Объекты-двойники

65 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение

Фонтан во дворе СГУ. 1930г.

 

Скульптура "Лучник" в парке Северного речного вокзала в Москве. Снимок 60-х годов.

 

Парк Новый Афон, Абхазия. Совр. фото.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Типовой памятник среди типовых домов.  См.http://www.alroslav.ru/podvigu_naroda_posvyashchaetsya/pamyatnyy_znak_tr...

Спасибо AV! Про "двойничество" не знал. 

 

Клон нашего д\к "Россия" в Минске. И кстати, тоже д\к Профсоюзов. Только у нашего скульптур наверху нет и колонны только с фасада. Видимо, наш д\к уже попал под хрущевское постановление о борьбе с "излишествами" в архитектуре, и выглядит несколько проще минского.

У Вас еще было очень интересное фото двойника гостиницы "Олимпия" на Украине. Может, стоило бы и его поместить в этот раздел форума?

Не больно-то он двойник. Тут пропрции классические, в частности, расстояние между колоннами примерно равно ширине капители, а У ДК Россия колонны расставлены гораздо шире. И ещё, извини меня, но тут малым-мало 10 колонн, а у ДК Россия их, вообще-то 6.

 

уже не помню куда фотку запихнул в компе )) искать надо......

Раз уж у уважаемого бирки руки никак не дойдут, делаю перепост найденного им как-то фото двойника гостиницы "Олимпия" в украинском городе Долина. Источник - http://darriuss.livejournal.com/674743.html#cutid1

ой, а я и забыл что-то про енто дело :-)

Памятник Александру II в Ртищево

 

Покровск.

 

Памятник Александру II в селе Турки.

Типовые памятники не большевики придумали?

 

Большивики их уничтожали. А памятник действительно типовой, такие по всей стране ставили. 

Липки. 1948г.

 

Вольск. Набережная. Примерно то же время

Buryi65 выложил фотографию http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/volsk-naberezhnaya-3

Объект оказался не совсем двойником. Хотя "в тему".

Мемориальный комплекс "Журавли". г.Чирик, Узбекистан, 1972(!) год.

 

 

 

Спасибо, AV! Статья про автора мемориала http://mytashkent.uz/2009/06/22/aistyi/

 

Я только не до конца понимаю насчет саратовских "Журавлей" - такое сходство было нормальным во времена типовых построек или даже тогда плагиат?

 

.

ну не в Лазаревском же)

Какой же это плагиат, ели по всей стране ставили памятники тем, кто не венулся с войны. в основе стихи Расула Гамзатова, котоые он написал после посещения Хиросимы. Помните тысячу журавликов, которые должна была сделать из бумаги японская девочка, чтобы вылечиться от лейкимии после атомной бомбардировки? Вот эти журавлики и стали журавлями, в которых превратились "...солдаты, с кровавых не пришедшие  полей". Не надо мучаться и вспоминать, где раньше появился "Одуванчик". Сделайте для Саратова столько же, сколько сделал Юрий Иванович Менякин. А история разберётся где Ваше творчество, а где плагиат. 

Кстати об одуванчиках :)

 

А тут просто нашествие одуванчиков какое-то )))

На какой город случилось нашествие?

История умалчивает. В ЖЖшке увидел фотку, без подписи.

Одним их самых известных  проектов Роберта Вудворда является фонтан Эль-Аламейн в Сиднее. Копии этого фонтана построены в Штутгарте, Сиэтле, Сан-Франциско и многих других городах мира. В Саратов идею "Одуванчика" в начале семидесятых   привез из Австралии тогдашний директор цирка Иосиф Дубинский. И за это огромное спасибо.

 

 

 

 

Вольск. 1967г. Родные глазу очертанья...

 

http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/volsk-13

 

Опять же Вольск, ограда центральной районной больницы

Файлы: 

Фонтан «Каменный цветок». Фрагмент фотографии http://oldsaratov.ru/photo/privokzalnyy-skver#comment-16031  Сначала стоял в сквере на Привокзальной площади. Позднее его перенесли (?) к новому зданию научной библиотеки СГУ:

 

Такой фонтан украшал многие города Советского Союза. Вот, например, г. Краматорск (Украина):

 

Хорошо сохранился в г.Железноводске:

...

Ещё один "Каменный цветок"  обнаружился на фотографии Октябрьского ущелья

http://oldsaratov.ru/photo/sanatoriy-oktyabrskoe-ushchele-9

А другой  - в санатории в с.Пады. Правда, без фонтана

http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/14914

 

Коломна 2007

 

 

- Хорошо! Теперь, пожалуйста, вот вы встаньте справа, а вы слева - Отлично! 

 

Саратов 2009

 

Скульптор Александр Рожников

 

 

Вот это ДА. А в Коломне кто автор?

догадайтесь :)) некий Александр Рожников... только на два года раньше...

кстати, вот его слова о памятнике в Коломне и Саратове: «Саратовский памятник - оригинальный, совпадения могут быть только в одеждах святых»... 

Просто интересно - как скульптор в третий раз выкручиваться будет.

Старый памятник Кирову в Саратове (1943-1977)

 

Саратов, 1942г. Танковое училище. Такой же или тот же самый?

 

Екатеринбург

 

Мурманск

 

Боровичи

 

Ростов-на-Дону

Дом А.Г.Дыбова в Саратове на Первомайской.59(сейчас детский сад в этом здании) и его двойник в Пугачёве.

 http://oldsaratov.ru/photo/ulica-pervomayskaya-59-0

 

Сквер  борцов революции 1905 года.

 

 

http://oldsaratov.ru/photo/12053

 

1969г. Волгоград (школьники из села Б.Кушум Балаковского р-на на экскурсии в Волгогораде). В Саратове уже не застали.

 

А это Рязань, городской парк

Двойник ДК МИР в Знаменском: http://www.tema.ru/travel/ree-7/IMG_1796.jpg

Двойник ДК Мир где-то в Луганской области Украины.

Ещё один ДК "Мир", только в другой лепнине, встретился в фильме про Южнотрубный завод в Никополе (Днепровская область Украины). В самом городе обнаружить не удалось, так что не вполне понятно, оттуда ли, или просто первую попавшуюся уличную съёмку подклеили.

источник https://youtu.be/SH2-YjjYV5Y?t=14

 

Размещу здесь. Школы-двойники в Саратове, построенные по одному проекту:

школа №75 на Осенней - http://oldsaratov.ru/photo/2464, http://oldsaratov.ru/photo/ulica-osennyaya 

школа №80 (гимназия №2) на Чернышевского - http://oldsaratov.ru/photo/2932 

Как Вам?

Скорее, всё-таки, родственник, чем двойник: http://oldsaratov.ru/photo/2078

Соглашусь. Многие элементы не копии. Но кто из них "вырос" первый?

Саратов. 1931г.

 

Сталинград. 30-е гг.

См.http://oldsaratov.ru/comment/85855#comment-85855

 

Что то есть похожее. 

СГУ

Медакадемия в Нижнем Новгороде

 

 

храм Архангела Михаила в Лоху

близнец другой Саратовской церкви. Тоже 1870 годы. Тоже Архистратига Михаила в Лопуховке.

Бассейн "Саратов" и бассейн в Мурманске

И у нас, и в Мурманске они выявленные ОКН

Типовые советские бани в Саратове

Омске

Великих Луках

тогда

сейчас

Ангарске

В Бресте кинотеатр "Мир" как наш "Комсомолец" и в Казани есть однтипный.

Брест  -  https://yandex.ru/images/search?pos=3&url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-altay%2F1583613%2F2a0000016e1fd9f7d23c2a

Тархова, 1 и 1а

Чебоксары, Московский проспект, 38 корп. 1

Библиотека СГУ напомнила здание главного корпуса Московского педагогического государственного университета

Файлы: 

Библиотека очевидно построена как аллюзия на Дом Корнилова, не надо ничего иного за уши притягивать.

вообще ни разу

Эм... Ну что тут сказать... Объяснить глухому музыку Каравайчука я тоже не сумею...

Нет, здание библиотеки спроектировано по мотивам научной МГУ на Моховой- старого здания (арх. Быковского) 1901 г/п, старейшей университетской библиотеки.

Эмпирическое правило: "Послушай, что скажет АлександрВ, и в реальности будет всё наоборот".

А именно:

Я (В. А. Артисевич - Эльронд) была против встроенных внутри здания книгохранилищ (НБ МГУ), заглубления их намного в землю и т. д.

Источник: Библиотечная легенда. К юбилею директора Зональной научной библиотеки Саратовского университета Веры Александровны Артисевич. Саратов. Изд-во ГосУНЦ "Колледж", 1996, с. 31

Книгохранилища сделаны по образцу библиотеки МГУ (найдите, про это должно быть), а внешне аллюзия не на дом Корнилова (хотя похоже но где ГИПРОВУЗ а где дом Корнилова), а на питерскую публичку (РНБ) что фасадом на Невский/Садовую.

Болтайте, болтайте...

