Крекинг после бомбардировки

С началом Второй мировой войны особое внимание уделялось обороне нефтеперерабатывающего завода.На всей территории завода были установлены зенитки, были проведены маскировочные работы. Вокруг завода было создано три линии обороны. Работа завода осложнялась тем, что в октябре 1942 года завод подвергался частым массированным бомбардировкам. На завод было сброшено 911 фугасных авиационных бомб весом от 100 до 500 кг и более 8500 зажигательных бомб весом от 1 до 50 кг, от их попадания возникло 189 пожаров.Полностью было разрушено 50% резервуарного парка, все здания и сооружения подсобных и вспомогательных цехов. В дополнительных первая - "Хейнкель", участвовавший в бомбирдировке Саратова в 1943 году. (источник http://crimso.msk.ru/Site/Crafts/Craft20196-1.htm, предоставлен AV). Вторая - рисунок Б. Маркина (предоставлен AV).

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1942-1943 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

100% это не авиационный завод, а Крекинг (Саратовский НПЗ). Это здание здравпункта и типографии существует и поныне. На втором плане цех КИПиА, а за ним с выбитыми стеклами заводоуправление.

А можете на скриншоте спутникового снимка поставить точки? И полученное изображение загрузить в комментарии.

 

А я посмотрю и проставлю точку на основной фотографии.

Большое спасибо, Иван С! По вашему описанию не составило никакого труда отыскать это место на карте.
Фотография сделана со второго этажа пожарной части, отсюда:
http://old.wikimapia.org/#lat=51.4556736&lon=45.9491478&z=19&l=1&m=b
(направление - север)

 

У здания здравпункта осталась даже пристройка, которую видно слева на фотографии:
http://old.wikimapia.org/#lat=51.4563187&lon=45.9490754&z=19&l=1&m=b

 

Далее идёт 13-й цех КИПиА:
http://old.wikimapia.org/#lat=51.4567616&lon=45.9492015&z=19&l=1&m=b
(у него есть небольшие изменения - снесены угловые надстройки на крыше)
На фото, справа, на крыше, виден один из двух чердачных выходов:
http://old.wikimapia.org/#lat=51.4568101&lon=45.9492631&z=19&l=1&m=b

 

За 13-м цехом - старое заводоуправление:
http://old.wikimapia.org/#lat=51.45739&lon=45.9491478&z=19&l=1&m=b
У него изменена западная часть. Скорее всего она пострадала во время бомбардировок.
("За год на завод было сброшено более 20 тыс. зажигательных бомб" - http://64.mchs.gov.ru/folder/1804322)
На панораме Гугла видно как сильно правая часть отличается от всего здания:
http://goo.gl/maps/x8chC
Здание было, скорее всего, изначально симметричным.После перестройки оно стало немного длиннее.

 

Более подробно о бомбардировке Крекинга можно посмотреть здесь: http://saratov.bezformata.ru/listnews/v-muzee-mchs/11405966/
Там же размещена и эта фотография.

Отметил на карте, добавил теги КрекингБомбардировка и Автомобиль, убрал Завод авиационный.

Возможно, что год указан неточно - это может быть и 1942-й (активные бомбардировки были с октября). Нужно также подкорректировать и описание.

В книгах эта фотография проходит как "Разрушенный бомбежками цех №13 САЗа"

сейчас добавлю ещё цех №6, окажется что и он какой-нибудь другой завод :)

Перенес в дополнительные бомбардировщик "Хейнкель" и налет на авиационный завод.

Отец рассказывал, что во время тех налетов немецкие агенты в Саратове сразу с нескольких мест пусками сигнальных ракет давали самолетам целеуказания. "Было похоже на праздничный салют" - говорил он.

 

Учитывая что их налёты не отличались большой эффективностью то....можно предположить что в "салютах" принимали участие не только агенты но и активисты нквд...дабы сбить с толку а может ...и вовсе обходились без агентов. А население могло думать всё что им угодно, кто бы им стал обьяснять что это за "салют" и кто его автор. Большие сомнения что во времена И.В  Сталина у нас был проходной двор для вгентов, тогда чуть всех своих едва не поистребили а тут агенты с ракетницами..да в комендантский час..да с патрулями.

в своё время была возможность читать кое-какие не совсем доступные документы... так вот, агенты были, и, довольно в большом количестве.. периодически сбрасывали диверсионные группы, плюс в августе 1941 вывезли далеко не всех немцев республики Поволжья, вывозили сельские районы, а в городе всё-таки осталось определённое количество.. не хочу сказать, что все они были предателями, но всё-таки случалось... но надо сказать НКВД не дремало.. кстати в тех документах и о "сигнальщиках" много было, насколько я помню, в основном это касалось Крекинга и ж/д моста

 

а насчёт "эффективности" - лето 1943-го непростое было... авиационный долго не мог оправиться...

если тема интересна, рекомендую: Овчинников Сергей Александрович "Органы НКВД СССР Поволжья в годы войны" и другие его работы.... Пожалуй, это самый крупный на сегодня специалист по истории спецслужб в нашем регионе..

