Центральная диспетчерская Трампарка.

Бывший вокзальчик Дачной линии, ныне сильно перестроен, но узнаваем.
Источник: 

"Маршруты и Судьбы. 110 лет Саратовскому рельсовому транспорту". Саратов, изд-во "Кадр", 1997

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1950-1960 годами.

 

Комментарии

А что там на табличке написано?

Не разобрать, мелкий слишком оригинал.

Кстати, обратите внимание, какой непорядок! - у стены лежит баллон, должно быть, кислородный.

Есть предположение, что когда-то вокруг этого вокзальчика было разворотное кольцо трамвая.

Могло быть. Дачную линию до Сенного довольно рано переделали в двухпутку, насколько я понимаю.

Она изначально была двухпутной до "Стрелки". А там - стрелка, стрелочник и будка для него.

Только эта стрелка должна быть до моста через ж/д, мост был узенький однопутный.

Этот "страшный" ажурный мост хорошо помню. Приходилось с кем-нибудь из родителей через него в садик ходить, когда трамваи стояли. Только вот не помню сколько было путей. Точно однопутный? Тогда, где же была стрелка, превращающая два пути в один? Всегда думал, что за мостом. И Худяков так рассказывал про "Стрелку". Может быть трамвайная "двухпутка" естественным путём переходила в "однопутку"? А стрелочник с будкой имели отношение к ж/дороге и переезду через неё? Кстати, мы ещё не делились мнениями по поводу строительства путепровода через "железку" в районе "Стрелки". Всегда волнует вопрос, а где ходил транспорт во время его строительства? Ведь, так называемой "Новой дороги" ещё не было. На мой взгляд,  путаница с количеством трамвайных путей и их расположением по обеим сторонам Петровского тракта (Красноармейского шоссе) началась с этого момента. Надо было как-то справляться с увеличивающимся пассажиропотоком, вот и пришёл на помощь Его Величество Трамвай. Но это всего-навсего предположение. Надо расспрашивать людей на лет 5-10 постарше. И не надо забывать о том, что примерно в это время строилась трасса века "Имени Советско-Китайской дружбы" ("Дорога Дружбы") Москва-Пекин, участок которой должен был пройти через Саратов на Уральск. Строительство дороги тоже могло внести  коррективы в расположение трамвайного пути. Вообщем, надо восстановить всю хронологию событий и тогда многое станет понятным.

Устои этого моста сохранились до сих пор, со стороны "Стрелки", за заправкой что на съезде с моста, все желающие могут их осмотреть. Устоев ДВА, под два пути.

Я тоже помню два. Давно хочу сходить, на местности сориентироваться и освежить память. Спасибо!

Давайте отвечу здесь обоим:
Игорь, когда не было автодорожного путепрвода, был обыкновенный переезд.
Да, устоев там виднеется два, но это устои второго моста! Как раз того железного ажурного, о котором говорит Игорь. У Дениса было фото этого моста в ЖЖ. Ныне трамваи ходят по третьему. А первый бельгийский мост был однопутным, как и вся дачная линия, построенная к 1910-12 году. И наши непонятки с расположением рельсов справа-слева от Красноармейского шоссе связаны с тем, что эта однопутка шла до современной ул. Технической справа, а потом переходила на левую сторону. А как клали второй путь, не ясно. Исходя из здравого смысла я полагаю, что клали его рядом с первым. А уже потом, когда планировали скоростную линию тройки, построили путепровод у 3 дачной и участок от неё до Технической перевели на правую сторону.

Может быть, какового мнения и бирка придерживается, второй путь клали справа от шоссе. Мне эта версия кажется странной - ну зачем умножать сущности без необходимости, делать два пересечения дороги с трамвайной линией вместо одного?
Обеим версиям нужны прямые доказательства - чертежи, карты, фото.
Насчёт названия остановки "стрелка" существует неоднозначность, её даже Худяков разрешить не мог. Едва ли это от трамвайной стрелки. Либо от железнодорожной, либо  уже после пробивки Тракторной этот район назвали из-за двух улиц, сходящихся, как рельсы на стрелке, под острым углом.

