Умнов и завод "Тантал"

Памяти директора завода "Тантал" Георгия Архиповича Умнова

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

28 мая 2013 года в Саратове на ул. 50-летия Октября пройдет Акция памяти, организованная Военно-мемориальной компанией по инициативе администрации города. В 15:00 состоится открытие мемориала Умнову Георгию Архиповичу, генеральному директору ПО Тантал с 1960 по 1993 г.

Файлы: 

Георгий Архипович Умнов

 

в статье обзор выпуска моделей машинок и фото "Тантала"

Вознесенский Андрей Андреевич "Прорабы духа"

...Кaк обязaно нaше искусство меценaтaм! Художник хрупок. В отношениях с миром ему нужнa поддержкa, и не только мaтериaльнaя. Он нуждaется, чтобы его ссужaли духовной энергией не менее, чем деньгaми. Еще не изучено, сколько дaлa творческaя женскaя энергия творцaм, это особый тaлaнт - быть музой. Е. А. Денисьевa, Н. Ф. фон Мекк, Е. С. Булгaковa, Е. И. Рерих - кaковa духовнaя доля этих женщин в создaниях искусствa?

 

Но я говорю о другом явлении. Римское имя Меценaтa эпохи венценосного Августa не подходит для нaшего подвижникa. Великолепное исчaдье Медичи не годится здесь для метaфоры. Художнический хaрaктер, проявившись не профессионaльно, a в деятельности рaди искусствa, чaсто создaет свое в искусстве через других. Не будь помощи тaких людей - не появился бы шедевр.

 

Это подвижники, двигaтели культуры, поршни духовного процессa, строители нaдстройки, общественники культуры - я бы нaзвaл их "прорaбaми духa". Сколько дaли нaшей культуре эти прорaбы духa - Сaввa Морозов, Цветaев, Сытин, Чaгин, Андрей Сaвинов, о нем еще пойдет речь впереди!

 

А сегодняшний дубнинский aкaдемик Флеров? А музa Пушкинского музея И. А. Антоновa, преврaтившaя гaлерею во всенaродный сaлон музыки и поэзии, где Рихтер игрaет в четыре руки с Вaн Гогом, вынесшaя нa своих плечaх выстaвку "Москвa - Пaриж", a люди, помогaвшие ей в этом? А М. Ульянов и О. Ефремов, всегдa готовые к сaмоотдaче рaди общего делa? А Д. Лихaчев, мощным предисловием продвинувший к читaтелям трудную книгу? А рaзве не прорaб духa Нaтaлия Сaц, оргaнизовaвшaя единственный в мире музыкaльный дворец-теaтр для детей?

 

Это относится не только к искусству. В необходимой сегодня перестройке экономики нa деловой лaд вырисовывaются своенрaвные хaрaктеры деловых подвижников. Они борются, будят спячку. Им трудно.

 

Требуются подвижники. Требуются монтaжники, врaчи, тaксисты - но прежде всего подвижники! Сaмa идея жизни, единственной в мертвых космических безднaх, подрaзумевaет подвижничество. Подвижники в Ивaнове создaли уникaльный теaтр. К кургaнскому подвижнику летят исцеляться из-зa океaнa.

 

Силовое поле инициaтивы возникaет вокруг тaких хозяев, кaк Г. Умнов, директор уникaльного волжского зaводa европейского мaсштaбa, или В. Бедуля, бывший учитель, ушедший в отстaлую деревню, чья свинофермa теперь по мехaнизaции может соревновaться с aвстрaлийскими. Он жизнь положил, чтобы облегчить тяготы людям, дaть им мясо, молоко, улучшить быт. Нaшa периферия - резерв энергии тaких подвижников. Чaсто в них проглядывaет художническaя жилкa. Кaк прaвило, они дружaт с людьми искусствa, поддерживaют новое. Бедуля зaтеял кaртинную гaлерею...

На месте саратовских бараков, где обитал Хлебников, вы входите в ультрасовременный зал клуба «Кристалл», спроектированный рижанами. («Почему не москвичами? — ревниво думается мне. — Что же наши такой заказ проморгали?») «И невозможное возможно» – этот блоковский девиз приходит на ум, когда я вижу Георгия Архиповича Умнова, руководителя предприятия, которому этот клуб принадлежит.

У него легкий профиль, будто слетевший с флорентийских барельефов, загар, язвительная улыбка, характер нетерпеливый, сухопарая фигура теннисиста. При мне он остановил сотрудника: «Тяжелеете. Бегать, бегать надо больше, теннисом заниматься». Род его генетическими корнями тянется в Полтаву, говорят, что в нем течет кровь Гоголя. Думается, что Гоголь, мысля о будущем России, загадывал именно такой хозяйский характер, ища героя для II тома «Мертвых душ».

Познакомил нас с Умновым золоторесничный Ваншенкин в давний, грустный для меня год. Тогда я написал «Травят зайца». Умнов, сочтя это произведение выпадом против охотников и рыболовов, ощетинился, особенно возмущаясь строфой: «Если в ужасе по снегам скачет крови живой стакан». Нынче, отлаживая спиннинг, он улыбается, вспоминая этот инцидент.

Главное в нем – страсть дела. То он производство лазерной музыки налаживает, то безлюдную технологию опробует, воюет с инертностью, высаживает лес, воспроизводит фазанье поголовье, выпускает его в чащу под завистливыми взглядами рысей и лис.

Он показывал мне гигантский комплекс «детского сада XXI века» – с музыкальными залами, бассейном, зимним садом, миниатюрными скорлупками унитазиков и специально спроектированными столиками для рисования. Его предприятие построило себе агрогородок со свинофермой. Будет и завод по производству бекона. Может быть, поэтому на производстве нет текучки рабочей силы. Рабочие не бегут.

Ищите своих Умновых, ребята!

 

 

Семенов А.В.

Сидоренко А.Д.

 

 

 

Родной завод, годы и люди

Саратовская электроника,

годы 50-е и 90-е,

краткая история и проблемы

в воспоминаниях ветеранов

                          

                           Часть шестая

 

