Зимнюков - основоположник саратовского краеведения. Архив Нины Суховой

2 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение

Сухова Н.Н. Кладоискатель Зимнюков

   Зимнюков Андрей Антонович, купец, член «Торгового дома Семен Власьев Зимнюков и К», владевшего в Дубовке лесной пристанью и дегтярным балаганом, а  также пароходом «Вестник».  Наследники Семена Власьева не обладали коммерческой хваткой своего предка и 7 ноября 1891г. Саратовским окружным судом торговый дом в лице своих членов умершей дубовской купчихи Авдотьи Михайловой Зимнюковой и дубовского купца Павла Семенова Зимнюковых были объявлены несостоятельными должниками. После банкротства дела бывшего торгового дома перешли Андрею Антоновичу Зимнюкову. Банкротство Торгового дома оставило многих его заимодавцев без вложенных в него средств. Среди кредиторов находилось и посадское общество. Взыскать с торгового дома было нечего. Тем не менее, управа через суд взыскала с Зимнюкова 1157 рублей.  Андрей Антонович внес в городскую управу 1000 рублей и просил сделать скидку в 157 рублей и уменьшить аренду лесного участка вдвое с 600 до 300 рублей. Дубовская посадская дума согласилась сложить эту сумму. Урегулировав финансовые дела, Зимнюков бросил свою жену, дочь и сына и перебрался на постоянное место жительства в село Моревку.

   Зимнюков был большой любитель старины, владелец обширной личной библиотеки на 1500 томов. Он числился среди клиентов лучшего в России антикварного книжного  московского магазина П.П. Шибанова, который собирал антикварные книги в поволжских городах от Нижнего до Астрахани и, возможно, был знаком с Зимнюковым.

 

 

 

   Андрей Антонович Зимнюков считался одним из первых краеведов Дубовки, хранителем прошлого своей малой родины. Он обследовал территорию региона. На его счету множество находок старинных предметов, которые он передавал в фонды Радищевского  музея в Саратове и музея Саратовской ученой архивной комиссии.  Впоследствии некоторые из  пожертвований Зимнюкова поступили в состав коллекции вновь образованного музея местного края в г. Царицыне.

   Он был активным членом Саратовской ученой архивной комиссии (СУАК). За 35 лет  своего существования (1886-1920) СУАК объединила более 600 человек, выходцев из разных слоев общества, людей разных профессий, историков – любителей и профессионалов. Целая плеяда членов СУАК (А.А. Зимнюков, С.А. Щеглов, А.А. Репников, В.Б. Зайковский) сыграли главную роль в заложении основ местного краеведения.

    Зимнюков  принимал деятельное участие в пополнении библиотеки СУАК.   Он один из самых активных информаторов  учредителя Саратовской ученой архивной комиссии А.Н. Минха  во время его работы над «Историко-географическим словарем Саратовской губернии». Словарь до сих пор не утратил своего значения и является ценным источником по истории Царицынского уезда.  В 1898г. Зимнюков составил описание посада Дубовка и села Ерзовка, которое в рукописи передал историку А.Н. Минху. В рукописи содержались статистические данные о размере земельных владений, принадлежавших дубовскому посадскому обществу, духовным учреждениям и частным лицам (информация подготовлена Зимнюковым на основе межевых книг), о численности местных промышленных заведений, садов, а также предания о кладах, зарытых разбойниками.

   Некоторые предания помещены Минхом в «Историко-географический словарь Саратовской губернии». Один знакомый рассказал Зимнюкову следующую историю. «Верстах в 40 от посада на земле, принадлежавшей Пичужинским казакам, находился хутор в 2 двора, называемый Болдырев. На этом хуторе у офицера Болдырева в молодые годы служил отец рассказчика и старик, оказавшийся бывшим разбойником. Как-то весной старик позвал молодого парня пройтись в поле. Дойдя до одного урочища, старик вынул из голенища большой кинжал, оправленный в серебро, и откопал им чугунную плиту. Под плитой оказался вход в подземелье. В этом подземелье лежал клад разбойников из золота, серебра и драгоценных предметов. Старик был безродным и передал клад молодому парню, но того забрали в солдаты, где он прослужил более 30 лет. Теперь никто не знает кургана с богатым кладом, но урочище близ хутора носит название Кладовая».

   В Историко-географическом словаре Минха приводится еще одно предание, переданное А.А. Зимнюковым. «Урочище в 15 верстах от посада Дубовка по дороге в с. Лозное называется «Козий курган». Какая-то старуха, подходя к кургану увидела землянку, в которой на лавке сидел старик. Он предложил ей взять у него столько денег, сколько она сможет унести. Старушка испугалась и убежала, но заметила, что в землянке стоит стол, на нем толстая книга, распятие и крест, на стене висят 3 иконы, а на полу множество ящиков с золотом, серебром, а в углу – драгоценная посуда. Нашлось много охотников отыскать этот клад, весь курган был изрыт, но сокровища не оказалось».

   В Дубовке по сообщению Зимнюкова существовало много фантастических рассказов о кладах и легенды о Разине, который начертил на заборе лодку, сел с самыми отважными дубовчанами, на «самолете» взвился и поплыл по Волге. Посадские ребята во время святок наряжались в разбойничьи доспехи:  кафтаны, отделанные позументами, красные рубахи и плисовые черные шаровары, ходили по домам и разыгрывали сцены из времен Разина и Пугачева. Вся ватага садилась на пол, чертила круг, как бы плыла на лодке и исполняла песню «Вниз по матушке по Волге».  На ковре сидела и любовница атамана, которую он будто бы бросает в воду. В конце 19 века эти представления прекратились.

   Лишившись состояния, Зимнюков не потерял надежды вновь разбогатеть. Наслышавшись о  кладах, стал членом Императорского археологического общества и приступил к розыску разбойничьих, польских, турецких и запорожских миллионов.   В отчетах Императорского археологического общества имеются сведения о выдаче открытых листов на археологические исследования в Нижнем Поволжье. Открытым листом 1902г. Зимнюков воспользоваться не смог по болезни. Второй открытый лист для исследования памятников Камышинского и Царицынского уездов получен им в 1903г.   Экспедиция кладоискателя основывалась на следующей легенде. «Когда Стеньку Разина преследовали войска полковника Михельсона, Разин собрал атаманов и есаулов и сказал им такую речь: «Братцы, немец хитер, нам от него не уйти, если будем таскать с собой тяжелые бочки с золотом, серебром и дорогим оружием и камнем самоцветным. Давайте зароем все это в землю и разбежимся, а когда Михельсон уберется восвояси, мы соберемся сюда, выроем клад и разделим по-братски. Все атаманы согласились и зарыли клад в Камышинском уезде близ с. Котова. Стеньку казнили, но его товарищи достать клад не смогли. Некоторым из потомков было известно местонахождение  клада, но считалось, что взять его сможет только благочестивый человек». В самом начале 1900-х гг. один из потомков преклонного возраста узнал, что в с. Моревке живет благочестивый дубовский купец, которого господь произвел за его житейские испытания в члены Императорского археологического общества.  Он сообщил о кладе Зимнюкову, который взял себе в помощники Воронова, согласившегося на свои средства произвести изыскания. Партия искателей кладов во главе с известным всем Царицынскому уезду бывшим дубовским купцом Андреем Антоновичем Зимнюковым в июле 1903г. отправилась в поход за сокровищами.

   После разорения Зимнюкова, оставившего семью без средств к существованию, его жена с двумя детьми переехала в г. Вольск к родственникам. Дети росли без отца в весьма стесненных условиях.  Будучи учеником 5-го класса реального училища и чувствуя себя старшим в семье, сын Леонид Андреевич Зимнюков начал зарабатывать уроками, а каникулярное время проводил на тяжелых городских работах. В 1911 году поступил в Московский коммерческий институт. Трудно сказать, как и когда зародилась у Волкова та страстная любовь и неизбывная преданность сцене, что определила выбор профессии и самую его жизненную судьбу. Быть может, поначалу театр был лишь прекрасной и призрачной мечтой, оттеняющей суровую и достаточно горькую реальность.  Думается, что именно с переезда в Москву и началось его серьезное увлечение искусством театра. Столичная театральная жизнь начала века захватывала. Закономерным явлением явилось возникновение студий. Первая студия организована в МХТ в 1913г.  В том же году группа студентов, одержимая идеей создать "Студенческую драматическую студию", договаривается с Евгением Вахтанговым о руководстве занятиями. Среди студийцев первого призыва – Л.А. Зимнюков, взявший псевдоним Волков. Дебютировал как актер в 1918г. в Народном театре. С 1921г. был актером МХАТ, Центрального детского и малого театров. В 1923г. дебютировал как режиссер, поставив на малой сцене МХАТ спектакль «Челкаш» по М. Горькому. С 1923 года Леонид Волков занимался преподавательской деятельностью, в том числе в Театральном училище имени М. С. Щепкина. Среди его учеников — Никита Подгорный, Светлана Немоляева, Инна Чурикова и др.

   Леонид Волков, уроженец посада Дубовка, талантливый актер, режиссер, педагог, народный артист погиб 18 сентября 1976 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

 

 

Волков (Зимнюков) Леонид Андреевич (1893-1976)

 

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

У меня брат старший в подростках всё болел кладоискательством, то подземный ход искал от дома пионеров в монастырь, потом как то берег Волги обрушился в районе бывшего собора и на свет показался свод какого то склепа, так у него сразу тысяча версий, одна фантастичнее другой. Да и вообще , ещё в 60-70х годах мы пацанвой частенько ходили искать монеты и прочую старину на берег Волги, прямо на спуске улицы Московской и поиски эти не разочаровывали, даже серебро находили. А в устье Водяной балки, это где древнее городище татаро монгольского города Бельджамен, горстями собирали монеты неправильной формы, в основном медь, но попадались и серебрянные, у меня до сих пор найденная там глиняная курительная трубка имеется, совершенно целая с арнаментом.