Церковь Иоанна Предтечи в Увеке

Подробно в БСЭ: http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/churches/uvek.htm Место съёмки указал лишь примерно. Церковный Увек находился чуть севернее ж/д моста.
Источник: 

Фото прислал Вячеслав Иванович Давыдов

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1870-1917 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Церковь на Увеке занимает довольно важное место в повести Федина "Старик".

  с 13 века в районе Увека существовала обитель, чуть позднее принадлежащая Сарайско-Подонской епископии, учрежденной в пределах Ордынских властителей в 1261 году Великим Князем Александром Невским Считалась она самой древней обителью по южному Поволжью и крайнею к татарской столице Сараю. Время основания обители неизвестно. В ту обитель препровождались тела убитых и замученных в Сарае русских князей, бояр и вообще христиан. Кстати, именно там и был вначале похоронен Великий князь Михаи́л Черни́говский, убитый в 1245 году по приказу Батыя. Позднее на этом месте была поставлена каменная часовня, затем был основан Четырёхсвятский мужской монастырь сгоревший в 1693 году до основания. Позднее там была поставлена церковь во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Также там был хутор Спасо-Преображенского монастыря, который также сгорел  в 1793 году.

 

с точкой не согласна.  

Церковь построена в 1815 году, в селе Увек, Ивановское тож. Была  приходской и окрестные населенные пункты были к ней приписаны, в том числе и Набережный Увек. 

На карте межевания 1790-х указаны и село Ивановское (Ивановский Увек) и сельцо Увек (Набережный Увек) .

Т.е. церковь  находилась в районе современного увекского кладбища.

 

Ориентируясь на карту 1918 года , переставлю точку. Кто знает хорошо Увек, скорректируйте, пожалуйста.

Никто не ответил Smil на вопрос о точке съемки Увекской церкви. Я с ней согласен, думаю, что точка выставлена неверно (см. файлы). Съемка сделана со стороны села, с северо-востока.

Попутно: Сведения о "Четырехсвятском монастыре на Увеке", выложенные не сайте, носят легендарный характер и не имеют документальных подтверждений. Еще можно допустить в качестве предположения существование православного монастыря в ордынском Увеке, тем более, что Д. Кубанкин, как известно, раскопал там остатки какого то христианского храма (кстати, необязательно православного - храм мог быть и армянским и даже несторианским). В 17 же  веке расположение монастыря вдали от саратовской крепости было просто невозможно - набеги случались (вплоть до 1720 г.) ежегодно, и отдаленный от укреплений монастырь был  бы неминуемо разграблен и уничтожен, а монахи попали бы на рабовладельческие рынки. В саратовской округе существовали в те времена только лишь уметы и хутора, которые можно было легко потерять и столь же легко отстроить заново. Четырехсвятский саратовский (Дубенский) монастырь был организован в 1691 г. бывшими монахами саратовского же Богородицкого (Казанской Божией Матери) монастыря, приписанного в 1690-1691 гг. к московскому Высокопетровскому монастырю и упраздненного в 1704 г. Четырехсвятский монастырь возник на основе расположенной "на горах" Четырехсвятской (в честь четырех московских митрополитов - Петра, Алексеея, Ионы и Филиппа) приходской церкви, находившейся на этом месте (предмостовая площадь) уже в 1682 г. Отсюда и название монастыря. В конце 17 в. саратовский посадский Ивашка Потапов пожертвовал новому монастырю свою сенокосную пожню "в урочищах вниз Волги, по нижней россоши Увековской речки". На этом участке впоследствии было заведено довольно большое монастырское хозяйство с различными хоз. посторойками. Сохранились описи этого хутора и в них НЕТ описания церкви - ее там НИКОГДА НЕ БЫЛО. Академик Лепехин очень неудачно назвал этот хутор " Четырехсвятским монастырем" в котором " нет ныне никакой братии". Это неудачное высказывание и дало, вероятно, повод саратовским краеведам, начиная с Леопольдова, говорить о "древнем монастыре на Увеке", не приводя НИ ОДНОГО (кроме высказывания Лепехина) документального свидетельства. Особенной фантазией отличился по этому вопрос А. И. Шахматов. Село Ивановское (Ивановский, Церковный Увек) было,  по всей вероятности, изначально помещичьим и основано было где то в 70-80-х гг. 17 века недалеко от монастырского хутора. Предтеченская деревянная церковь в селе существовала уже в 1787 г. (см. дневник Г. Скопина). Во владельческих селах храмы строились, как правило, самими помещиками. В1825 г. рядом со старой церковью (м. б. сгоревшей или разобранной "за ветхостью") построили новую, каменную. Кстати, каменной "грудкой" или памятником с крестом (он виден в нижней части снимка), в подобных случаях обозначалось место главной алтарной святыни разобранного или сгоревшего старого храма - св. престола.

Файлы: 

коренной , я её перетащила вчера  в центр поселка. Раньше ставила, как Вы и предлагаете. Но начала с картой 1918 года соотносить, опять вернула . 

В общем,  надо определится уже раз и на всегда. И в описании добавить место положение.