Новая синагога

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

удалено

добавил другой вариант открытки

IZA, а почему Староострижная улица? Староострожная (от "Старый Острог").

См. напр. http://www.sarrest.ru/tourism/st/ul13.html

это от невнимательности моей граничащей с безграмотностью. спасибо, исправил

 "Воспоминания внука Саратовского раввина"

http://www.lechaim.ru/ARHIV/87/benk.htm

 

"Более 60 лет прошло с момента ареста саратовским НКВД и последующей гибели главного раввина саратовской хоральной синагоги Иосифа Богатина, гуманиста, добрейшего человека.

... С большими трудностями семья раввина добирается до Саратова, превратившегося из благополучного в прошлом купеческого города в измученный революцией и гражданской войной город..

К моменту приезда раввина Иосифа в Саратов в здании городской синагоги разместилось какое-то государственное учреждение. В городе не существовало даже легального молельного дома. Все надо было начинать с нуля,...

В одном из окраинных районов Саратова раввину Иосифу удается создать маленький молельный дом, где стали загораться субботние свечи...

Он мечтает возродить в Саратове синагогу, вернуть верующим красивое здание хоральной синагоги, расположенное в центральном районе города. Не отчаиваясь и уповая на Б-га, раввин стучится в двери разных бюрократических организаций и, когда практически все надежды уже были утрачены, получает разрешение на открытие синагоги. Нет, это не была старая синагога — ему предложили полуразрушенное здание, абсолютно не предназначенное для синагоги, вероятно, надеялись, что он откажется от своей идеи. Раввин же был так счастлив самому факту разрешения, что и не пытался сразу оценить сложность стоящих перед ним проблем, которые не могли не возникнуть в то голодное и холодное время...

Окружив себя небольшой, но надежной группой сподвижников, раввин приступает к решению этих проблем. Среди прихожан молельного дома разыскивают строителей, каменщиков, маляров, штукатуров и т.д. Разрабатывается проект будущей синагоги, с огромными трудностями приобретаются дефицитнейшие строительные материалы. Энтузиасты не знают отдыха ни днем, ни ночью. И практически разрушенное здание медленно, но верно начинает принимать цивилизованный вид.

Тяжелая работа продолжалась несколько лет, и все это время раввин Иосиф большую часть своего времени проводит с безвозмездно работающими людьми, беседует с ними, сам выполняет любую грязную работу. Кто-то  замечает, что не к лицу это раввину, а он объясняет, что не может быть грязной работы там, где воздвигается Храм, где вскоре зажгутся субботние свечи, зазвучат молитвы, обращенные к Б-гу. По свидетельству очевидцев, раввин тогда постоянно пребывал в приподнятом настроении, не ощущал усталости, хотя затраты физических и эмоциональных сил его были огромными. И все это время он, разумеется, не прекращает своей активной религиозно-просветительской деятельности.

Наконец наступает день, вернее вечер, когда для встречи Субботы евреи Саратова, не все знакомые друг с другом, со счастливыми улыбками и словами "Гут Шабес" входят в здание своей синагоги и сразу же ощущают на себе согревающее сердца тепло, свет зажженных еврейскими женщинами субботних свечей. Их приветствует раввин Иосиф, главный  "виновник" происходящего в этот день (вечер)."

 

 


 

 

Омейядская архтектура в Саратове.

Судя по всему, купол синагоги – архитектурная цитата (или, скорее,ссылка):

Мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме на Храмовой горе. Постройка времён омейядского халифа Абд аль-Малика. Один из первых памятников исламской архитектуры.
Эта аналогия уже приходила мне в голову, но самому показалась «притянутой за уши». И вот, на безбрежных просторах интернета, попался предмет из этой синагоги:


Мешок для талеса (молитвенная накидка). Саратов, 1912г. На лицевой стороне вышито здание мечети Купол Скалы. Надпись под изображением: место Храма.

Парадокса в  том, что на еврейской молитвенной утвари  изображена арабская мечеть, нет – отношения между народами были в то время вполне родственными.
Насколько я понимаю, строящаяся синагога на улице Посадского  своими формами будет повторять предшественницу.

Омейядская архитектура возвращается в Саратов.



Насчет изображения «мечети» на иудейском мешке. Сейчас Купол Скалы используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу — это был не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень, на котором стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма.

Добавил в доп. обратную сторону дореволюционной открытки.

Кто из коллекционеров в курсе, что за издательство?

 То здание, что сейчас существует Гоголя 63 ломают. Яков Кубичек будет строить новую синагогу.

 

состояние на 28 мая 2015

Файлы: 

Ну вот два дня назад забор вокруг построили, и стропил на крыше нет.

 Я по работе каждый день там бываю. Но без фотоаппарата и фоткать не представляется возможным.

 Кстати, как то говорил, скажу ещё раз, в Саратове есть еврейские ясли-детский сад и школа, утром-вечером детей возят газели в школу и садик с разных концов Саратова, ....но... надо чтобы по материнской линии у детей мама или бабушка-прабабушка еврейки были. В классах по 3-4человека, считай с каждым персонально учителя занимаются, ну и перспектива после окончания школы Израиль.

Сегодня утром на телефон снял.

 

Файлы: 

Вот сегодняшние фото. По-лучше качеством.

 

Что это за дерево-столб? Только сейчас обратил внимание...

 

Саратовский листок. 27 февраля 1911 год.

2-я еврейская синагога, ул. Цыганская, дом Садикова

 

ГАСО 120.1.9а. Сведения о квартирах и их владельцах г. Саратова для обложения налогом. 1910 

1910 г. Домовладельцы:

Фрейм Гершкович Баланевский, Илья  Израилевич Рабинович , Исак  Зельманович  Левкович и Иосиф Натанович Натансон

Первая часть,  115 пл. кв., Гоголя / Старо-Осртожная

Между №№ 67 и 73 

в протяжку номера  69 и 71

На собственной земле

Синагога, каменное с деревянным куполом, крытое железом

в 2 этажа 

1.Все помещения заняты синагогой,  т.е. еврейской молельнею

46 окон

над входом комната в коей проходят моления

2.пристой к клозету для жилья караульщика – занято караульщиком 

1 этаж,  1 окно, 1 комната 

Вот состояние на конец сентября. Укрепили фундамент

При снятии слоёв обнаружились такие вот детали, которые теперь уже не сохранились.

На конец января состояние вот такое

Ставлю вопрос на рассмотрение. Я в течение всего этого времени следил за, так называемой, реставрацией объекта (вот можете посмотреть на фотографиях). В общем его снесли до основания и отстроили заново. Нет, задняя стена, наверное, всё-таки осталась, её обложили новым рядом, но объект по-моему утрачен. И надо проставлять соответствующий тег. Какие будут мнения?

Сложно сказать... Если синагога восстановлена в историческом виде, хотя и новодельном, считать ли ее утраченной? К тому же если она в советское время уже была неузнаваема, логичнее тег "Утрачено при СССР".

вот именно, что сложно, поэтому и я решил на общее обозрение вопрос выставить. но до этого всегда считали именно так.

ну я не знаю, на счёт утраченности в СССР, потому что тогда можно ещё с дюжину объектов притянуть. тут-то конкретный снос стен. ну ладно. пускай может кто-то ещё выскажется

В каких случаях считали именно так?

Вот например:
http://oldsaratov.ru/photo/9989
http://oldsaratov.ru/photo/7945
http://oldsaratov.ru/photo/16632

А дом Недоноскова считается утраченным?
и вот ещё, но не совсем корректный пример: http://oldsaratov.ru/photo/10056

Ну, стало быть, пусть будет утраченной... Вместо дома Недоноскова построили нечто очень "по мотивам", так что он безусловно утрачен.

тут проставлю, а дом Недоноскова в 90-х получается тогда

Снесли и отстроили - конечно, утрата. То же будет и с киновией у Дома Кино...

Но тут, судя по фотографиям, то, что более-менее уцелело от советской переделки, сохранено, хотя и полностью снаружи обложено новым кирпичом, а снесено то, что было пристроено или фактически уже давно было уничтожено. В снесённых стенах очень мало оригинального кирпича осталось. Я не помню, какой порог аутентичности принимают в архитектуре. В старых автомобилях, кажется, процентов 30 железа должно быть оригинальным, иначе это новодел, а не реставрация.