Был путь от ост."Вишнёвой" до "Стрелки". Только остановка называлась "Морозова". Так "Морозовские сады" превратили в "им.Павлика Морозова". Там ещё гастроном был. Это точно. По-моему, Худяков показывал карту, на которой была надпись "Стрелка" и указал. что это 1927 год. Хорошо бы найти этот фрагмент. До этого местность, как известно, называлась "Монастырская слобода" или "Монастырка" в простонародии. Вот, наверное, когда построили (расширили первый) второй мост, то правая линия из города пошла по правой стороне до "Вишнёвой", а левая линия моста приниала вагоны, которые шли по той стороне. где был к/т "Красноармеец". Мне представляется такой картина пока без конкретных датировок. Согласен, надо к серьёзным источникам обращаться. С переездом понятно.А всё-таки, как автотранспорт ходил во время строительства путепровода? там такая узкая горловина. Надо было бы расширить в том месте дорогу. Но куда? А при расширении вправо/влево дорога упиралась бы в трамвайные пути/путь. Вот я и думаю, может был временный перенос правой или левой линий? Вопросы, вопросы..

Да, уже когда ходила тройка, но не было моста у СЭПО, трамваи пересекали 50лет октября перед стеллой "Ленинский район" в районе Технической.

То что они там пересекали, известно. Вопрос в другом - пересекали в ОБОИХ направлениях, или только по направлению В ЦЕНТР города, а в сторону дачных не пересекали и шли прямо вдоль заводов.

  

В обоих. Источник - личные воспоминания детства.

Вдоль заводов, думаю, были рельсы со времён войны, когда трамвай работал на эвакуированные заводы. Отсюда и кольцо на 2-ой дачной. Рельсы до определённого времени могли остаться и попасть в объектив фотографа, а трамвай ходил вдоль жилых построек. Да, есть фотографии, где там виден один путь, в том числе и возле 76 школы. Это дореволюционный путь с разъездами на каждой остановке. Это известно. Предлагаю взять точку отсчёта - 1962 год. Сейчас попытаюсь пояснить, опять же без конкретных документов. Только воспоминания и беседы со старожилами, без претензий на истину. В путеводителе за 1963 год указано, что в городе уже есть... троллейбусные маршруты "5" и "5-а". В домашнем архиве нигде не нашёл информацию о дате открытия этих маршрутов. Путеводитель был подписан к печати в августе 1963. Предположим, открытие этого аршрута могло быть приурочено к 45-ой годовщине Октября. Вопрос, а мог троллейбусный маршрут работать при наличии перезда в районе "Стрелки"? Очевидно, - нет! Значит, троллейбус могли пустить только после строительства путепровода. Следующий вопрос, а зачем троллейбусу на пути в Ленинский район, преодолев одну преграду в виде ж/д, встречать на своём пути при спуске с моста ещё одну преграду в лице трамвайной ветки? Для технической остановки? Нет. Она была, только на пути в город. Вот в это время и перводят с трамвайного железного ажурного моста линию (их теперь стало две) до "Вишнёвой", где они переходили на "жилую" сторону. Всречу трамвая со своим электробратом перенесли подальше от моста. И, как показывают дальнейшие события, городские власти понимали, что это явление временное. Фото с одной линией на этой стороне сделаны до, предположительно, 1962-63 годов. Когда убрали линию со стороны химучилища, то появилась возможность для строительства ветки Красноармейского шоссе в сторону Большой Садовой ("Дороги "Дружбы"). Действительно, в это время в обиход прочно начинает входить название "Стрелка". Этому способствовало и легендарная космическая собачка. Здесь мы имеем редкий случай, когда микротопоним может иметь и более ранние корни без каих-либо серьёзных фонетических изменений. Имею в виду, как Вы понимаете, дореволюционную трамвайную стрелку, будку и стрелочника при ней. Извините за долгий монолог, спасибо за внимание.

Тут спорно очень многое. Насколько я знаю, в годы войны стабильно работал только 12 маршрут до нынешнего завода Корпус (на нём движение, кстати, ни разу не прекращалось на долгий срок почти восемьдесят лет - от открытия в 1932 до закрытия в 2011), остальные через пень-колоду.

Зачем ветка параллельно существующей? Чтобы рабочим в тяжёлое военное время дорогу лишний раз не переходить? Ни о каком увеличении провозной способности линии таким образом не идёт и речи при подвижном составе без ремонта и регулярных перебоях с электроэнергией - война.

Главное - ветка по правой стороне Красноармейского шоссе была от путепровода через ЖД до района Вишнёвой всегда, о существовании левой ветки мимо химучилища мне неизвестно - ни в одном источнике такого не встречал. Рисунок промежуточного кольца на 2 дачной ничего не даёт путного, по нему нельзя судить, где это кольцо - справа или слева от автодороги.

Тролльмаршрут 5 (5а - короткий вариант до пл. Ленина) пущен в 1960, близко с электрификацией ж/д, между прочим. Путепровод автомобильный, разумеется, уже был построен. На этом сайте к одной из фотографий перекрёстка Ленина и Горького я давал подробную хронологию развития тролльсети, поищите, если интересно.

