Берег Волги и Введенская церковь

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Предлагаю разобраться в береговых тегах: у нас есть "Миллионная", "Набережная", "Набережная Космонавтов", "Берег", "Пристань". Не всегда понятно, как искать и как классифицировать.

Я устал призывать к этому-махнул рукой.

А у меня нет столько времени, чтобы разобрать этот ад..

Миллионная - это улица. По ней трамвай ходил.

Берег - вот на этом снимке действительно берег на первом плане.

Пристань, очевидно, используется для пристаней со сходнями или дебаркадером.

Набережная - после постройки в середине-конце 50-х и до переименования в Космонавтов.

А Миллионная разве не шла дальше трамвайных путей?

Интересно, почему пристань называлась Финляндской? Чай, не в Питере дело было..

"В 1896 году на Волге финн по фамилии Ситойн основал Финляндское пароходство с целью организации переправ на Волге и Оке... Бывало, лед еще не прошел, но уже выставлены пристани Финляндского пароходства фирмы «Ситойн». Юркие баркасы — «финляндчики» — первыми открывали навигацию. " http://volgaflot.r52.ru/index.phtml?l=ru&s=41&url=0937%2806%29.html

Спасибо, очень интересно.

 

Только вот с владельцем и названием на сайте volgaflot.r52.ru сильно напутали. Компанию  "Финляндское лёгкое пароходство" создал Рафаэль фон Гартман. http://terijoki.spb.ru/history/templ.php?page=haartman2&lang=en

А Иван Иванович Ситойн был управляющим отделением в Нижнем: http://oldriver.ru/Page.php?PID=320&MID=78&start=

Пряжка

Пуговица

Серьёзная, однако, была компания – контролировала местные  пассажирские перевозки в столице (Спб) и многих городах России, держала пристани речных трамвайчиков по всей европейской части империи от Гельсингфорса до Севастополя. СПБ. Набережная Фонтанки

Севастополь. Катер "Финляндского легкого пароходства" на пристани.

Стокгольм. Морской "трамвайчик".

...

Эти пароходики получили в народе название «финляндчик» (в Нижнем Новгороде исказилось до «фильянчик»).

Эти катера-пароходы были довольно простыми по конструкции, с деревянными скамейками на палубе, защищёнными тентом или деревянной крышей на судах покрупнее. Популярные среди пассажиров финляндчики ходили по Волге полвека, до появления после войны «Москвича», ставшего классическим речным трамваем.

Только вот саратовской фотографии пока не нашлось. Хотя некоторые из пароходов, переправлявших народ через Волгу до 60-х годов,  подозрительно смахивают на финляндчики.

1933г. Экипаж саратовской переправы (фрагмент).

...

(Интернет - сила! Вспоминаю, как копался в карточках ИНИОНа, выверяя библиографию. Сейчас достаточно пары щелчков мышкой домашнего компа).

Ну вот, ещё одна весия (хотя, полагаю, в ней может быть такая же путаница, как с Нижним. Мемуары потомков - источник не самый надёжный в деталях).

Арвид Козлов. Записки правнука. Журнал  «Волга» 11. 2009 http://do.gendocs.ru/docs/index-362527.html?page=18

 

«Андерс Лайхио начал собственное пароходное дело ещё до возвращения сыновей на Волгу. С помощью Артура построили два небольших судна для пригородных перевозок. Для работы выбрали Саратов, где в таких перевозках конкурентов не оказалось. Андерс в самом конце 1890-х годов купил небольшой каменный дом около Введенской церкви и маленькую пристань, стоявшую под взвозом на Казачью улицу. Сюда и перегнали суда. Сохранилась фотография, сделанная в 1900 году: «Вид на Саратов от Финляндской пристани». На ней – берег Волги перед Введенской церковью, и хорошо виден дом финна Лайхио, окнами глядящий на Волгу.
Пароходики сразу начали трудиться. Народ быстро окрестил их «финляндчиками». Шустрые судёнышки бегали от Финляндской пристани вверх, до Пристанного, Усть-Курдюма, Усовки, Кошелей, Березников и даже до Екатериненштадта, привозя на саратовские базары крестьян, рыбаков и немцев-колонистов с их продукцией. Эти пароходики нравились пассажирам своей чистотой, вежливостью команды и точностью расписания. В 1903 году Андерс наконец-то дождался возвращения из Выборга своих сыновей, молодых специалистов. Теперь можно было приступать к воплощению в жизнь его мечты – и к 1905 году в Саратове появилось «Финляндское пароходное общество Лайхио». То самое, о котором упоминает И. А. Шубин в книге «Волга и волжское пароходство».

...

Думаю, дело было, как в Нижнем Новгороде - сначала Андерс Лайхио представлял в саратове компанию фон Гартмана, а затем открыл своё дело.

Однако прояснилось время съёмки фотографии - 1900 год. Исправляю.

Судовладелец- Пригородное пароходство А.Е.Лайхио в Саратове

Назначение- грузопассажирские перевозки на Волге по линии Екатериненштадъ-Самара

 

1914г. Судовладелец- А. Е.Лайхиа, Тов-во Ахтубинское пароходство
Изменение названия- переименовано в Пламя, потом в Маршал Жуков

Назначение- пассажирские перевозки по Волге на линии Саратов-Ровное

 

http://russrivership.ru/public/files/doc1444.pdf

http://russrivership.ru/public/files/doc1443.pdf

http://ships.oldriver.ru/index.php?Lt=&start=255&mode=o&ID=265&IID=&subm...

Файлы: 

Вот место из книги Шубина, на которое ссылается А.Козлов:

 

А это - фотография из журнала "Искры", № 22, 8 июня 1914 г.

 

Файлы: 

А давайте мы по финляндскому пароходству вынесем всё на форум в отдельную тему, раз материал скопился.

«Проявил» фотографию, исходник (открытка из коллекции Станислава Гридасова в натуральном виде)  – в доп.

Перенес в допы ещё одну открытку.

Это иллюстрация из книги Гиляровского. Алексей, уточните , пожалуйста.

Вторую из дополнительных я сканировал из первого тома "Избранного" В.А.Гиляровского 1961 года издания. Она там иллюстрирует книгу "Мои скитания".

Прошу добавить теги "Открытка", "Храмы Саратова"

еще один вариант открытки 

издательство Суворина

 

 

 

 

 

 

 

Вот еще один, только почистить надо 

Саратов. Общий вид на город от Финляндской пристани. СПб.: Изд. А.С. Суворина и К°, [1910-е гг.]. 13,9×8,8 см.

Файлы: