Полтавская площадь

Источник: 

личный архив

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1908-1917 годами.

 

Комментарии

Исправил название и теги, отметил на карте

заменил

Прошу добавить теги "Открытка", "Издательство Кнауб К.Ф.", "Лошади". Фото до 1915 года.

Для чего ряды столбов вдоль путей?

Действительно, непонятно. Чтобы телеги не заезжали, хватило бы и одного ряда почаще.

Расставлены в шахматном порядке. По-моему, усилен левый ряд, средний пореже и ещё реже правый. Снегозадержатели не могут быть? Из-за забора справа образвывались большие сугробы, вот и поставили снегозащитные надолбы. Это всего-навсего предположение

Столбы расположены П-образно, а не в шахматном порядке - идет ряд из 3-х столбов, потом один, дальше еще рад из трех столбов и т.д. Причем, одиночные столбы стоят вдоль грунтовой дороги, со стороны трамвайного пути одиночного столба нет.

Да, похоже на то, что во внешнем ряду столбиков вдвое больше.

А ещё может быть вертикальный дренаж. Полтавская площадь как-никак.

В каком плане дренаж? Поясните, пожалуйста.

Я про план не писал. Вертикальный дренаж это, когда система скважин на определённой территории с избыточным увлажнением. Про всем известные особенности Полтавской площади изложение пропускаю. Так вот, скважины могут соединяться подземным коллектором, из которого выкачивают воду или она сама находит выходит.Но бывает, когда воду выкачивают непосредственно из скважин. В нашем случае "столбы" с верхней закруглённой частью очень похожи на пожарные гидранты. Отсюда и делаю ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Готов с Вашими версиями внимательно ознакомиться.

Игорь, у вас неприятная привычка цепляться к словам. Думаю, вам знакомо выражение "в плане" = "в смысле". Я действительно просто поинтересовался, что вы имеете в виду, уж какой там подтекст вы нашли не знаю. Столбики, по-моему, деревянные, да и вообще "лес" пожарных гидрантов - картина странноватая. Вариант со снегозадержанием выглядит менее фантастично, но все равно не очень убедительно. Пока вопрос остается открытым.

"Гришинский водовод" и вся разводка до англичан тоже не из металлических труб была сделана. Про материал, из которого сделаны "наши столбы", кстати, тоже ничего не писал. Научная дисциплина "Мелиоративная география" не мной создана. Излагать её полный курс лично для Вас у меня нет ни времени, ни желания. Именно при помощи "леса" скважин, похожих на ГИДРАНТЫ, осушили болота Подмосковья. Правда, вместе с применением горизонтального дренажа. Я и не собираюсь своим ПРЕДПОЛОЖЕНИЕМ закрывать вопрос. Дерзайте!

Общаться с вами - одно удовольствие, но впредь я воздержусь.

А что, если это стволы трофейных пушек, символизирующие победу в Полтавской битве?

Логично! Тогда их по идее должно быть 200 штук

Хорошо, пусть столбы будут для телег. А вот теперь мне интересно, как по Вашему осушили "Полтавское болото" в Саратове? Никогда не задумывались? Что, эвкалипты сажали или навозом всё засыпали? Где гарантия того, что за забором не стоят такие же столбы. Своё мнение адресовал Владимиру Барсукову, он задал вопрос. А посему лучше о своих привычках подумайте. Про дренаж дети в песочницах знают. 

Игорь, подобные хамские комментарии, обращенные к кому бы то ни было, я буду просто удалять. Вы не на базаре. Думаю, на заседаниях Историко-краеведческого общества вы себе такого не позволяете. Ведите себя и здесь соответственно. Предупреждаю в первый и последний раз.

В тему призываются призыватели "жить дружно".

Любители поссориться прямо обожают комментариями для этого пользоваться.

Дабы внести ещё один вариант предлагаю вот какой: Уж очень похоже на велосипедные дорожки. В Белгии есть до сих пор похожие - столбики ограничивают дорогу от проезжей части и делят встречные велосипедные потоки, поэтому 3 ряда. А учитывая, что трамвай у нас бельгийцы прокладывали...

Ну это я конечно пошутил. Давайте жить дружно уже! :)

Насчёт телег всегда думал, но 3 ровных ряда для телег что-то подозрительно. Насчёт дренажа не могу судить, т.к. мелиоративную географию нигде не изучал :)

Как вариант, ограничительные столбы, (три линии обороны), чтоб на телегах, пьяные кучера не смогли под трамвай заехать.

 А точно, что по Советской в 1908м году была однопутная дорога?

Однопутная трамвайная линия? Она там с 1908 года по сей день. Двойной там никогда не было.

С 1909, НЯЗ.

Спасибо. А где был разъезд трамваев?

Всегда существовала линия отходящая на народный театр *видимо по Рабочей", а вот каким образом тогда ходил трамвай - непонятно. То ли он во время спектакклей туда заезжал, то ли по какому-то определенному расписанию.

