Дубовские секты. Архив Нины Суховой

1 сообщение / 0 новое

Дубовские сектанты копали пещеры и укладывались в гробы //Вечерний Волгоград. 6.10.2016. №202

? Ваша газета часто

печатает интересные факты из истории нашего края . но есть сведения , о которых нечасто можно услышать. например, мало известно о том ,какие страсти кипели вокруг сект , то и дело появлявшихся в нашей Дубовке . расскажите об этом – это было бы интересно прочитать  многим! Виктор Иванович, историк, г. Волгоград

Уважаемый Виктор Иванович! Выполняем вашу просьбу и публикуем очерк о событиях, связанных с появлением сектантов в нашей области.

Что  ни улица – своя вера

- Удаленность от центральной власти, слабое местное управление и полицейский надзор создали благоприятные условия для появления в Дубовке сектантов, – говорит краевед Нина Сухова.

 – Кого там только не было: что ни улица, то своя вера и свой поп, что ни переулок – свой начетчик!

По словам эксперта,  в одной семье могли быть члены четырех разных сект: отец – молоканин, жена – нетовка, сын – спасовец, его жена – поморской секты. Каждая секта чудила по  - своему. Одни маниакально копали, другие практиковали вегетарианство, что считалось по тем временам делом нездоровым, третьи просто молчали.

Бросить все – и в землянку

Архивные документы хранят историю семьи Богатенковых, которые за свои религиозные убеждения оказались на скамье подсудимых.

 – Аким Богатенков происходил из простолюдинов, но, занявшись кожевенным производством, нажил состояние, – рассказывает Нина Сухова. – С возрастом супруги стали религиозными, перестали устраивать пиры, отстранились от  прежнего круга своих знакомых, стали скромнее одеваться. Дальше – больше: дубовчане рассчитали прислугу, продали хозяйство, производство и просторный дом, а сами переселились вместе с детьми в землянку. Вскоре у них появились последователи – в землянке по соседству поселились их родственники Киселевы. В течение трех лет молчальники не привлекали к себе внимания. Но вдруг на Масленицу 1866 года все 15 человек появились на улицах Дубовки.

– Они шли строем, вооруженные двумя охотничьими ружьями и саблей, а также картонными и деревянными сабельками, изображая воинство Христово, – рассказывает Нина Сухова. – Они беспрепятственно прошли всю Дубовку до полицейского управления, где собирались сдать деньги на хранение. Однако там их разоружили, изъяли сбережения и арестовали.

В Сибирь!

 

Судебный  процесс длился три года. В статье  Александра Пругавина  «Неприемлющие люди» дается описание разбирательства в Саратовском  окружном суде.
«На скамье подсудимых сидели мещане посада  Дубовка Аким Романов  Богатенков, Василий Парфенов Киселев и жена последнего Анна Гаврилова. Немало хлопот судьям наделали эти странные  люди. Началось с того, что они отказались войти в зал суда. Их ввели с  силою, силою посадили  на скамью.
– Подсудимый Богатенков! – вызывает председатель.
Богатенков продолжает молча и неподвижно  сидеть на скамье, где его  посадили, не обращая ни малейшего внимания на председателя.
– Как ваше имя, отчество и звание? – продолжает председатель.
Богатенков хранит гробовое молчание.
– Сколько вам лет от  роду? Получили ли обвинительный акт?
Ноль внимания! Богатенков безучастно  смотрит вверх и молчит, как  убитый.
То же самое проделали и остальные подсудимые: ни на один вопрос они не произнесли ни одного звука.  Обстоятельство это, однако, не помешало состояться судебному процессу. Прокурор энергично требовал для подсудимых строгого и примерного наказания, так как видел  в них людей, не признающих таких основ государственности, как суд...

Молча и, казалось, совершенно безучастно выслушали они обвинительный приговор, который обрекал их на далекую ссылку. И только тогда обнаружили некоторое  оживление, когда председатель приказал конвою отвести их обратно  в тюрьму: они быстро поднялись со своих мест  и поспешили поскорее оставить зал суда».
Младших детей Богатенковых у крамольных родителей отобрали, дубовское общество приняло их на свое попечение, а в 1874 году они получили отобранные у родителей деньги.

Подземный городок

 
Представители некоторых сект отличались  любовью к земляным  работам, полагая, что лучшего места для очищения от грехов, чем пещера, попросту не существует. Среди «пещерных  копателей» Заволжья в Сталинградской области  особое распространение получили «подпольники»  и «еноховцы» (летуны).
– Основ а т е л е м  с е к т ы «еноховцев» был  зажиточный крестьянин  из с е л а Верхняя Ахтуба Андрей Черкасов, – рассказывает Сергей Иванов, религиовед, пресс-секретарь  Волгоградской епархии.