вот ещё фактурка по теме неплохая: http://www.om-saratov.ru/article/detail.php?ID=21953&print=Y

Спасибо, почитал, очень интересно. А сам Кузнецов не издавал в каком-либо виде свои труды и наработки?

я не слышал об этом...

цитата по теме: "Во время налета (на Саратов 25.06.1942 - прим.) были зафиксированы многочисленные пуски сигнальных ракет с земли. В периоде 01.05 до 03.45 четыре красных ракеты взлетели с острова, расположенного напротив нефтебазы Улеши; с домов, расположенных в окрестностях авиазавода № 292, в направлении предприятия была выпущена серия красных и зеленых ракет, еще одна серия ракет поднялась с левого берега Волги, от г. Энгельс. Начштаба МПВО Сталинского района Антипин затем в своей оперативной сводке указал: «Начиная со второго налета ВВС противника на Сталинский район обнаружено массовое выбрасывание сигнальных ракет (красных и синих-зеленых), указывающих точку бомбежки (красные) и направление бомбежки (траектория полета синей или зеленой ракеты)». Оперативные мероприятия, проведенные милицией, не дали никаких результатов."

" Территориальным органам НКВД Сталинградской, Саратовской, Тамбовской и Астраханской областей удалось предотвратить 11 диверсий на железных дорогах"

 "территориальными органами Сталинградской, Саратовской и Астраханской областей с 15 июля по 15 ноября были арестованы около 160 т.н. «агентов-пропагандистов» и около 190 «распространителей слухов и провокаторов»."

" В ночь на 6 октября в районе г. Хвалынска Саратовской области с самолета противника на парашютах высадилась группа разведчиков-диверсантов в составе четырех человек. Вместе с ними с транспортника на грузовых парашютах были сброшены специальные мешки с одеждой, продуктами питания.Оказалось, что все они окончили школу разведчиков в местечке Яблонь, около польского города Люблин, были завербованы в «Боевой союз русских националистов». В процессе проведения следственных мероприятий по этим лицам была получена информация на 60 агентов немецкой разведки, переброшенных в тыл на различных участках. Только на территории Саратовской области из их числа в дальнейшем были выявлены и задержаны пять человек, остальные объявлены в розыск."

 "Осенью 1942 г. Абвер разработал диверсионную операцию «Волжский вал». Для этого предполагалось забросить в Ярославскую, Горьковскую, Куйбышевскую и Саратовскую области большие группы диверсантов, задачей которых был взрыв четырех железнодорожных мостов через Волгу."

И, самое главное, к сожалению: " Значительная часть немецких агентов все же успешно выполняла порученные задания."

" Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" Михаил Зефиров Дмитрий Дёгтев Николай Баженов

и ещё оттуда же: "В январе на территории Саратовской области была обезврежена диверсионно-разведывательная группа, личный состав которой прошел специальную подготовку в Брайтенфуртской разведшколе. Участники группы, оснащенные экипировкой и документами летного состава ВВС, имели задание вести разведку предприятий авиационной промышленности и объектов энергетики. У них были изъяты две радиостанции, стрелковое оружие, несколько комплектов фальшивых документов, гранаты, большая сумма денег. В апреле на территории области задержали еще одну специализированную диверсионно-разведывательную группу, участники которой окончили Варшавскую разведшколу и нацеливались на сбор информации о перемещении воинских грузов по железной дороге, обращая особое внимание на продукцию авиационного завода и осуществление диверсий. Из этих двух случаев можно было сделать вывод, что германская разведка проявляет большой интерес к авиазаводу № 292 в Саратове.

8 января в районе г. Новоузенска, в 90 км северо-восточнее Палласовки, была выброшена группа из шести агентов Абвера, имевшая задание осуществлять наблюдение за работой железнодорожного транспорта и производить диверсии. Один из них на следующий день явился с повинной в местные органы власти и сдал своих «коллег». Силами местного истребительного батальона была проведена массовая облава, в ходе которой всех диверсантов задержали. У них конфисковали оружие, экипировку и радиостанции."

книгу Зефирова "Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО" можно прочитать по ссылке

http://www.plam.ru/hist/svastika_nad_volgoi_lyuftvaffe_protiv_stalinskoi...

 

 

кстати, на фото вроде как 13-й цех...

а на карте?

так фото не моё... как я на карте добавлю-то?

ну хоть на яндекс-карте, а я потом перенесу

где находился 13-й цех установить не удалось, после войны цеха с таким номером не обнаружилось... А 6-й цех был примерно в районе травмпункта, то есть где-то за ним на территории завода

а вот 6-й цех: 

добавляйте и её

так добавил... :)  это её максимальный размер

я имел в вид в основной раздел

вот описание этого налёта: "В 23.25 по местному времени в городе раздался очередной сигнал воздушной тревоги. Прозвучал он и на авиационном заводе № 292. Однако рабочие, согласно установленному порядку, продолжали трудиться. Эвакуация разрешалась только в момент «непосредственной угрозы». В штаб МПВО объекта непрерывно шли донесения об изменении обстановки. В 23.32 с вышковых постов сообщили, что отчетливо слышен гул самолетов, приближающихся с юга. Это вновь были Не-111 из I./KG100 «Викинг». Одновременно с северо-запада на Саратов шли бомбардировщики из эскадры KG55 «Грайф».