Архитектор Андрей Мушта: О прототипе знаменитого эркера дома Яхимовича в Саратове. The Tietz department store, Berlin. Тонкое замечание Александра Вольникова заставляет по-новому посмотреть на проблему автора Дома Яхимовича. Мог этим автором быть Василий Люкшин? Ответ - вполне. Был у него мотив не афишировать авторство? Был- город платил ему деньги, как строителю самого большого в Российской империи Крытого рынка, и не предполагалось его отвлечение на другие проекты. Это как Мюфке и университет.

Архитектор Александр Вольников: Кажется, от этого тучного пирога и нашему Крытому что-то перепало!?
А.М.: Карпенко и Люкшин [дружили] (а теперь я, сравнивая ряд работ Люкшина, думаю что и он теоретически мог быть автором Дома Яхимовича) взяли за основу культовый универсальный магазин тех лет ТИЦ, разделили (расчленили) его на части. Верхняя часть с барышнями и аттиком пошла на дом Яхимовича, а нижние барышни с аркой трансформировались в атлантов с аркой Крытого рынка.
источник

 

Андрей Мушта: Тонкое замечание Александра Вольникова заставляет нас по-новому взглянуть на творчество саратовского архитектора Василия Люкшина. Он известен как инженер-архитектор, строитель самого большого и современного крытого рынка Российской империи. И вроде-бы он должен был строить только одно-единственное грандиозное здание, не отвлекаясь на частную практику (по договору с Городской Думой). Но дом Яхимовича похоже, делал всё-таки Люкшин, просто он никому об этом не рассказывал, и для этого у него был мотив. Наличие прототипа у скульптурной группы дома Яхимовича заставляет вообще задуматься о скульптурном убранстве Саратова. Меня всегда интересовало, почему некоторые скульптуры учеников Волконского беспомощны композиционно и анатомически (как "рыцари" Дундука на "Астории" и "кариатиды" на доме Никитина), а некоторые- вполне себе прилично исполнены. Ответ- когда был достойный прототип- получалось более-менее, когда творили сами- получалось провинциально беспомощно. Что касается Крытого рынка. Типология здания крытого рынка сложилась в первой половине XIX века (на фото- Сенная площадь в С-Пб), непосредственным прообразом саратовского рынка был рынок киевский. Но вот детали, как видим, пришли в Саратов из югендстиля).

И в какой-то момент мне показалось, что тема арки универмага Титц в Берлине оказалась очень популярной в Саратове - её, в переосмысленном виде, можно встретить не только у архитектора Люкшина (два раза), но и у архитектора Вольникова (один раз). Такая вот саратовская матрешка)...


источник

Андрей Мушта: О преемственности образов в архитектуре Саратова. А.Ф. Вольников- мастер аллюзий). Год назад публиковал пост о прототипе скульптуры дома Яхимовича. Александр Филиппович Вольников в комментариях справедливо указал, что с немецкого проекта в Саратов пришли не только экстравагантные скульптуры, но и здоровенная арка Крытого рынка с характерной раскреповкой в нижней части. Таким образом, с большой степенью вероятности, архитектором, надстроившим и оформившим дом Яхимовича, теперь можно считать Люкшина. Меня заинтересовало внимание Александра Филипповича к теме большой арки, оказалось, что создавая фасад "Победы Плаза" он не только привнес в архитектуру Саратова тему Палаццо Дожей и Ярославского вокзала, но и некоторым образом продолжил люкшинскую тему. Слава богу, саратовцы смотрят под ноги и таких вещей не замечают :)


источник

Андрей Мушта: Еще раз о здании Универсального магазина Oskar Tietz (Leipziger Straße). Здание было построено в Берлине 1900 году и уничтожено в 1944 году. В 2019 году я осторожно, но уверенно (после замечаний арх. А.Вольникова) предположил, что некоторые архитектурные темы с центральной части этого здания, благодаря участию архитектора Василия Люкшина, перекочевали на знаковые саратовские здания модерна- дом Яхимовича и Крытый рынок. Сегодня Илья Печёнкин выложил фотографию здания в Тбилиси с теми же мотивами.


источник

Схожесть входной группы Дома Берниковых (доходного дома М. И. Вавельберга) на Невском проспекте, 7/9 в Санкт-Петербурге

и Дома книги на проспекте Кирова в Саратове


Андрей Мушта: Карпов учился в Петербурге примерно во время строительства этого здания. И здание у Перетятковича вышло действительно хорошее. Думаю, оно нравилось не только Карпову. Вот это Москва, 1954 год, ул 1-я Тверская-Ямская, 28.

Мне всегда нравился карповский вход с колонной и в 1989 году я сделал проект дома с той же темой на углу.

Уверен, что и дегтяревская "слишком толстая" колонна- это ответ на карповскую. Тем более, что у колонны Дома Книги всегда был темно-бордовый цвет.