К сожалению карты с разъездами у меня нет. На Дачной линии разъезды показаны, более того судя по ой карте имеются и ответвления к каждой дачной остановке, т.е. как будто трамвай заехжал в дачи, а потом возвращался на основную линию и продолжал следование по маршруту. но возможно это всего лишь условное обозначение оставновок такое.

 

 

 

 

 Вот почему и поинтересовался, про однопутную или двупутную.

 Ведь Константиновская линия существовала издавна. А как разъезжались вагоны конки, а потом трамваев непонятно. На фото всегда однопутная дорога, в отличии от Московской или Немецкой.

 

Допишу: Столбики деревянные натыканы ,возможно, для того, чтобы зимой, промерзая, земля не поднималась, корёжа рельсы и дорогу. Ну... как бревно в оставленной заполненой водой на зиму емкости на даче. Это называется "ПУЧЕНИЕ" грунта.

"2.1. Под морозным (криогенным) пучением понимается внутриобъемное деформирование промерзающих влажных почв, нескальных горных пород и грунтов, приводящее к увеличению их объема вследствие кристаллизации в них воды и разуплотнения минеральной составляющей при образовании ледяных включений в виде прослойков, линз, поликристаллов и т.д.

Внешним проявлением морозного пучения, характеризующим величину его линейной деформации, служат местные, как правило, неравномерные поднятия поверхности слоя промерзающего грунта, сменяющиеся осадкой последнего при оттаивании. В северных районах морфологическим признаком проявления пучения нередко служат такие формы рельефа, как площадное всхолмление, бугры и гряды пучения." - http://www.infosait.ru/norma_doc/50/50944/index.htm

 В Саратове- хоть и не север- земля до 1,5метра промерзает.http://u-dachniki.ru/promerzanie-grunta-glubina-promerzaniya-grunta/

 

 

И ещё. Здесь карта 12го года рельсы через Детский парк идут.

 http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=3639

 А в 1913м уже по Константиновской.

 http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?t=3637

 

 Это ошибка?

Путь трамвая на картах - это интересное наблюдение! Действительно, на первой, вопреки Википедии, рельсы идут по диагонали через Полтавскую площадь, а на второй там просто дорога. На первой, кстати, не показана и Дачная линия, открытая в 1910 году, нет и отрезка по Астраханской от Константиновской до Московской (судя по той же Википедии, трамваи там пошли только в 1935). Может, на первой еще конка?

Про диагональ и обход Полтавской площади ищите у Дениса в блоге, он это подробно разбирал.

  А это не тот же странный "грибок", что и во многих других старых городах?

http://oblvesti.ru/images/DSC_0940.JPG

http://s019.radikal.ru/i622/1204/f7/943c9dc36fb1.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6706/25689518.12/0_90f02_5b0e1134_XL.jpg

 

Который то ли коновязь, то ли элемент вентиляции старой канализации?

http://царицын.рф/blog/130-truba.html

http://popala-sobaka.livejournal.com/62033.html

Наши канализационные были другие - см. по тегу Тумба вентиляционная.

Да, я понимаю.

Вот ещё про эти же грибки:

http://oldsaratov.ru/forum/zagadochnye-griby

 

Но не такие уж они и "другие". Просто обычно они заглублены в асфальт/брусчатку/грунт по характерное расширение, как на этой схеме:

http://oldsaratov.ru/sites/default/files/styles/large/public/2227a287836...

 

 

Но если внимательно посмотреть, на нашем фото с площади эти "ободки" тоже присутствуют, но на полметра выше уровня грунта. 

А "головки" на разных снимках довольно вариабельны...

 

 

 

 

 

 

 

 

На мой взгляд, это не чугунные грибки. По-моему, это дерево. Посмотрите - у некоторых обломана оторочка-юбочка. Судя по состоянию, они достаточно убитые, то есть, возможно, появились до трамвая. И почему-то у всех не круглое навершие, а стесанное. Судя по грязи, внутри никто не ходит и не ездит (хотя шутка Дениса Жабкина про выделенные велодорожки пришлась по душе). Насчет версии про компенсационную функцию при промораживании почвы - неплохо, но нигде вдоль трамвайных путей таких столбов больше нет.

И не дает мне покоя эта юбочка. Зачем она? Почему столбы не просто цилиндрики прямые? Может и правда они как-то между собой были соединены типа канатами?

 

И грустно, и смешно...

Ведь совершенно очевидно, что это никакое не "дерево", металл. И, скорее всего, именно достаточно хрупкий чугун.

А "юбочка" у многих отломана именно потому, что это чугун, и потому что "юбочка" не заглублена в землю...

А навершие "не круглое, а стесанное" потому что, во-первых, навершия были достаточно вариабельны, а в нашем случае, видимо, ещё и дейсвительно "стесаны", помяты и сплющены.

Зачем "юбочка"?

