Трамвай маршрута №1 на Музейной площади

Кадр из документального фильма "Саратов в военной шинели". В дополнительных - фотография из книги «Маршруты и судьбы. 110 лет Саратовскому рельсовому транспорту», Саратов, 1997. На первом плане вагон первого маршрута типа Х с прицепкой типа М, дальше тоже Х, но 14 маршрута.

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1952-1953 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

В депо ли? В книге подписано как "Трамваи 1го маршрута на конечной остановке".

Мы у сарметро в ЖЖ уже всё выяснили, это Музейная между собором и РУЖД. Исправьте кто-нибудь.

более полный вариант фотографии, на которой видна арка и автомобиль. И ограда.

Развеивает сомнение в точке окончательно?

http://www.youtube.com/watch?t=43&v=WjL-4h-7a44

Файлы: 

В ролике по Вашей ссылке (в сюжете о Саратовском трамвае в годы войны) показали блокадный Ленинград у завода "Электросила" на Московском проспекте. Впереди Пулковские высоты с передним краем обороны, до которого от этого места 12 км. Московский проспект совпадает с Пулковским меридианом и полностью простреливался артиллерией. Чугунные тюбинги для метро использовали для баррикад. Прибавил еще одну фотографию того места. 

Это фото из экспозиции Музея боевой славы.

не нашел ни одного похожего ракурса в р-не Музейной. Собственно, я его искал ещё задолго до появления этого фото здесь, и безтолку. Все-таки, где стоят вагоны?

Попытался рассмотреть дом на заднем плане:

За двухэтажным зданием просматривается многоэтажка (если, конечно, это не артефакты с обратной стороны страницы)

Это не артефакты и не многоэтажка - это шишки на коньке крыши двухэтажки. Музейная это, музейная, сравните с любым другим фото.

http://maps.yandex.ru/-/CVuiQKpO оно?

Только тогда получается что вагоны делали кольцо в направлении, обратном нынешней схеме движения?

Это смотря где у этих няни-толкаев перёд.

Похоже, однако.

а двери у них на обе стороны?

Вот с дверями немного сложнее :-))

Я вот к сожалению не спец по довоенным вагонам, и не в курсе насчет дверей, но судя по всему, двери только с правой стороны. Если так, то вагоны стоят к нам лицом.

На фотографиях http://oldsaratov.ru/photo/svyato-troickiy-kafedralnyy-sobor-50-e и http://oldsaratov.ru/photo/troickiy-sobor явно виден поворот травмвайных рельс с Ленина налево перед Троицким собором. Здание на заднем плане этой фото скорее всего дом 7 по Московской (яндекс карты) его видно здесь http://oldsaratov.ru/photo/vid-s-vozduha-na-troickiy-sobor. Трамвай с Ленина заворачивал на конечную между зданием РУЖД и Троицким собором. И двери тогда на месте). 

То что рельсы поворачивают налево - ещё ни о чем не говорит. Надо видеть, с какой нитки по Ленина они поворачивают налево. Если с правой нитки, то да, трамвай с Ленина поворачивал к зданию РУЖД. А если с левой, то это как раз наоборот, выезжал от конечной РУЖД на Ленина. На фото этого не видно, зато прекрасно видно, что провода выходящие от конечной РУЖД соединяются с проводами левой нитки http://oldsaratov.ru/photo/18

Таким образом, движение по обычной схеме, той что и сейчас.

Возможно, что это двухкабинные двухсторонние вагоны серии Ф или Х. 

Х это, безусловно.

Может быть, может быть.. однако у второго вагона не видно токосъёмного оборудования, да и стоит он подозрительно близко к первому. Похож на прицепной.

Да, на первом плане вагон первого маршрута типа Х с прицепкой типа М, дальше тоже Х, но 14 маршрута.

раз с прицепом, следовательно, двигаться задним ходом не могёт, только вреред.

C трамваями действительно не все понятно, но место на карте отметить уже можно.

Слева собор, справа РУЖД?

Да, именно так. И переименуйте.

Переименовал и отметил на карте

Здесь http://oldsaratov.ru/photo/muzeynaya-ploshchad-2 установили, что такое направление движения по кольцу - мимо РУЖД ОТ Ленина к Челюскинев было после 1953 года в связи с переносом трамвайного движения на Челюскинцев, дату можно поднять. А верхней планкой установить списание вагонов Х - 1969 год, хотя не худо бы установить и точнее, до каких пор их использовали на 1 маршруте.

 

поправил даты

Ребята, какой 1969г.? В начале 60-х никакого трамвая на проспекте Ленина уже не было. Очевидно, такое кольцо просуществовало всего несколько лет. Пока не разобрались сколько, можно ограничиться 50-ми годами.

Ну в общем да, я тоже согласен, что к концу 50х трамваи окончательно убрали с Музейной, сделав кольцо по Чернышевского-Рамаева. Думаю, можно вполне ограничиться 1960-м годом.

Надо прийти к консенсусу. Вот фотки трамваев на этом маршруте, заодно и их можно уточнить:

http://oldsaratov.ru/photo/ulica-kutyakova-u-gorkogo

http://oldsaratov.ru/photo/ulica-kutyakova-k-rahova

http://oldsaratov.ru/photo/peresechenie-chapaeva-i-kutyakova-0

Эти фото мы сейчас не трогаем, там всё в порядке и их датировка на датировку конкретно этого кольца не влияет по следующим причинам:.

Хронология - 1952 год, к 7 ноября запущен троллейбус по маршруту "вокзал-пл. Революции", трамвайный путь снят по просп. Ленина от вокзала до Радищева, перенесён на Кутякова.

Весна-лето (примерно) 1953, тролльмаршрут продлён до Музейной, трамвайная двухпутка снята от Радищева до Чернышевского, пернесена на Челюскинцев, разобрано кольцо вокруг Собора, от Чернышевского до Музейной, как мы видим на одном из фото Касовича http://oldsaratov.ru/photo/muzeynaya-ploshchad-2 сохранён один путь в качестве нового оборотного кольца: Челюскинцев-Чернышевского-Ленина-вдоль управления РУЖД-Челюскинцев. И до какого времени существовала это кольцо, точно не известно.

http://oldsaratov.ru/photo/svyato-troickiy-kafedralnyy-sobor-50-e вот тут по датировке AV это кольцо существует до 1959, по крайней мере, а самое ранее фото без него датировано только 1970 годом. Так что надо выяснять.

вернюю дату изменить надо: 1954 ограничим?

Лучше зимой 1952/1953 года.

Добавил в допы более широкий вариант фотографии. Может быть поставить его основным?

 

Заменил на более широкий вариант фотографии - кадр из документального фильма "Саратов в военной шинели".

Добавил теги: 

Улица Ленина

Улица Московская

Люди крупным планом

Униформа

Опора решетчатая

Автомобиль

Автомобиль Победа

Остановка

Арка

Трамвайный номер

Фильм

Или тут лучше поставить тег "Кинохроника", а не "Фильм"?

Да, "Кинохроника", конечно. "Фильм" для художественных. Исправил.

Подтянул картинку (резкость), исходник стоп-кадра - в доп.