Судьба Георгиевского кавалера. Архив Нины Суховой

1 сообщение / 0 новое

Н. СУХОВА. ВАСИЛИЙ КОНДРАТЬЕВИЧ ИЩЕКИН – НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ДУБОВСКИЙ ПОЛИЦМЕЙСТЕР

   Помещики села Латрыкино Саратовского уезда Ищекины пережили тяжелое потрясение во время Пугачевского бунта. По приказу Пугачева в одном месте была собрана большая группа дворян обоего пола, в которую попал и Кондратий Васильевич Ищекин с женой Анной Степановной (?-1837). Дворянам связали руки и ноги, поставили к стене и расстреляли.  Ищекин с женой не были ранены, но от страха упали на землю. Они не шевелились, поэтому пугачевцы сочли их за мертвых и удалились.  Ищекины лежали до ночи с мертвыми. Уже ночью они стали помышлять как бы спастись. Они были туго связаны по рукам и ногам. К счастью, у мужа в кармане жилета лежал перочинный нож. Он ухитрился придвинуться к руке жены своим карманом. Освободившись от веревок, Ищекины уползли в лес, где жена родила мертвого ребенка. Муж исправлял должность повивальной бабки.  Он зарыл мертворожденного младенца в землю, а жену понес на руках к деревне. Мятежники были близко, и Ищекины побоялись войти в деревню. Положение было ужасное, они страдали от голода и холода. Когда стало понятно, что мятежники удалились, они решились попросить приют в хижине одной старушки. После пугачевщины Кондратий Васильевич служил председателем Саратовской палаты уголовного суда. 40-летие его службы отмечено пожалованием ему земельного владения в Аткарском уезде близ с. Юнгеровки. После смерти Кондратия Васильевича Ищекина в 1828 г. его аткарское имение с 12 крепостными перешло по наследству сыну Василию.

    Василий Кондратьевич Ищекин занял особое место среди потомков Кондратия Ищекина. Ему суждено было стать основателем сыскной полиции в Саратовской губернии. Он получил хорошее образование. Свободно владел немецким и французским языками. В 1801 г.  поступил во 2-й Кадетский корпус в Санкт-Петербурге и был выпущен из него в 1805 г. с хорошим знанием артиллерийской части и чином подпоручика.  Сразу после выпуска в составе конного артиллерийского батальона 4-й артиллерийской бригады Ищекин попал на театр военных действий в Австрии. В ноябре 1806 г. бригада принимала участие в сражениях в Пруссии против французов, а затем в Саксонии. За отличия в сражениях В.К. Ищекин получил свой первый орден Св. Анны 3-ей степени. Продолжил службу походом в Болгарию, где участвовал в покорении турецких крепостей Рущук, Систов и Никополь.

    С 1812 г. находился в авангарде сражений против французских войск, вторгшихся в пределы России. 15 июля воевал под Кобрином Гродненской губернии. В составе 12 конной роты 4-й резервной артиллерийской бригады пренебрегая выстрелами артиллерии неприятеля успешно произвел прицельный огонь из своего орудия и уничтожил батарею противника. Следуя за гусарскими батальонами, атаковавшими неприятеля в городе, его бригада сильным огнем своей артиллерии не дала возможности саксонским войскам развернуть свою артиллерию на улицах, что вынудило противника сдаться.  Бой под Кобриным был первой русской победой в войне 1812 г.

   Заметной вехой в истории Отечественной войны 1812г. стала битва при Борисове. 9 ноября при взятии штурмом укреплений моста через Березину и г. Борисова Ищекин был ранен картечью в колено правой ноги. За храбрость в этом сражении пожалован военным орденом Св. Георгия 4-й степени. С военной службы уволен в 1814 г. с чином штабс-капитана и мундиром.

   С 1816 по 1820 гг. отставной офицер В.К. Ищекин служил по выборам дворянства Саратовским земским исправником.

   После окончания войны в знак признательности отечества к геройским подвигам армии царь Александр I учредил 18 августа 1814 г. Комитет о раненых для оказания помощи военнослужащим – инвалидам, а также семьям погибших или умерших от ран. Комитет имел право назначать инвалидам пенсии, предоставлять пособия на наем прислуги, выдавать ссуды и единовременные пособия и назначать их на гражданские должности (городничих и т.д.). По ходатайству комитета Ищекину выдано единовременное пособие в 400 рублей и предоставлен полный пенсион, который он не получил при отставке. В 1820 г. Комитет о раненых рекомендовал его на должность полицмейстера в г. Саратов.

   Ищекин был человеком проницательным, талантливо вел следствие и часто добивался от задержанных признательных показаний, не применяя физического воздействия.  Арестованные получали за свой счет любые продукты и вино, однако вода была запрещена. Мучимые жаждой арестанты рассказывали о своих преступлениях сторожам, после чего Ищекин проводил допросы и добивался от них чистосердечного раскаяния. При наказании розгами и плетьми Ищекин всегда присутствовал сам и учинял расправу без милосердия. Его не убеждали ни слезы, ни мольбы. Он говорил: «Если накажу тебя слабо, ты скажешь, что наказание ничего не значит, скоро забудешь и опять будешь мошенничать, а так лучше будешь помнить». Ищекин наводил страх на всех воров, бродяг, дезертиров, мошенников и карманников. За внешний вид они прозвали его «Тараканьи усы». Ищекин был скор в походке, небольшого роста, слабого телосложения, имел рыжеватые волосы и тоненькие длинные усы.

   Саратов в то время был городом, по преимуществу, деревянным и часто страдал от пожаров. Не проходило и года, чтобы не выгорело от 50 до 100 домов. Вследствие этого было решено создать пожарную команду. Устройство команды было возложено на полицмейстера Ищекина. Он был бойкий и сметливый и взялся за дело с большим усердием. Команда была разделена на 4 пожарные части. Были закуплены лошади по 20 в каждую пожарную часть: в 1-ю – серые, во 2-ю – вороные, в 3-ю –гнедые, в 4-ю - рыжие. Пожарная команд состояла из вольнонаемных и дворовых людей, направленных на исправление за дурное поведение. Впоследствии в нее привлекались военные нижние чины.  При инспекторских смотрах отмечалось, что саратовская пожарная команда не хуже московской. 

   В 1825 г. губернатор приказал заменить деревянный забор в Барановской старообрядческой часовне на каменный. Старообрядцы жалели денег и уклонялись от губернаторской воли. Желая выслужиться перед начальством Ищекин приказал пожарной команде сломать забор. Старообрядцы вынуждены были начать строить каменный забор по утвержденному губернатором плану. Однако на месте контрфорсов они соорудили помещения для служителей и бедняков. Эта затея не понравилась губернатору, и по его приказу пожарная команда Ищекина сломала и этот забор. Ищекин пошел дальше и с той же пожарной командой на следующий день сломал крышу маленькой ветхой часовни на старообрядческом кладбище, а крест бросил на землю. Раскольники решились подать жалобу на высочайшее имя, т.к. ждали прибытия в Саратов императора Александра I. Однако вместо царя в 1826 г. в Саратов прибыла назначенная им ревизия. Она установила факты неправомерных действий Ишекина не только со старообрядческими церквями, но и в возглавляемой им Квартирной комиссии, которая занималась расквартированием войск в обывательских домах Саратова. Ревизоры отметили нецелевое расходование казарменного капитала, сбор денег по квартирной повинности с купцов, у которых вообще не имелось домов в собственности, факты коррупции, когда за плату освобождались от постоев лучшие обывательские дома и нашли другие злоупотребления. Ищекин несколько лет находился под судом, но по решению Правительствующего сената был признан невиновным и вновь обратился в Комитет о раненых.

    13 сентября 1830 г. Комитет рекомендовал назначить отставного из 4-й резервной артиллерийской бригады штабс-капитана Ищекина на вакансию дубовского полицмейстера с сохранением пожалованного ему пенсиона. Однако на это место претендовал по расстроенному здоровью саратовский полицмейстер Бордовский, в связи с чем Ищекин был направлен городничим в Балашов. Там он прослужил недолго. Психика его расстроилась, больного направили на лечение в саратовскую психиатрическую лечебницу, где он и умер. Похоронен в своем имении под Аткарском. 

 

Здание саратовского полицейского управления в первой половине XIX в. Фото из интернета

Вид современного перестроенного здания полицейского управления (ныне Музей К. Федина). Сайт Фотографии старого Саратова

  

     (Ист. Гусев С. С, Хованский А.Ф. Саратовец. Указатель и путеводитель по Саратову. Саратов, 1881 г.; РГИА. Ф. 1286. Оп.5. Д.311; Поликарпов Н.П. Боевой календарь-ежедневник Отечественной войны 1812 г. Интернет-ресурс; Леопольдов А.Ф. Исторический очерк Саратова и Пугачевщина.; Старый Саратов. Кн.1. Саратов, 1895 г.; Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. Т.1, 1888 г.; Плешаков И.Н. Саратовская квартирная комиссия (1808-1872). К истории постойной повинности в России. Интернет-ресурс)

Сказали "Спасибо!"