источник

Андрей Мушта:

Два мира - два шапиро

Саратовский Дворец пионеров Ленинского района- типовой проект, превращенный гением архитектора Валентина Дегтярева в смысловую доминанту новой территории города. Этот типовой проект был растиражирован к 50-летию СССР по всей огромной стране. Поэтому интересно сравнить работу Дегтярева с работами других авторов. Мне одному кажется, что саратовский вариант- самый оригинальный и масштабный? При этом, в заметке об открытии Дворца упомянуты случайные люди - каменщики, директора, но нет имени автора. Через три года после открытия В.М. Дегтярева не стало. Ему было 39 лет...

 

двойники:

источник

1967 г. Балашов. Строительство нового района КПТ,  улица 50 лет ВЛКСМ дом № 9.

Фотографию саратовского двойника с пр. Строителей с такими же изображениями на сайте не нашёл, а вроде была.

 

Файлы: 

Добавьте в Губернию, пожалуйста.

Дом с такими изображениями есть в Энгельсе на Ломоносова: https://oldsaratov.ru/photo/gubernia/42446#gsc.tab=0

АНТИЧНЫЙ МОДЕРН МЮФКЕ: ЧАСТЬ 2.
НАША РОТОНДА – ПАМЯТНИК ЛИСИКРАТА ИЛИ ФОНАРЬ ДИОГЕНА? ВЕНТИЛИРУЙТЕ СВОЙ МОЗГ!


Одна из первых фотографий построенного (есть фотографии строительства) IV корпуса Саратовского университета с часовней и памятником Лисикрата («фонарём Диогена») как венцом вентиляционной шахты, сквером вокруг. На тротуарах мужчины в военной форме – начало Первой мировой войны

 

Планировал сделать «фотоэкскурсию» в основном, лишь по правому крылу IV корпуса Саратовского государственного медицинского университета:
https://vk.com/wall10003613_4895

Там, на кафедре анатомии, я постоянно крутился с отцом с 60-х годов, учился с 1976 года и работаю – с 1982, а всю «фотоэкскурсию» собираюсь размещать здесь:
https://zai-chen-ko.livejournal.com/171423.html

Однако планы немного изменились: хочу написать про самое, как мне кажется, интересное и важное – символ, на мой взгляд, нашего университета...


Памятник Лисикрата («фонарь Диогена»), и сегодня освещаюший (и освящаюший) наш университет. Фотография Кирилла Журкина
 

Как-то в один из ярких летних дней в 60-х годах мы с отцом ходили на утренний сеанс в кинотеатр «Рабочий» (был такой небольшой модерновый домик на углу улиц Рабочей и Университетской, который уроды, конечно, снесли), где смотрели фильм Кубрика «Спартак» (с Кирком Дугласом и сценой, где со спины показывают, как с женщины соскальзывает туника перед Спартаком).

 


Памятник Лисикрата («фонарь Диогена») – символ нашего университета – венец главной вентиляционной шахты

 

Отцу после этого надо было на кафедру, и, когда мы шли в институт по улице Железнодорожной (которую, как я теперь уверен, нужно переименовать в улицу Карла Людвиговича Мюфке), я вдруг я увидел эту ротонду. Конечно, я видел её и раньше, но теперь, после «Спартака», глядя на неё, залитую солнцем, понял, что вот она – античность, которая никуда не ушла со времён Спартака, что она сейчас здесь – передо мной. Это было очень необычное переживание, которое сохранилось на всю жизнь.

Короче, ротонда меня всегда завораживала – и в детстве, и в юности, когда я каждый день по Железнодорожной улице (на ней – дом, где я жил) ходил в институт, и позже.


Памятник Лисикрата («фонарь Диогена») – над бывшей университетской часовней (после революции – ректоратом). Фотография Риты Лукояновой

 

В 2023 году я списался с замечательным архитектором Андреем Муштой, задав ему довольно много вопросов по поводу деталей архитектуры К.Л. Мюфке. Он ответил на все, но обратил моё внимание на главное: что сила Мюфке – вовсе не в деталях, а в том, что он «подарил Саратову то, чего в нем не было до, и нет после – ансамблевость в архитектуре, ансамбль университета и Клинического городка, комплексы хорошо увязанных между собой зданий».


Памятник Лисикрата («фонарь Диогена») – утром издалека с университетского двора

 

Но начать Андрей предложил мне именно с «ротонды», назвав её «изюминкой Мюфке». Оказывается, это – вентиляционная шахта («вентшахта») в виде античного памятника Лисикрата. Андрей написал мне, что это – «шутка от неоклассики, они много где стоят в мире, но сделать оголовок вентшахты придумал только Мюфке».

