Музей народных художественных ремесел "Солдатенковы"

11 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение

История музея народных ремёсел «Солдатенковы» началась в 1980 году. Именно тогда мастер по художественной обработке различных пород дерева Виктор Васильевич Солдатенков поставил перед собой цель — возродить и сохранить традиционные народные ремёсла Саратовской области. 

В.В. Солдатенков родился в 1939 году в поселке Кучино Балашихинского района Московской области. В 1947 году переехал жить к родственникам в Калужскую область. В детские и юношеские годы он получил от народных умельцев первые навыки плетения из лозы корзин, люлек, изготовления деревянных тарелок, ложек, вёдер, а из бересты — коробок. До службы в Советской армии работал на деревообрабатывающем комбинате, занимался столярными работами, стажировался у мастеров-краснодеревщиков. В 1964 году Виктор Васильевич отправился в Саратов сдавать экзамены в военное училище им. Ф.Э. Дзержинского, а по завершении обучения работал в отделе Госавтоинспекции МВД по Саратовской области. В этом же городе он женился и обзавёлся детьми. Но мечта открыть музей народных промыслов не покидала его все эти годы. 

Художественная изобретательность Виктора Васильевича Солдатенкова позволила создавать изделия разнообразных форм и видов, передающие тепло человеческих рук и живую мысль мастера. В организации экспозиции ему помогали не только жена Таисия Александровна, но и многочисленные родственники. Именно поэтому музей носит имя Солдатенковых. 

В фонде музея-мастерской представлены изделия, выполненные в лучших традициях российских ремёсел: резьба по дереву, плетения из лозы, соломы, художественная вышивка картин, лаковая миниатюра и живопись, лесная скульптура, лепка из глины, вязание, бисероплетение и объёмная аппликация. 

Первая выставка декоративно-прикладного искусства в музее прошла весной 1996 года и была посвящена Заводскому району города Саратова. Мастера разных возрастов представили около 500 своих работ. 

В период с 2000 по 2006 год негосударственный музей посетили более 20 тыс. человек. В мастерской бесплатно обучались прикладному искусству десятки взрослых и детей. Проведены сотни персональных выставок, семинаров и встреч с мастерами. Как показало активное посещение выставок, интерес людей разных возрастов и число желающих научиться народным ремеслам весьма значительны. 

Особенностью экспозиции является то, что можно брать поделки в руки и рассматривать, как они сделаны, получать консультацию и общаться с автором работы. Мастера с богатым опытом бескорыстно делятся своим искусством, привлекая к нему заинтересованных людей. Изделия, созданные руками умельцев, — это культурные ценности, которые отражают духовный мир времени и личности мастера. Огромный интерес к музею проявляют профессиональные творческие союзы, деятели культуры и искусства России и других государств — Великобритании, Франции, США, Германии, Швейцарии, Японии. 

За большую творческую и организаторскую работу Виктор Васильевич отмечен множеством наград. В 2004 году В.В. Солдатенков указом Президента России удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры РФ», в этом же году президиум Российской академии художеств объявил ему благодарность «За организацию музея художественных народных ремесел «Солдатенковы» в городе Саратове». 

Общественную деятельность музея в Саратове активно поддерживает Надежда Андреевна Швецова — председатель правления Саратовского регионального общественного благотворительного фонда «Духовная забота». Этот фонд — надёжный партнёр музея по социально-культурным проектам. 

Своей главной наградой мастер художественных ремесел считает признательность жителей Саратова и области за возрождение и поддержание традиционного народного творчества. Усилия Виктора Васильевича Солдатенкова не напрасны — он видит, как всходят на этой ниве новые молодые и перспективные таланты. Как говорят о нём мастера и коллеги по цеху, «чутьё на молодёжь у него есть».

