Типография на Университетской улице

На сайте http://106eomz.ru/about/history/ эта фотография иллюстрирует рассказ о Саратовской военно-картографической фабрике, что поначалу пустило "следствие" (на тему "где это?") по неверному следу.

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1941 году.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

На Пугачевской между Вавилова и Советской была картографиеская фабрика. Сейчас там здания частино снесли, но что осталось  (напр. Пугачевская 74) - по архитектуре похоже. Такая волнистая крыша я там припоминаю была

Подтверждаю! Фабрика там была.

Сначала она называлась картонажной, потом военно-картографической.  Склады до сих пор остались.

Часть фабрики на Пугачёвской . Что-то не очень похоже.

Картонажная это в целях секретности. Официальное название - 217 экспедиция. Сейчас на Царёвской (Пугачёвской), 78 остатки этого учреждения.

она вроде как с 1946 года официально 107 ВКФ, а до этого просто саратовская ВКФ

официальный адрес был пугачёвская, 72... ближе к советской

Сейчас 107 ВКФ тоже по привычке называют картонажной

картонажная и картонографическая - это разные вещи... не путайте :))

На здании фабрики на Пугачёвской сначала висела табличка с названием "картонажная",  а потом "военно-картографическая". Помню, как я удивилась, когда увидела, что название стало другое.

ну вообще-то "картонажная" - это про упаковку и гофрокартон, а фабрика с испокон века карты печатала (если точнее - с конца 40-х годов точно)... да и сейчас вроде как печатает, но по другому адресу... ничего не путаете? картонажная фабрика в Саратове находилась на углу Большой Горной И Радищева...

Она была военно-картографической: когда карты завозили в помещение склада у входа стояли военные, а на табличке было написано "картонажная".

 

ну не помню такого :)) хотя я с ними работал и бывал там...

В конце 1970-х начале 1980-х? :)))

нет, в начале 90-х... но позвонил сегодня бывшим сотрудникам, с кем познакомился тогда, они поржали над "картонажной" :))

Значит, воспоминания детства подвели... :))  А я всегда искренне считала, что так было написано из-за секретности!

секретность, как правило,  в документах была, а если уж какой шпиён добетётся до места, так ему любая бабка расскажет, что где находится, потому как местные все всё знают... как пример: авиационный завод в доках был как п/я №1, но надпись на проходной никто не менял...   секретки цифрами обозначали в общем...в нашем случае секретность была когда из саратовской ВКФ (в названии - привязка к местности) она стала 107 ВКФ... как пример: 9 авторемонтный завод в Энгельсе или НИИ-10 на углу Радищева и Московской, СЭПО и куча заводов тоже номера имели в доках, но все всегда занали, что там находится... старожилы первый жилучасток до сих пор 195-м называют из-за завода щелочных аккумуляторов

а насчёт памяти, то я, например, был уверен, что видел церковь "Утоли моя печали" без крестов на куполах, но как я здесь убедился, этого не могло быть... :)) 

Пугачёвская, 78 - это Фрунзенский ЗАГС.  А остатки (склады) - рядом.

    О существовании на Пугачевской ВКФ узнал случайно в конце

 90-х из разговора с ее бывшим гл. инженером. Соответствующей

 вывески там никогда не видел, хотя ходил мимо множество раз.

 А вот зданий на фото пока не припомню. Не могла ли фабрика в

 1941 находиться в другом месте?

 А картонажная фабрика была; по-моему на Б.Горной. Вместе с

 одноклассниками выступал перед ее работниками с литературным

 монтажом в 60-е.

насколько я помню, она где-то с сентября-октября 1941 года там, то есть с основания, когда эвакуировали оборудование с территории Украины

периодически печатал там продукцию в 90-е... тогда там было лучшее, на мой взгляд, качество в Саратове...

Всё-таки мне кажется, что на фотографии не Пугачёвская.

Уважаемая Мария, я наверное Вас поддержу.Судя по тени от дерева, и, если принять то, что это на улице Пугачевской, то получается, что солнышко  светит с северо -запада. А в наших широтах ему там нечего делать даже в самый длинный летний день.

Улица Университетская. Уважаемые коллеги! ваши рассуждения весьма убедительны и полезны, и я абсолютно согласен, что ВКФ располагалась на Пугачевской (некоторое время, помнится, на газоне стояла пара военных кунгов.) Другое дело - касательно самого здания, изображенного на снимке. Это известные строения по Университетской 55 и 57, напротив 3-го корпуса СГУ, где действительно долгое время (до второй половины 1990-х) располагалась одна их городских типографий (в том числе тетрадный цех). http://maps.yandex.ru/-/CVuI68Km

Сергей, браво!

Похоже. Но, получается, фотограф в 1941-м "уделал" это здание, как бог черепаху...

Сравните с http://oldsaratov.ru/photo/tipografiya-shelgorn

Аттик сильно вытянутый (основная примета этого здания), а здесь - совсем другой, короткий

 Похоже. Но! Взгляните на два крайних справа окна первого этажа

 у двухэтажного дома на фото 41 года. Левое немного шире право-

 го, а на снимке, представленном AV, левое почти вдвое шире; к

 тому же под окнами  на снимке 41 года нет прямоугольных высту-

 пов. Обычно же фасады много чего теряют с годами, а не наобо-

 рот.

 

Это оптическая иллюзия. Если растянуть фотографию, она идеально накладывается на фотографию типографии и окно становится шире раза в 2.

А еще, несомненно, на фото 1941 года видны следы такого винтажного инструмета, как ретушный карандаш, который просто обострил некоторые архитектурные детали в ущерб другим.

Уважаемый Денис Уткин умеет читать мысли :)

Убедили, согласен.

Правим или есть ещё мнения?

Отметил на карте, спасибо, тайн все меньше!

В источнике снимок иллюстрирует историю не военно-картографической фабрики, а оптико-механической мастерской (ОММ) при ней, организованной в августе 1941 и переехавшей в Москву в конце 1943. Она вполне могла располагаться в этих зданиях, да и откуда бы еще взялась эта фотография в архиве ныне столичной организации? Предлагаю вернуть тэг "Военно-картографическая фабрика", поскольку сам только что ошибочно добавил дубль, не найдя снимка ;))

Фабрика беловых товаров и литография "Белфаблит"

См. также Саратов.Белфаблит. 1944г.: http://oldsaratov.ru/comment/92517#comment-92517

 

Ученическая тетрадь 1937 года.

 

Какие артефакты! История страны в школьных тетрадях

 

 

Что за типография на Астраханской, 52?

 

Действуют в настоящее время у Сарполиграфпрома три больших, фабричного типа, типографии - 2-е отд. (быв. Яковлева), 9-е отд. (быв. Шельгорн), 10-е отд (быв. Соломоновская фабрика) и Профшкола (11-е отд.). Все эти типографии в последние годы значительно расширены и пополнены машинами, шрифтом и др. оборудованием. Рабочих в них находится 580 челов. и служащих около 35 чел.

...

Типография № 10 Сарполиграфпрома.
Астраханская ул., д. 52, телеф. 37.

Зав . типографией Иванов, Иван
Константинович, Пугачевская, д . 13.

"Весь Саратов" на 1925 год.

Тетради — фабрика Соломонова Б. И., Соборная 52

"Весь Саратов" на 1916 год. Ошибка в адресе? Или на Астраханской был филиал? Или переехала?

Писчебумажная торговля

Соломоновъ (бум. кн. Паскевича) Моск. домъ Хватова

Соломоновъ Комиссiонн. торговля бумагой кн. Паскевича. Фирма распространила свою деятельность на весь Волжско-Камскiй край.

Адрес-календарь-указатель на 1912 год. То есть своя фабрика, видимо, появилась позже.

Дом Парусиновых

В первом этаже располагался на первых порах оптический магазин Ф.Ф. Кроне, писчебумажная фабрика Соломонова, столовая Плеханова.

Фабрика бр. Миллер

В 1913 году фабрика вместе со всем оборудованием и дворовым местом была продана купцу Берк Лейба Ицковичу Соломонову. Цена проданному составила 77 тысяч рублей, т.е. была очень солидной. Новый владелец Б.И. Соломонов в купленном помещении устроил тетрадную фабрику и собственную контору. Здесь же были склады писчебумажной фабрики князя Паскевича. В 1914 году Соломонов пристроил к существовавшим строениям еще один каменный склад.

Бывшая аптека Н.И. Шмидт на углу Московской и Соборной

Здесь одно время располагались контора фирмы Нобеля, служба телеграфа РУЖД, фабрика тетрадей Соломонова.

"Саратов историко-архитектурный"

4027. Соломоновъ Б. И., куп., типо-литогр., осн. 1874 г. Мѣстн:. г. Минскъ, Юрьевская, с. д.
Гдв. пр.: 77 т. р., раб. 50, дв. 1, лш. с. 6.

29695. „Викторія", спич. фб., влад. Соломоновъ Бор. Исаак., осн. 1891 г., г. Борисовъ, бл. ст. м.-бр. ж. д. 2 3/4 в. Адр. зав.: тгр. Борисовъ—Викторія, кнт. Минскъ. Гдв. пр.: 100 т.ящ., 300 т. р., раб. 496, дв. 3, лш. с. 200.

"Список фабрик и заводов России", 1910 г. Получается, Соломонов к нам из Минска перебрался.

 

В общем, выходит, что это фабрика братьев Миллер. Правда, непонятно, как нумерация так могла измениться - с тогдашнего 52 на нынешний 102.

Спасибо, она и есть. Нумерация на Астраханской поменялась радикально. Как я п., "процесс пошёл" ещё до революции:

Хотел сдублировать информацию к соотв. фотографии и сходу не нашёл на сайте ни одного снимка бывшей шоколадной фабрики бр Миллер. По тегу Фабрика швейная №5 - случайные фрагменты..

Файлы: 

Б. Соломонов - третий спичечный барон империи: https://belisrael.info/?p=14795

 

Визитка

 

Из списка типографий Сарполиграфпрома теперь неясно только, что такое Профшкола (11-е отд.). Индустриальный или железнодорожный техникум?

Профессионально-техническ. школа
Полиграфического производства:
Ленинская (Московская), д. 123

В другом месте того же справочника 1925 года:

Профтехническая Школа Полиграфического производства им. Клары Цеткин

Вероятно, где-то в районе пересечения с Рахова. Дом №85 по тому же справочнику указан между Вольской и Ильинской ("бл. почтамта", школа - возможно, бывшее женское Сретенское училище на совр. Московской, 105), дом №135 - между Камышинской и Пугачевской.

https://search.rsl.ru/ru/record/01009045635

 

Барен Э. Состояние полиграфического производства в Саратовской губернии и как отразилась на нем национали­зация. — «Экономическая жизнь Поволжья», 1919, N 2, стр. 9—10.