Эта юбочка должна быть на уровне земли или даже глубже.

http://s019.radikal.ru/i606/1204/fd/7a2878361641.jpg 

В ней даже отверстия для болтов есть для крепления к грунту.

  

Почему у нас "юбочка" намного выше уровня земли?

Потому что конструкция такая - высота "столбика" фиксирована от подземной части:

http://s019.radikal.ru/i608/1204/40/e3beb6f2eb34.jpg

На схемах даже размеры указаны.

На большинстве фотографий этот элемент дренажно-вентиляционной системы расположен на тротуарах (как и было предусмотрено на схеме). А у нас они оказались на проезжей части, да ещё и не мощёной. Убавьте на схеме №2 грунт тротуара и твердое покрытие дороги... И получите высоту наших "столбиков" и "юбочки" на полметра от земли.

А если замостить/заасфальтировать дорогу и добавить тротуар, то получим невысокие "грибочки" как во многих других городах:

http://popala-sobaka.livejournal.com/62033.html

 

Единственный вопрос: а зачем их ТАК МНОГО? И фактически даже в три ряда. 

 

По-моему, тоже деревянные, на переднем плане видны следы обработки. Вентиляционные тумбы имеют совершенно узнаваемую форму, это не они: http://oldsaratov.ru/tags/tumba-ventilyacionnaya. И давайте без вот этого "и грустно, и смешно".

 

 Приношу свои извинения, если невольно кого-нибудь обидел.

 

Обратите внимание на первый к нам ряд "штуковин":

- самая правая абсолютно идентична классической "вентиляционной тумбе". Надо только её засыпать грунтом до "юбочки". Или на мониторе закрыть до неё, например листом бумаги...

- средняя уже какая-то слегка деформированная, "юбочка" плохо просматривается... Но что интересно, на отражении в луже "юбочка" видна гораздо лучше!

- левая "штуковина" действительно напоминает деревяшку с надетым на неё горшком или котелком. Причем диаметр "деревяшки" кажется намного меньше "горшка", и "деревяшка" напоминает плохо обтесанный топором ствол дерева...

- следующая в левом ряду "штуковина" тоже кажется намного меньшей по диаметру, чем надетая на неё "кастрюля"...

 

 

Я бы согласился с Вами, по поводу того, что это "деревянные столбики со следами обработки", если бы не:

1) "следы обработки", меньшая толщина" и "неправильная форма" у "штуковин" в среднем и левом рядах не реальная, а кажущаяся. Связанная с падающим справа ярким солнечным светом и бликами. Обратите внимание на среднюю "штуковину" в ближнем к нам ряду. Кажется, что она справа имеет "неправильную" форму и что "юбочки" на ней нет или она деформирована. Но на отражении в луже столб имеет отчетливо больший диаметр и на нем имеется характерной формы неповрежденная "юбочка". В общем, обман зрения.

2) На ВСЕХ столбиках имеются "юбочки". На одной высоте, практически одинаковые. Особенно наглядно это видно в левом ряду. Как бы было возможно сделать подобные "следы обработки" на деревянных столбиках и ЗАЧЕМ?

 

 

 Кстати, создается впечатление, что в левом ряду "штуковины" стоят чаще, их в два раза больше, чем в среднем и правом рядах.

Поэтому, мог бы согласиться, что в левом ряду "деревяные столбики со следами обработки и с надетыми на них кастрюлями", которые выполняют роль ограждения. Но смущают "юбочки" на всех столбиках в левом ряду. Не понятно как их можно было сделать, и зачем бы они вообще были нужны.

В правом и среднем рядах, на мой взгляд, классические "вентиляционные тумбы", только недозасыпанные грунтом.

 

  

Правую, согласен, можно принять за металлическую, но форма у нее другая, чем у вентиляционной тумбы, которые действительно напоминают трубу с надетым на нее "котелком". Иных я не видел ни у нас, ни на московских фотографиях по вашей ссылке. А здесь - шаровидное навершие, под ним одна "юбочка" и ниже вторая. Столбики цельные, это же видно. Выточить на токарном станке такую форму труда не составит. Зачем - тут сперва нужно выяснить их предназначение. Если это коновязь, то чтобы не спадал в грязь привязанный повод, наверное.

А нет ли ещё каких-нибудь фотографий в таком стиле?

С таким количеством столбиков?

 

 

 

В том-то и дело, что нет.

Есть подозрение что фотография была сфотографирована в том числе и для того, чтобы запечатлеть эти столбики, которые появились там на непродолжительное время.

Тогда многие фото фиксировали какие-то выходящие за рамк обыденного события.

 

 

 

Тогда это, скорее всего, "систематический дренаж" для осушения площади. С помощью множества вертикальных трубчатых дренов, объединенных в одну систему:

http://do.znate.ru/pars_docs/refs/3/2242/2242_html_m2ea8f5e1.png

И фотография по настоящему уникальна.