Хорошо. Насчёт военного времени и работы трамвая на заводы поспешил с предположением. Не подумал об известных фактах. Сам уже начинаю сомневаться в линии химучилища. Что, ост. "Морозова" была на правой стороне (из города) от шоссе? Про примерную дату постройки путепровода отдельное спасибо. Всё думал, зачем надо было водить меня в садик (рядом со школой милиции) через "страшный" мост, когда можно было спокойно пройти через новый путепровод? Оказывается, учили страх преодолевать. Заканчиваю обмен мнениями со своей стороны до сбора точной информации. Обещаю, если выяснится что линия на стороне Химучилища плод детской фантазии и неустойчивой памяти преклонного возраста, то покрошу мелко все свои комментарии-воспоминания и публично съем с борщом. Всем спасибо!

даже на старых схемах 20х годов линия от Стрелки до Вишневой идет так же как и сейчас, а вот вдоль ХимДыма, насколько известно, её никогда и не было. То же подтверждается и немецкой аэрофотосъемкой 1942г., где хорошо виден переход линии через автодорогу в р-не нынешней стелы Ленинского р-на. Так же очень хорошо видно кольцо на 2й дачной. Думаю что движение вдоль заводов было организовано в сторону 3й дачной после войны, и до 1974г, когда туда же перенесли и путь в направлении в центр. Это мое мнение без претензий на достоверность, только исходя из имеющихся фото, материалов краеведов из сети, и воспоминаний родителей (мы жили на 2й дачной до 1975г.)

Да, надо искать... Не обещаю, что получится нечто толковое, но попробую связаться с институтом истории СГУ.

За сегодняшний день из разговоров с местными жителями (пока только, к сожалению, не старше моего возраста) удалось узнать о существовании некой станции служебного собаководства рядом с "Красноармейцем" и то, что ул.им П.Морозова это нынешняя Волгоградская. Про трамвайную линию на той стороне -  расхождения. Задаёшь вопрос, уверенно отвечают, -  проходила! На тот же самый вопрос, заданный "справа налево", говорят, что шла по другой стороне. Вообщем, начинаю потихоньку готовить борщ для публичного поедания собственных комментариев. 

Тролейбусный маршрут  "5а" в конце 60-х ходил до Трофимовского, кольцо было на месте современной заправки. С этого кольца ходил 7(или 8, в номере не уверен) по маршруту нынешнего 11, но только до 8 дачной, кольцо было сразу после моста через ЖД, провода же шли до депо №2, по Буровой 11 маршрут пустили позже и продлили его до 3 дачной.

оба кольца сохранились. от себя добавлю интересный момент - рядом с кольцом (бывшим) у Трофимоского моста есть газовая заправка. Так вот, заезд на эту заправку когда-то был заездом на старый мост через ж\д, существовавшим до постройки нынешнего Трофимовского моста. До наших дней сохранилось асфальтовое покрытие, обрывающееся у самой кромки выемки, в которой проходит ж\д, а на противоположной стороне можно так же обнаружить остатки асфальта. Сохранились и основания столбов освещения при въезде на бывший мост, остатки какой-то инфраструктуры в виде торчащих концов тонких труб (возможно, под эл. кабели или кабели связи). Бывший въезд на бывший мост довольно хорошо виден со спутника: http://maps.yandex.ru/-/CVBDZHyW

 

С начала 1950-х годов трамвайная линия из центра (тройка и пятёрка) шла от Стрелки до 3 Дачной по восточной стороне Красноармейского шоссе, вдоль заводов. Линия в центр проходила вдоль жилых домов, 76 школы до конца сквера и пересекала шоссе возле Технической улицы. Отсюда и до центра пути были проложены рядом. Трамвайный мост был узким однопутным. Смотреть из окна вниз было стршновато. Для проезда вагона в направлении центра вожатая на остановке Стрелка (отсюда и название) выходила из вагона для перевода стрелки с помощью инструмента, похожего на лом, который, похоже, ломом и являлся.

 

После постройки трамвайного моста  через Красноармейское шоссе у Выставки, линия в центр была перенесена из-под стен домов к заводам.

 

Собачий питомник был за кино Красноармеец.

 

Стоп, что-то с чем-то тут не сходится. Разъезды на однопутных участках не требуют ручного перевода стрелки. В них стоит пружина, отжимающая перья вправо, так что вагон на расходной стрелке против шерсти всегда уходит на правый путь.

Тег - Часы, Улица Московская