Источник

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

Фоторепортаж Юрия Набатова в 2004 году. Полностью тут http://photobank.sarbc.ru/reports/?show=11

Сейчас помещение на Верхоянской, 4а по-моему уже не является музеем. Следующий адрес был такой Новокрекингский проезд, дом 5, кв. 17. Телефоны 92-56-09; 92-82-48, 54-22-23, 60-12-95

А вот ещё фото

http://www.exmu.ru/museum_list/2211/muzey_narodnykh_khudozhestvennykh_remesel_soldatenkovy/

Файлы: 

Верхоянская, 4а сегодня. Вывески больше нет

Файлы: 

Центр народных ремесел (Заводской район). Работы Солдатенкова В. В.

13 марта 1996

Фотограф Чижов И.

Призрак сувенира

 

Ирина КАБАНОВА

Когда право на отпуск преобразует человека в туриста, он имеет обыкновение привозить из странствий вещественные доказательства расширения своего кругозора. Из Вологды он привозит деревянные игрушки, с Алтая -- музыкальный инструмент с гортанным звуком «комус», а если судьба, не ровен час, забрасывает его в Мейсен, так он обязательно постарается стать хозяином чего-нибудь фарфорового. Наш город на Волге оказался в этом отношении потерянным.

Можно провести такой эксперимент: смешаться с толпой туристов, сошедших с какого-нибудь «Александра Свешникова», и фланировать вдоль проспекта Кирова, интересуясь ассортиментом палаток и магазинчиков с сувенирной продукцией. В ходе такого рейда выясняется, что исконно саратовских сувениров в продаже процентов десять. Тенденция, однако. Что купит турист на память о Саратове? Шкатулку с изображением консерватории или моста да глиняный свиток с тем же рельефом. Из этого куцего списка анализ на наличие молекул волжского воздуха пройдет только последний пункт, ибо шкатулки делаются в Москве, и по заказу саратовских предпринимателей на них наклеиваются изображения местной символики. Тут и задаешься вопросами: а есть ли у нас мастера народных промыслов, и чем они в таком случае промышляют?

С прискорбием вынуждены признать, что самый знаменитый саратовский брэнд -- саратовскую гармонику -- мы потеряли. Как отмечают люди посвященные, старые мастера ушли, не передав свое искусство молодым, но дело, скорее, в том, что предприятие не выдержало рыночных отношений. Между тем гости земли нашей до сих пор называют гармонику первой в ряду символов Саратова. О том, что первый символ со временем стал фантомным, чукча из известного анекдота сказал бы: «Тенденция, однако!».

Не беря в расчет набившие оскомину изображения популярных саратовских строений, можно сказать, что хвастаться мы мало чем можем. Скажем, упомянутыми глиняными свитками, которые наименее болезненны для кошелька и наиболее символичны для туристов. Идея возникла в недрах гончарной мастерской Андрея Челобанова, постепенно возродившего в Саратове интерес к керамике. Удачно занявшее эту нишу предприятие стало выпускать настолько неординарную продукцию, что ее вспоминали сразу, как только кто-то из приезжих спрашивал, что интересного здесь можно купить в подарок. Авторские горшки, колокольчики, подсвечники, различная настенная керамика действительно оказались хороши в сувенирном отношении. Но… сам Андрей уже несколько лет в Москве, изделия под брэндом «Гончарная мастерская Андрея Челобанова» украшают интерьеры Юрия Стоянова, Эммануила Виторгана, Ларисы Удовиченко и даже Мирей Матье, а в Саратове один за другим закрылись выставочные залы «челобановской» керамики на Волжской и Революционной.

Неплохие сувениры делает группа компаний «Саратовстройстекло» -- как штамповку, так и эксклюзив. Есть еще в нашем городе предприятие «Ванька-Встанька» -- между прочим, лауреат международных выставок, член Ассоциации народных художественных промыслов России. Существует оно, подумать только, уже 14 лет, а подавляющее большинство саратовцев о нем, что называется, не слыхали-не видали, ибо практически весь широкий ассортимент изделий лаковой миниатюры уходит за пределы губернии, да так далеко, что авторскими работами с видами Саратова любуются в Австралии, Японии и еще много где. А вот за рубежом все иначе: скажем, во французском Орлеане собьешься с ног, но не найдешь даже зажигалки с изображением Эйфелевой башни -- за этим вам, батенька, в Париж надо.

 

Город мастеров

Кому сказать, что в нашем городе несколько сотен мастеров художественных ремесел -- не поверят. Потому что не забиты их изделиями полки в сувенирных отделах. О том, что есть в Саратове музей народных художественных ремесел «Солдатенковы», где собраны лучшие образцы прикладного творчества и под маркой которого работает объединение мастеров разных направлений, известно больше за границами губернии. Между тем в этом году ему исполнилось 15 лет, и это единственное место, сознательно аккумулирующее культурное наследие региона в плане прикладного творчества.

-- Лет двадцать с лишним назад в Саратове существовал Клуб самодеятельных художников, где было порядка 17 прикладников, -- рассказывает основатель и директор музея Виктор Солдатенков. -- Мы с удовольствием делали выставки на городских мероприятиях, старались кого-то привлечь в свой коллектив. После поездки в середине 80-х на выставку в Москву, куда съехались мастера со всего Союза, я задумался, почему бы и нам не показать себя в масштабе страны. Собрал желающих работать со мной, и мы начали ездить по стране с работами. В начале 90-х возродилась Нижегородская ярмарка, там мы себя и показали.

Сейчас около трехсот человек работают с Солдатенковыми по разным направлениям: резьба по дереву и кости, художественная вышивка картин, изделия из соломки, лесная скульптура, лепка из глины, бисероплетение -- всего не перечислишь. Увидеть и приобрести их работы можно только в музее Солдатенковых и там, куда их приглашают делать выставки: в музее этнографии, доме работников искусств либо в другом подобном месте. В торговых же точках, занявших лакомые места на пути туристов, их нет.

-- В магазины на реализацию наши работы не берут, -- объясняет мастер по бисероплетению Любовь Никулина. -- Им нужно, чтобы это было оформлено как индивидуальное предпринимательство. А зачем мне оформлять ИП, если вещей я делаю очень мало и не смогу сделать столько, чтобы суметь платить налоги? Получается, ИП у меня нет, и магазины не имеют права ничего у меня взять, потому что я не имею права это продать.

Другую сторону проблемы открывает руководитель кружка «Керамика» детского Центра дополнительного образования Заводского района Петр Африкантов:

-- Те изделия, что мы видим на проспекте Кирова, это изделия фабрик-изготовителей: ясно, что у них большие артели и они распространяют продукцию по всей стране и за границу. Но вот мои индивидуальные попытки наладить сбыт: подхожу к лотку, вижу привозную -- аж с Мурманска -- продукцию (свистки по 40 и 60 рублей). Делаю предпринимателю предложение: я вам наделаю таких же и даже лучше по 3 рубля. Сколько вам надо -- сто, двести? Мне говорят: «Не надо». Спрашиваю, почему? Отвечают: «Здесь все схвачено, распределено и вклиниться нельзя». То есть рынок монополизирован.

Что судить предпринимателей -- они вольны продавать то, что считают нужным и выгодным. Однако для города все же странно не иметь специализированного магазина по народному творчеству, который выставлял бы то, чем славен именно Саратов, в котором так много прикладников. Не так ли можно поднять и авторитет города как города мастеров?

-- Изделия народного творчества, выставляющиеся на продажу, требуют и обхождения соответствующего, -- продолжает Петр Африкантов. -- Требуется специализированный магазин, чтобы был вид достойный. Для того чтобы развивалось творчество именно саратовцев, у них должен быть стимул. Скажем, учредить «саратовскую марку» -- магазин прикладного творчества саратовских мастеров. Для этого нужна экономическая и политическая воля.

Пробовал Петр Петрович и с представителями бизнеса договориться. Те на товар -- горшочки, яркие игрушки, скульптурки -- посмотрели и говорят: «Молодец, здорово. А можешь штук пятьдесят в день делать?». Услышали, что нет пока такой штамповки, интерес сразу угас.

 

Кто за новенькое?

Законы рынка оказываются слишком суровы для продукции, которая не может быть поставлена на поток, потому что представляет собой всплеск души. Да и качество, если гнаться за количеством, неизбежно теряется. В Германии, к слову, есть такое положение у народных умельцев: если мастеру положено расписать пять вещей, а он расписывает больше, это считается браком. Есть другой путь: набирать артель и организовывать малое предприятие, которое может выпускать уже другой объем продукции. Но здесь человек должен быть специалистом в бизнесе, а среди прикладников это редкость.

Виктор Солдатенков предлагает выделить в центре города помещение под выставочный зал, рядом с которым нашлось бы место для мастерских, чтобы человек пришел, посмотрел образцы, сразу купил вещь или заказал мастеру, что душе угодно. Да, многие в нашем городе жаждут «помещения в центре города», правда, слово «выделить» нынче кажется устаревшим. В данный момент музей «Солдатенковы» занимает почетное место на первом этаже пятиэтажки на Верхоянской в недрах Заводского района, которое (кстати, безвозмездно) выделила администрация района 10 лет назад. Солдатенков тем временем совместно с общественным фондом «Духовная забота» составляет прошение о выделении площадей под выставочный зал и творческие мастерские. Мастер резьбы по кости Владимир Закатухов уверен, что это поможет умельцам своим искусством зарабатывать на жизнь.

В заключение стоит отметить, что из четырех основных направлений развития промышленности народные промыслы не входят ни в одну группу. В 90-х годах были два предприятия, относящихся к областному минпрому: фабрика «Вышивка» и предприятие по производству гончарных изделий в совхозе «Золотовское». Однако те разорились, а организованные на их месте ЧП в таком сотрудничестве вряд ли нуждаются. К тому же предприятие может относиться к производителям народных художественных промыслов, подведомственных минпрому, только при определенных критериях -- например, когда оно производит не менее 70 процентов товаров народного потребления.

-- Надо подразделять прикладников, чей труд связан с художественной деятельностью и больше относится к министерству культуры, и промышленные предприятия, -- пояснил министр промышленности области Владимир Желудков. -- Например, фабрика «Вышивка» выпускала 70 процентов товаров народного потребления -- постельное белье и т. п. -- и 30 процентов сувенирной продукции ручной работы. Сегодня, к нашему большому сожалению, народных промыслов в промышленности не осталось.

В министерстве культуры, кажется, тоже ничего не осталось. Судя по удивлению чиновников, которым я задавала вопрос, жив ли еще созданный в свое время художественно-экспертный совет по народным промыслам, эта сфера в минкульте поддержки не имеет.

А есть и хорошие новости. Аккурат ко Дню города городская администрация и Торгово-промышленная палата объявили конкурс идей и предложений на лучшую представительскую и сувенирную продукцию «Саратовский сувенир». Вот тут-то и надо ринуться обыгрывать калачи, гармошки и опять-таки многострадальный мост так, чтоб нигде такого было не сыскать. Но это еще не все: как рассказала заместитель главы администрации города Мария Комарова, обдумываются доступные места продаж будущих сувениров, замышляются даже переговоры с сетевыми брэндами вроде магазинов «Магнит», чтобы люди знали, где все это можно купить. Надо полагать, у народных умельцев настанет просто звездный час.

 

Статья из № 38 (368) от 05.10.2006

С выставки народного творчества ветеранов в Доме ученых (25 марта 2005)

Фотограф Чижов И.

На выставке-продаже изделий народных мастеров в музее П. Кузнецова (21 июля 2001)

Фотограф Чижов И.

"Город мастеров". Выставка в день города. Солдатенковы (15 сентября 2002)

Фотограф Чижов И.

2 областной социальный форум. ФОК "Звездный (16 ноября 2004)

Виктор Солдатенков

Фотограф Чижов И.

Выставка в 3 областном социальном форуме в "Звездном". 16.12.2005

Фотограф Чижов И.