спасибо. А отчет этот есть в электронном виде? Можете приложить или дать ссылку?

К сожалению нет, только подлинник. В выходные попытаюсь отсканировать.

В подтверждении вышесказанного

Спасибо. Все же можно так понять, что здание было построено в 1910 году, и станция сразу переехала сюда, а к весне 1912 была окончательно завершена внутренняя отделка, приспособление помещений и т.д. Поэтому датировку, наверное, стоит расширить до 1910-12.

Спасибо, добавил план в дополнительные.

Кстати, раз биостанция у вас - предмет интереса, может быть, напишете о ней в http://wiki.oldsaratov.ru/ ?

Спасибо, попробую. Но не в ближайшее время. Пока изучаю доступный материал по Обществу и Станции.

Не могу не написать, за что люблю этот сайт, именно за то, что ахренеть!

То же самое место через 100лет

С Новым годом!

Файлы: 

Дилемма - то ли оставить интерьерку, потому что она относится к биостанции, то ли вынести в https://oldsaratov.ru/photo/21459 , потому что она из того здания.