Прошло еще семь минут, и прямо над авиазаводом повисла «люстра» из 12 осветительных ракет, после чего был отдан приказ о выводе людей в укрытия. Затем в течение налета цельфиндеры сбросили над объектом еще около десяти осветительных ракет. Члены команд МПВО заняли свои посты, в т.ч. на крышах корпусов.

Первый удар был нанесен по водопроводной сети. Одиночный «Хейнкель» на бреющем пролетел над трассой и сбросил несколько фугасных бомб, которые в нескольких местах повредили магистраль. 

Вскоре на сам авиационный завод упала первая зажигательная бомба и вспыхнула крыша одного из корпусов. Затем началась бомбардировка. Поскольку магистральный водопровод был выведен из строя, многочисленные очаги огня стало нечем тушить. В течение 40 минут немецкие бомбардировщики тремя волнами с небольшой высоты атаковали объект, сбросив на него свыше 100 фугасных бомб весом 500—1000 кг и большое количество тяжелых зажигательных бомб. Противопожарными мероприятиями на предприятии, как обычно, пренебрегали. Полы цехов завода, строившегося как завод комбайнов, были выстланы деревянной шашкой, которая со временем изрядно пропиталась маслом. Это был отличный горючий материал, и при попадании зажигательных бомб он сразу воспламенился. В результате возникли сразу шесть крупных очагов пожаров, распространение огня быстро стало неконтролируемым. Горение пола, как это ранее случилось на ГАЗе, приводило к тому, что несущие балки под воздействием температуры теряли устойчивость и оседали. Одно за другим стали обрушаться перекрытия. Затем вспыхнули еще и запасы подготовленного авиационного леса (на самолете Як-1 основные детали конструкции фюзеляжа, крыльев и оперения были деревянными).

Несмотря на отчаянные усилия по тушению огня, пожар продолжался всю ночь. В итоге десять цехов сгорели полностью, три цеха – частично, еще два были разрушены прямыми попаданиями тяжелых авиабомб. Были сильно повреждены заводские железнодорожные пути, разбиты и сгорели 23 вагона с сырьем. Людские потери, по данным завода, составили 24 человека убитыми и ранеными. В результате налета вышло из строя более 70% производственных площадей, свыше 60% оборудования. Сгорели все склады материалов, погибла техническая документация. Главный материальный склад также был полностью уничтожен. Поскольку «Хейнкели» с целью обеспечить наибольшую точность попаданий действовали на предельно малой высоте, один Не-111 из KG55 был подбит огнем зенитной артиллерии, однако экипаж все же смог дотянуть до своей территории и совершить вынужденную посадку.

Наутро в Саратов в срочном порядке вылетели первый заместитель наркома авиапромышленности П. В. Деметьев, заведующий отделом ЦК ВКП(б) А. В. Будников и представитель командования ВВС Я. Л. Бибиков. Уже прибыв на аэродром, они увидели клубы дыма и пара, поднимавшиеся из южной части города. Уже тогда посланцам Сталина стало понятно, что случилось нечто ужасное. И действительно, от авиазавода остались лишь обгоревшие стены корпусов и обуглившиеся станки. Множество самолетов сгорели прямо на конвейере. Так германские бомбардировщики добились очередного успеха, полностью выведя из строя уже четвертое крупное предприятие Поволжья. Причем это было достигнуто в ходе однократного налета, ценой повреждения одного самолета. Разрушения были настолько большими, что часть руководства Наркомата авиапромышленности предложила вообще не восстанавливать завод, а рабочую силу распределить по другим заводам отрасли. Это решение выглядело наиболее рациональным. Однако в пропагандистских целях все же было решено возродить предприятие"

 Михаил Зефиров Дмитрий Дёгтев Николай Баженов

"Свастика над Волгой. Люфтваффе против сталинской ПВО"

Кстати: "При отражении ночных налетов на Саратов и прилегающие объекты с 12 по 27 июня летчики 144-й ИАД ПВО выполнили 179 самолето-вылетов и заявили о 22 воздушных боях и трех сбитых самолетах. Части зенитной артиллерии претендовали на 12 машин противника. Фактически Люфтваффе потеряли два самолета, в т.ч. один разведчик, еще три бомбардировщика получили повреждения. Зенитные прожекторы произвели 188 поисков группами прожекторов и осветили 29 целей. Однако освещение длилось кратковременно, зенитная артиллерия не успевала перейти от заградительного огня к стрельбе основным способом, в итоге за все налеты зенитчики обстреляли только пять освещенных целей, но безуспешно."