До прихода на завод п/я 122 Георгий Архипович Умнов около 10 лет проработал на соседнем заводе п/я 105. Последние три года он был там Главным инженером, до этого – Главным технологом и по его личному признанию был вполне увлечен и доволен своей работой.
Вся трудовая деятельность Георгия Архиповича складывалась довольно удачно. Он приехал в Саратов, проработав 2 года в Московском Горкоме ВЛКСМ инструктором после окончания в 1950 г. Московского энергетического института и получения диплома инженера-электрика по профилю авиа-автотракторного электрооборудования.
Умнов Г.А. начал работу на заводе п/я 105 технологом, работал мастером, затем назначен начальником цеха - начальником производства саратовских холодильников, которые своим качеством заслужили мировую славу.
В силу своего таланта он как губка впитывал в себя опыт работы таких крупных организаторов оборонной промышлености как директора заводов Лазарев Николай Васильевич и Дубовиков Борис Александрович, который явился в последствие автором Саратовской системы организации бездефектного труда.
В дальнейшем Георгий Архипович являлся одним из авторов этой уникальной системы - важнейшего составляющего элемента научно-технического прогресса и практически научно-технической революции в производственном процессе завода п/я l22.
На всех участках работы Георгий Архипович неизменно показывал себя инициативным неравнодушным руководителем, нетерпимым к разного рода косности, неразберихе и разгильдяйству.
Это принесло ему с одной стороны популярность, а с другой, некоторые осложнения в отношениях с «сановными людьми», теми, кто ревниво и с предубеждением относился к его новшествам и начинаниям. В период работы Главным инженером соседнего завода ему приходилось часто замещать директора завода Лазарева Н.В. и опять проявлять здесь ту же активность и ту же инициативу.
К этому времени Умнова уже достаточно хорошо знали в областных и городских структурах и, особенно в Совнархозе, но, видимо, держали его на учете в списке перспективных молодых руководителей на выдвижение, имея в виду его характер, темперамент и приобретенный уже опыт работы.
Когда на заводе п/я l22 «аварийно» созрел административный кризис руководства Чуранова Т.Г., то при рассмотрении возможных новых кандидатур на «гиблый» пост директора была выдвинута и предложена кандидатура Умнова Г.А.. Скорее всего, это произошло при явной инициативе Дубовикова Б.А. Однажды, когда Георгий Архипович сидел в кабинете Лазарева Н.В., его вызвал к телефону обкомовской связи – «вертушке» - председатель Совнархоза Чеботаревский В.И. и официально предложил дать согласие на перевод директором завода п/я 122. Умнов Г.А. ответил отказом, но вскоре был вызван в Обком КПСС к Шибаеву Алексею Ивановичу, где состоялось оперативное совещание. Георгий Архипович и там аргументировал свой отказ, который, как видно, не был принят во внимание. Завод п/я 122 явно пользовался дурной славой и стал своеобразным пугалом для номенклатурных партийных и административных руководителей областного масштаба. Они не знали завод, не понимали его трудностей, однако понимали, что понесут персональную ответственность перед ЦK КПСС и Правительством за длительные провалы Государственного плана заводом п/я 122.
Было видно, что административные ресурсы Совнархоза исчерпаны, желающих на этот пост явно не было, опытные «номенклатурные» асы от завода воротили нос и «власть придержавшим» поневоле пришлось идти на риск и выдвигать опять новичка. После его настоятельных отказов, обидевшиеся руководители начали высказывать сомнения и возражения: «Не рано ли? Справится ли? Выдержит ли? и т.д. и т.п.». Ряд членов Обкома КПСС и высших иерархов СНХ высказывались против Умнова Г.А., другие голосовали «за», третьи воздерживались. Но резкая позиция Дубовикова Б.А. привела к тому, что и общее мнение склонилось на сторону Умнова Г.А.
Постановлением Саратовского Совнархоза №140 от 27 апреля 1960 года Георгий Архипович Умнов был назначен четвертым директором этого завода.
Завод бурлил от высокой активности нового 33-х летнего директора – началась на долгие тридцать лет эра Умнова.
Ознакомившись с заводом п/я 122 и его руководящим составом, Умнов Г. А. сразу разглядел в Окуне Г.Н. талантливого руководителя и соратника в борьбе за становление этого молодого завода с сулящим большие научно – технические перспективы электровакуумным производством.
Умнов понимал - ему нужна команда исполнительных и инициативных, работоспособных специалистов и процесс пошел!

Тут еще бы добавить, что папа Умнова был директором завода, переведенного во время войны в Саратов из Украины.

Умнов и Солженицын

 

 

Файлы: 

Здравствуйте.

Спасибо Вам за такое ценное фото-свидетельство пребывания Солженицына в Саратове. Подскажите, пожалуйста, кто является автором кадра? Есть ли еще фотографии с этой встречи.

Собираю все, что связано с приездом писателя в Саратов.

Заранее благодарю за отклик.

Вот Вам ещё немного про Солженицына http://oldsaratov.ru/comment/109571#comment-109571

Ох, я и не помню уже, откуда фотография, 4 года прошло. А когда Солженицын приезжал, меня в Саратове не было.

Спасибо. Буду тогда на Тантале узнавать.

На "Тантале" есть музей завода, был, по крайней мере лет пять назад. И в Саратове живет человек, хорошо знающий эту историю, он даже стал героем рассказа Солженицына.

Здравствуйте, Гульнара!

Я третий на этом фото и знаю про пребывание Александра Исаевича в Саратове практически все.

Если есть вопросы, с удовольствием отвечу.

С уважением, Сергей Умнов.