 – Суть учения состояла в проповеди скорого  пришествия на землю  пророков Илии и Еноха, которые по воле Бога должны будут учинить суд над грешниками. Сектанты считали Черкасова воплощением Иоанна Богослова,  дубовского священника Николая Благовещенского – Енохом, а известного подвижника  и проповедника  Иоанна  Кронштадтского – Илией.  Сначала один, а позднее  с приверженцами Черкасов стал рыть пещеры  близ села Безродного, взяв за образец подземелья  Киево‑Печерской лавры.  Здесь он развешивал дорогие иконы, лампады и кресты, устраивал массовые моления и мистификации, активно собирая пожертвования с обманутых людей. В пещере  висел котел, в который он  клал самовозгорающийся кусок фосфора, объявляя это чудом.

Допрыгались

Вскоре власти закрыли кельи черкасовцев, а пещеры разрушили. Однако после ссылки главного  мистификатора его дело продолжил Михаил Шашков из села Заплавного. В своих проповедях он рассказывал «о красном драконе», который скоро  сожжет все на земле и от которого одно спасение – под землей, в длинных  подземных ходах с большими комнатами.  К началу 1923 года в Заплавном насчитывалось 44 шашковца, говорит Сергей Иванов. Со временем часть молодых людей  увлеклись комсомольскими идеями, а пещеру,  которую религиозный  фанатик копал в течение 20 лет, размыло из‑за дождей. Но Шашкову удалось возродить секту и вдохновить единоверцев на «великие» дела. 29 июня 1928 года было  объявлено датой конца  света. Жители двух сел Заплавного и Безродного – активно готовились  к апокалипсису:  били посуду, резали скот, пошили белые саваны, иные  легли в приготовленные гробы.
– Чтобы помочь Богу забрать их на небо живыми, «еноховцы» полезли  на крыши домов и, размахивая руками, стали  прыгать кверху, – рассказывает Иванов. – Многие  поломали и вывихнули  себе руки, ноги, получили тяжелые увечья, некоторые умерли.  Достоверно известно, что небольшая по численности группа «еноховцев»  существовала в области  даже в 1952 году.

За «Евангелие»
Тостого платили
по 100 рублей

До сих пор в Дубовке живут потомки «толстовцев» – последователей религиозного учения Льва Толстого. В его основе – идея непротивления злу насилием, проповедь  любви и всепрощения. При этом последователи  секты отказывались от  уплаты податей и несения воинской службы, практиковали вегетарианство, идеализировали  патриархальный уклад и сельхозтруд.
– Религиозно‑нравственные  сочинения  Толстого стали проникать в Д у б о в к у  в конце
1890‑х годов, – рассказывает Людмила Курышова, кандидат исторических наук. – Из учителей, купцов и ремесленников организовался тайный  толстовский кружок.  Вскоре нашелся и руководитель в лице местного  жителя Иоганна Фридриха (Федора) Христиана  Граубергера, который  получил общее образование, учительствовал,  хорошо знал произведения Толстого. С самим  великим писателем Граубергер познакомился в 1893 году, переписывался  с ним, неоднократно  приезжал в Ясную Поляну.  Дубовчанин получил от  Льва Николаевича рекомендации распространять книжку Григория  Петрова «Евангелие как  основа жизни христианской», где изложены отчасти протестантские, отчасти толстовские идеи.
В 1897 году толстовство  было объявлено вредной сектой. За пропаганду  взглядов Толстого Граубергера неоднократно  арестовывали и высылали из Дубовки. В очередную «ссылку» его жена, по словам Людмилы Курышовой, даже обратилась к Толстому с просьбой похлопотать за высланного с родины мужа. «Матерый человечище»  принял беду дубовчанина близко к сердцу. Он  писал ссыльному: «Я вас  помню, люблю и боюсь  за вашу горячность». Толстовцы кучковались в Дубовке и после ссылки Граубергера.  Чтобы поближе познакомиться с идеями  своего духовного гуру,  они за бешеные  деньги покупали изданные за  рубежом книги.  Например, за «Евангелие» Льва Николаевича  платили 100 и более  рублей. А в год 80‑летия Толстого дубовчане даже открыли библиотечку одного автора в  одной из чайных города  и скинулись на портрет
писателя.
                                                      Наталья Хайрулина

 

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"