 

Об Андрее Муште можно кое-что узнать здесь: http://www.mushta.ru/
 

Памятник Лисикрата называют «хорегическим». В древней Греции в театре Диониса проходили театральные конкурсы, которые финансировали хореги – спонсоры. Если спекталь, финансируемый тем или другим хорегом побеждал, то хорег получал приз – бронзовый треножник. Первый приз получил Лисикрат в 334 году до н.э. и воздвиг памятник в честь своего трофея, на котором и был установлен треножник.


Памятник Лисикрата в Афинах. Георге Таттареску, Миниатюра 16x11,6 см. Дата неизвестна

 

Монумент стоит в Афинах около Акрополя на улице Трипидон (улице Треножников), ведущей из въезда в город к театру, которая когда-то была заставлена хорегическими монументами (их основания обнаружены в 1980-х, но памятник Лисикрата – единственный, дошедший до нас). Он представляет собой высокий мраморный пьедестал (подиум), на котором стоит ротонда шестиметровой высоты с коринфскими полуколоннами, соединенными закругленными мраморными плитами, отличающимися по оттенку камня. Они поддерживают архитрав, над которым располагается антаблемент с фризами, изображающими сцены из победившей постановки Лисикрата. Сцены изображают Диониса, который одерживает победу над пиратами, превращая их в дельфинов. Антаблемент поддерживал купол, который служил основанием для каменного цветка аканфа, на котором и стоял бронзовый треножник, связанный с цветком бронзовыми цепями. Он не дошёл до наших дней.


Памятник Лисикрата в Афинах. Рисунок 1762 года

 

В 1658 году на этом месте был основан монастырь французских капуцинов, которые позднее выкупили памятник. Монахи использовали памятник в качестве библиотеки, и он выстоял многие годы отчасти благодаря этому. В 1810 году Байрон остановился в этом монастыре и написал своё знаменитое стихотворение «Афинской девушке», а в 1818 году рядом с памятником Лисикрата какой-то монах посадил первые в Греции кусты помидоров. Памятник был повреждён и частично похоронен в завалах, когда в 1824 году во время войны за независимость монастырь был разрушен, а 1876-1887 годах восстановлен французскими архитекторами Буланжером и Ловайотом.
Самые известные версии памятника Лисикрата находятся в Стаффордшире (Англия), на башне церкви Святого Эгидия в Элгине (Шотландия) и мемориале Гражданской войны в Коннектикуте (США).


Памятник Лисикрата в Афинах. Фотография середины ХХ века


Памятник Лисикрата в Афинах. Современная фотография

 

Но, напомню, только в нашем университете памятник Лисикрата венчает вентиляционную шахту. И это придумал Карл Людвигович Мюфке. И эта ротонда должна была венчать собой весь университетский комплекс! Боюсь, у меня не хватит времени, сил и знаний, чтобы описать систему вентиляции, которую разработал Карл Людвигович для «института экспериментальной медицины», который, как ему казалось, он строит, опираясь на все достижения западной архитектуры эпохи модерна (как я не успею написать и о его системе лифтов). Однако очень важно, что Карл Людвигович воздвиг памятник Лисистрата, как венец главной вентиляционной шахты, в центральной и самой высокой точке комплекса своего архитектурного ансамбля – над бывшей университетской часовней (после революции часовня, конечно, стала ректоратом и все её «входы – выходы», конечно, заложили кирпичом).

Только представьте себе эту часовню: она была великолепна… Слева (по полукруглой лестнице, которая сейчас ведёт ректорат (или по лестнице на втором этаже), заносили гроб. В часовне отпевали умершего. По лестнице справа (выход на которую теперь просто заложен кирпичами) гроб с умершим выносили. Согласитесь, ведь это – не тот храм, который сейчас загромождает двор и которому как бы совестно (я это чувствую) из-за своей несовместимости с архитектуой Мюфке! Я очень люблю этот храм – он как трёхмерная мандала, и он отлично бы смотрелся на какой-нибудь площади или горе, но (кажется, это должно быть очевидно всем) совершенно неуместен в античном модерне Карла Людвиговича Мюфке!

И ещё… Все версии памятника Лисикрата иногда называют «фонарём Диогена», с которым, напомню, он бродил днём по людным местам со словами «ищу человека». Эта история не только является хрестоматийным примером античного эпатажа, но и употребляется в значении «упорно, но напрасно, тщетно стремиться найти кого-либо или что-либо». Кажется, это символично для многих не только желающих получить высшее образование, но и вообще что-либо понять в жизни.