Здравствуйте!
Спасибо Вам за отклик!
Ваши воспоминания очень нужны.
Когда и как вам удобно пообщаться?

Гульнара

Добрый день!

Куда-то мой ответ пропал. Я с форумами не дружу. Пишите прямо sgumnov@gmail.com

С.Умнов

Вот ещё с встречи с А. И. Солженицыным в ДК "Кристалл" (14 сентября 1995)

Фотограф Чижов И.В.

Статья из журнала про Умнова

 

Файлы: 

Ссылка об Умнове и Окуджаве, который посещал Саратов и посвятил ему стихи в конце 80х  http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post219462796/

Вот оно, чардымское чудовище,
разгулялось под речной волной.
Здесь его пристанище, становище,
пастбище его и дом родной.

 

Я-то думал, что оно на отмели
лишь резвится, будто бы в раю,
а оно, как волк январский во поле,
на фортуну молится свою.

 

Я-то думал: на крючок подцепленное,
будет без борьбы на мир взирать,
а оно, холодное, серебряное,
хищное, не хочет умирать.

 

Среди плеска волжского и шепота,
может, вспоминается ему,
сколько было съедено и попито,
пожито — не снилось никому.

 

Вот и не сдается и сражается
(десятью потами изойдешь),
словно знает, что судьба не сжалится
просто так, за здорово живешь.

«Тантал» 
«История завода своими корнями уходит в грозный и трагический июль 1941 г., когда АБТМ-11 (арт-бронетанковая мастерская), расположенная первоначально в г. Бердичеве, БТРЗ-7 (бронетанковый ремзавод), базирующийся в п. Дарница под Киевом приказом Наркомата обороны были введены в состав БТРБ-12 (бронетанковой рембазы), дислоцированной на ст. Залютино под г. Харьковым и уже объединенная БТРБ-12 за годы войны, прошла славный боевой путь. 
Основные вехи ее пути в военные годы - г. Харьков - г. Ростов - Минеральные воды - Пятигорск - Прохладный - Баку - а в мае 1944 г. БТРБ- 12 был расположен на 2-ой Дачной г. Саратова. Танковая рембаза на 2-ой Дачной разместилась в одном производственном корпусе. Коллектив рембазы в количестве более 700 человек жили рядом в двух бараках. В те годы в районе 2-ой Дачной располагались в основном сады и дачные места. Трамвай из центра Саратова доходил до 2-ой Дачной, разворачивался и снова шел в город. 
Ремонт танков проводился круглосуточно, практически без выходных дней, все работники рембазы находились на казарменном положении, работали по 20 часов в сутки. 
Среди работников БТРБ-12 трудились будущие работники завода п/я 122 Хандин В.В., Огиенко В.А., Шутенко А.Г., Гливенко, Лещинский Б.В., Непомнящий С.Б., Дайчанов Б.Л., Лавренко А.В., Кирячко М.И. и др., многие из которых, в дальнейшем работая на руководящих должностях завода внесли свой вклад и в развитие электровакуумного производства. 
Постановлением Совета Министров СССР от 15 августа 1948 г. «О преобразовании Саратовского бронетанкового завода БТРЗ-12 в Государственный завод МПСС - п/я 122» заканчивалась славная эпопея танкового ремонтного производства на 2-ой Дачной и зарождалась электровакуумная промышленность на территории г. Саратова. 
Приказом Министра МПСС от 15 сентября 1949 г. первым директором завода п/я 122 был назначен бывший секретарь райкома партии Шевченко Всеволод Петрович. 
29 декабря 1949 г. из ворот завода вышел последний капитально отремонтированный танк. 
Приказом Министерства МПСС № 463 от 13 декабря 1950 г. «О перспективной специализации завода п/я 122» определил профиль завода и основные задачи его развития на ближайшие годы.


https://vk.com/id8383816?z=photo8383816_456241785%2Fphotos8383816

Файлы: