Радищевский музей. Старая ограда

в допах фото зала рисунков и акварелей из журнала "Среди коллекционеров", 1924.
Источник: 
Музей им. Радищева

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1925-1940 годами.

Сказали "Спасибо!"


Комментарии

Добавила в допы фото из :

 

Журнал "Среди коллекционеров". 1924

 

Письмо из Саратова

В Радищевском музее 1-го января 19 24 г. открылось несколько новых зал с произведениями русских художников. Этот факт отмечает ту работу, которая предпринята по переустройству музея уже с 1920 г. и в силу экономических условий идет замедленным темпом. Только недавно музей смог получить достаточную площадь зал, по переходе находящегося в его здании Художественного Техникума в другое помещение и с осени 1923 г. идет размещение неразвернутых до сего собраний. К настоящему времени окончено устройство верхнего этажа музея с коллекциями по русскому искусству. От прежнего дореволюционного состояния музея не остается почти никаких воспоминаний. Музей значительно улучшен и расширен. Прежде всего из 
музея убраны все посторонние по характеру вещи, удалены не музейные предметы и изменен внешний его облик, весьма удачной перекраской помещения, произведенной под руководством художника А. И. Савинова. 
Открывшийся Отдел русского искусства состоит из двух частей: основной и дополнительной группы зал. Он размещен в 10 комнатах и двух корридорах. 
Поднявшись по парадной лестнице, стены которой завешаны гобеленами и вышивками декоративного характера, зритель попадает в зал I, где собрано стекло и фарфор русских и иностранных заводов. В следующем зале II направо развешаны работы русских художников XVIII в., среди которых ряд интересных анонимных портретов и несколько приписываемых Щукину, Лампи, затем с подписями Боровиковского и датой 1816 г. [сомнительный] и Н. Аргунова. Кроме того в музее интересны пейзажи XVIII века — один декоративный в стиле Кюгельхена, два других подписанные: В. Перова 1791 и Ф. Матвеева 1816. Выделяется грандиозная "Коронация Павла' работы Квадаля [1800 г.]. В следующем зале художники 1-й пол. XIX века. Среди их работ два портрета Тропинина, .Киргиз' Орловского, редкий для Щедрина .Interieur' 1830 г., 4 работы Брюлова, вещи Моллера, Рабуса, а самое ценное для зала 4 эскиза Александра Иванова. 
Парный второму зал IV с портретами 1840 — 60 г.г. Здесь 3 вещи И. Макарова, работы Венига, Келлера, Горбунова и редкого Игорева, отличный портрет которого прекрасно дополняет выгодное представление, получаемое от его .Китайских нищих' Третьяковской галлереи. К этому залу примыкает корридор с жанрами этого же времени. Здесь работы Сверчкова, Виллевальда, Соколова, Трутовского и др. 
Находящийся несколько в стороне зал V посвящен творчеству Боголюбова — основателя музея—и его единомышленников и друзей. Из обширного собрания работ Боголюбова [около 300] здесь выставлено 20 лучших пейзажных вещей мастера. Здесь же работы Бронникова, Поленова, Харламова, Похитонова и др. 
Дальше, залы VI и VII знакомят с творчеством передвижников. Среди их работ следует отметить отлично повешенные пейзажи Савицкого, И. Ф. Васильева, а также вещи Репина. 
Художников конца XIX в. в музее очень мало, а ,Мира искуссников' почти нет. Можно остановиться только на портретах Серова и Сурикова и большом, раннем жанре Нестерова [18 8 8] и затем перейти к творчеству мастеров ,Голубой розы', распределенных на последней стене в зале XVIII в. Центральное место здесь отдано 5 вещам Мусатова. Кроме них, работы П. Кузнецова, П. С. Уткина, Крымова и др. Несколько разрозненных современных живописцев: Грищенко, Кончаловского, Юстицкого, прка повешены в нижнем этаже лестничной клетки. Для музея количество их кажется слишком недостаточным. 
Другую группу материала дополнительного характера к отмеченному составляет небольшая комнатка с образцами иконописания и очень удавшийся зал рисунков и акварелей. Он отлично окрашен лимонно-желтым цветом, а выставленные вещи, в количестве около 125 листов, дают весьма хорошее представление о развитии рисунка и акварели в России с конца XVIII в. до наших дней. Здесь два очень интересных портрета, возможно Кипренского, разысканные для музея в 1922 г. в глуши губернии; большая акварель Орловского 1812 г. Sepia Гонзага, прелестные виды русских местностей, в акварелях Свиньина, несколько работ Зауервейда, А. Егорова, Бруна, Крюгера, Тимма, Премацщи, Брюллова, Зичи, Соколова, Чернышева, Гуна и т. д. 
Из художников конца XIX и начала нашего века в этом зале показаны акварели А. Бенуа, А. И. Кравченко, рисунки Лукомского, Мусатова, П. С. Уткина, Б. Григорьева, Юстицкого, монотипия Кругликовой. 
Зал этот, обставленный, как и весь музей, отличной ампирной бронзой и мебелью корельской.березы и красного дерева той же эпохи, производит выгодное впечатление. Следует отметить еще корридор с работами провинциальных художников 1-й пол. XIX в. Здесь интересные и часто курьезные образцы творчества: Рафаила Ступина [Казань], Белоногова [Ярославль], М. Головачева [сл. Покровская, Сам. губ.], Юрова [Ростов], Панаева [Тюмень] и т. д. 
Сейчас в Отделе русского искусства музея выстаилено картин 250, скульптур, рисунков и акварелей 180. Всего Радищевский музей имеет в настоящее время более 1500 памятников живописи и рисунков и акварелей, но часть их есть лишь историко-художественные документы. Посещаемость музея выразилась за 1923 г. в 12475 посетителях. 
Следует указать на открытие при музее постоянного выставочного зала. В нем на Рождественских праздниках с 6 по 20 янв. 1924 г. была устроена выставка работ местных художников, главным образом, тех, которые группируются вокруг Художественного Техникума — его руководителей и старшей группы учащихся. Из экспонатов наиболее интересны вещи П. С. Уткина [около 5 лет не работавшего и выставившего 2 новые, очень интересные, вещи 1923 г.]. 
Среди коллекций других саратовских музеев, художественный интерес вызывает прекрасное собрание татарской керамики и майолики из раскопок Увека и других мест золотоордынской культуры, в Археологическом музее теперь очень обширно и богато развернутом. 
Готовится к открытию церковное древлехранилище. Материал его местного характера, собран за 3 последних года, в частности в связи с из‘ятием церковных ценностей. Музей помещается в доме бывш. архиереев. Среди собранных вещей преобладает XVIII век. Выделяются богатые старые облачения, парча, превосходная чеканка серебряных окладов и чаш, гл. обр. XVIII в. Есть интересные образцы финифти, перламутра и т. д. Интересно собрание резных ,христов'. 
Д. Прокопьев

 

Надо бы изменить название снимка "Радищевский музей. Старая ограда" на "Новая ограда Радищевского сквера".

Этим советским новоделом (на обсуждаемом снимке) оградили не только Музей, а весь новый сквер от Театра до Радищевской улицы. Но и эта ограда сгинула или в1949, или в 1951 году.

Старую историческую (с дореволюционных времен) ограду вокруг Музея в начале 30-х демонтировали и оградили ей театр оперы и балета, где до наших дней дожил только один элемент, который, пока не сперли, достоин музея.

 

Файлы: