Дубовский нотариус Музылев. Архив Нины Суховой

1 сообщение / 0 новое

СУХОВА Н.Н. МУЗЫЛЕВ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ – СКАНДАЛЬНЫЙ ДУБОВСКИЙ НОТАРИУС

 

   В начале ХХ века нотариусом в Дубовке служил Музылев, не имеющий чина, из крестьян, скандалист и пьяница.  Он появился в посаде в 1903г. Сначала перенимал опыт у местного нотариуса дворянина Альфреда Леонардовича Наркевича-Иодко, а затем остался единственным нотариусом в посаде.

   В Дубовке он завел собственный дом. В 1914г. ходатайствовал о предоставлении ему еще одного дворового места. Вопрос остался в думе нерешенным из-за возможного проведения в посад железной дороги.

   Музылев начал скупать земельные наделы, закрепленные в собственность за крестьянами села Песковатка. Новоявленный помещик сдавал эту землю в аренду крестьянам того же села. Для ведения дела по аренде Музылевым по устной договоренности нанят З.М. Подобрякин, который добросовестно сбирал арендную плату в течение трех лет. В 1915г. Музылеву пришло в голову повторно взыскать за распашку земли 15 рублей с крестьянина М.И. Коробова, 22 рубля с  А. Малышева и 22 рубля с В.В. Леднева. Крестьяне, уплатившие двойной налог, подали в суд на доверенного Подобрякина, обвинив его в присвоении денег и мошенничестве. На суде выяснилось, что у Подобрякина не было доверенности от Музылева, как и у самого Музылева не было доверенности от его жены также являвшейся землевладелицей в Песковатке. Музылеву пришлось сознаться, что он нанимал Подобрякина, но оправдался тем, что не мог выписать и заверить доверенность самому себе.

      Городской судья постоянно разбирал дела, где Музылев выступал в качестве истца или ответчика.

   В 1912г. Музылев подал в суд на владельца галантерейных магазинов Докучаева за оскорбление должностного лица при оформлении нотариальной сделки. Суд приговорил Докучаева Егора Петровича к месячному аресту при полиции.

   В том же году дубовская крестьянка М.Д. Сизова подала в суд на действия нотариуса Музылева, который заверил завещание ее родственницы, невменяемой старухи Параскевы Федоровны Урывской, по которому ее богатое движимое и недвижимое имущество перешло не родственникам, а квартиранту Федяеву.

   Музылев состоял агентом Общества русских драматических писателей, задачей которого было не позволять ставить в театре  пьесы без согласия автора и уплаты ему гонорара. В Дубовке никогда не было ни театра, ни драматургов. Трудно себе представить, чем именно мог заниматься в посаде этот агент. Но Музылев быстро сообразил, как можно извлечь выгоду от этой общественной должности. 19 сентября 1913г. купец Василий Антонович Захарченко открыл на Московской улице электротеатр «Наполеон», с того же числа в нем началась демонстрация художественных фильмов. По требованию Музылева, как агента театрального бюро, ему была предоставлена в электротеатре центральная ложа с табличкой «ложа для агента». Музылев бесплатно занимал эту ложу с членами своего семейства почти два года. Купцу Захарченко не приходило в голову, что такую ответственную должность в посаде занимает мошенник. Но неустойчивое материальное положение в военное время подвигло Захарченко к прояснению ситуации с оплатой ложи. По наведенной дубовским полицмейстером справке оказалось, что Музылев не имел права предъявлять такие требования к частному предпринимателю. После этого Музылев перестал посещать электротеатр, но возместить ущерб в сумме 297 рублей 50 коп отказался. Захарченко подал исковое заявление в суд. 15 марта 1916г. дело разбирал городской судья. На суде Музылев заявил, что иск должен быть предъявлен не к нему, а к Обществу русских драматических писателей, агентом которого он являлся. В суде дело разбиралось еще несколько раз, и всякий раз Музылеву удавалось оттягивать вынесение решения. Наконец, 17 мая 1916г. городской судья постановил взыскать с Музылева 297 рублей 50 коп., а также 25 рублей судебных издержек и передать это дело прокурорскому надзору для привлечения Музылева к уголовной ответственности за мошенничество.

   Годом ранее Музылев лишился членства в Коммерческом клубе и даже был лишен права входа в него.

   Многочисленные судебные дела никак не останавливали Музылева. В 1916г. для дознания по делу в Дубовку прибыли товарищ прокурора Нелидов и председатель уездного суда Шмидтов. По делу были вызваны и допрошены полицмейстер Леонидов, городской голова, гласные думы. Обвинялся Музылев в ряде неблаговидных поступков. Ему припомнили даже дело шестилетней давности. Во время пожара 1910г. Музылев вместо оказания помощи в его тушении начал похищать вина из буфета сада Общественного собрания. Недалеко под деревом вместе с приятелем он устроил кутеж.

   Этот суд поставил точку в юридической карьере Музылева. По распоряжению судебного следователя из конторы Музылева взяты все книги, дела и документы по нотариальной части и снята вывеска. На случай уклонения от суда и следствия Музылев отдан под надзор полиции.

 

 (Ист. Волго-Донской край 24, 29 апреля, 13, 19, 27 мая, 3, 24 августа 1916г.)

 

 

Сказали "Спасибо!"