Пролетарский Дом памяти II Конгресса III Интернационала

В 1920 году в Саратове было принято решение методом субботников построить музей-аудиторию на углу Никольской (Радищева) и Большой Кострижной (Сакко и Ванцетти). Будущее здание было посвящено, проходившему в июле 1920 года в Москве 2 конгрессу III Интернационала. В конкурсе на проект здания победил Александр Гринберг. Здание было рассчитано на 500 человек, кроме того, возле аудитории предполагалась сделать открытые летние трибуны, окружив их бюстами на высоких постаментах. Рельефные композиции для фасада сделал художник Алексей Кравченко и скульптор Георгий Мотовилов. Договор на роспись фойе и интерьеров был подписан с Александром Савиновым. Активное строительство здания шло в1921 году, но к 1922 прекратилось. В «Известиях Саратовского Совета» публикуется известие о том, что кирпичи, предназначенные для строительства, «рассыпаны чуть ли не до середины улиц, загромождают тротуар, а часть из них идет на постройку мостиков через лужи». Решение закончить строительство в 1922 году осталось невыполненным – здание простояло десять лет, и было разобрано в 1931 году. Фотография братьев Леонтьевых 1929 года. По информаии Е. Савельевой. P.S. На снимке видна и классическая саратовская чугунная тумба. В дополнительных - 1) Проект А.З. Гринберга 2) Фотография Леонтьевых рельефной композиции главного фасада. 3) Эскиз росписи А.И. Савинова центрального фойе. 1921/(Второй конгресс Коммунистического интернационала проходил 19 июля — 7 августа 1920 в Петрограде. На конгрессе был принят Устав Коминтерна. Коминтерн в нём рассматривался как единая международная партия с железной дисциплиной. В качестве условий вступления в Коминтерн были приняты ленинские «Двадцать одно условие». Все делегаты II Конгресса Коминтерна получили копию новой книги Ленина Детская болезнь «левизны» в коммунизме, которая была опубликована исполкомом Коминтерна (ИККИ)). На переднем плане видна вентиляционная тумба (см. в дополнительных фото предоставленное Станиславом Гридасовым и Александром).
Источник: 

журнал "Тектоника плюс"

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1929 году.

 

Комментарии

Один из барельефов.

 

Б. Кустодиев. "Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого в Петрограде". 1921г.

 

Располагался по адресу Саако и Ванцетти, 2

А теперь посмотрите на фото oldsaratov.ru/photokonservatoriya-9 . Вам не кажется, что он стоит не там, а ближе к проспекту?

Перед домом в память второго конгресса стоит кинотеатр "Зеркало жизни" (http://oldsaratov.ru/photo/kinoteatr-zerkalo-zhizni-1910-e). Он располагался напротив колледжа искусств. Значит следующий шел памятник.

В общем и получается - адрес Сакко и Ванцетти, 2 - угол с Радищева. просто он огромный такой, размером с хрущёвскую 3-4 этажку. что перспектива искажается

Очевидно я пал жертвой оптического обмана. Но ставить метку на угол рука не поднимается.

Поищем фотографий с другого ракурса

Может быть поставить метку напротив дома Радищева 25, а не Сакко и Ванцетти 2.

поставил ориентировочную точку съёмки.

Я думаю что стоял он не на самом углу, 

А направление? Если сравнивать фотографии, то на второй со стороны проспекта пристройки нет

А пристройки и не видно за зданием кинотеатра.

На этой фотографии ещё видно трамвайные рельсы, которые лежали на Радищева. По Сакко и Ванцетти трамвай не ходил. 

Вставил в дополнительные фотографии с поста о тумбах. К основному фото укажите, плиз, источник.

Фото частенько воспроизводилось и выставлялялось, откуда конкретно это - не восстановить. Верояно, выствыка "А.Гринберг" в музее архитектуры в Москве (о выставке: http://www.muar.ru/lectures/2011/grinberg.htm)

Снимок Интернационала с большей тенью и другими людьми 

 

 

Закинул её в дополнительные

А известны ли места этих тумб в современном Саратове? На моей памяти только две, одна из которых уже утрачена.

вот такая тумба стоит сейчас на князевском взвозе

На Мичурина вроде ещё осталась где-то между Октябрьской и Волжской.

И ещё есть остатки-останки - уже вровень с землёй и без грибков, только забитые чугунные трубы с характерными ушками для крепивших грибки болтов: на Кутякова по чётной стороне между Рахова и Астраханской и на Московской по нечётной стороне на самой остановке троллейбуса "Астраханская" у СГУ.

Октябрьская вроде бы стыкуется с Волжской, и с Мичурина пересекается уже только Октябрьская.

Ой, да. Переклинило. Хотел написать между Октябрьской и Некрасова.

Увы, никакой вытяжки на этом отрезке сейчас не существует

Ещё одна тумба зарыта вот здесь. А вот её фото

Файлы: 

В 60-е в центре Саратова еще существовали вентиляционные тумбы коллекторов кабелей связи с эмблемой в виде зигзага молнии.

На моей памяти такая тумба стояла на Леонова(Соляная) угол Московской по правой стороне(если встать лицом к Волге) метрах в 5-10 от угла. В 80х точно была

Уже давно там вытяжки нет.

Подробно об этом здании "Дом Коминтерна" можно прочитать в книге Ефима Исакович Водоноса "Очерки художественной жизни Саратова эпохи "культурного взрыва"  стр.60-64. 

Там же приведены воспоминания Соколова Д.А.: "На углу Никольской и Кострижной на месте бывшего Александровского училища в начале революции была выстроенна какая- то башня...Теперь на этом месте выстроили громадное здание"

http://radmuseumart.ru/science/editions/58/1636/?sphrase_id=428

Большущее Вам спасибо за ссылку!

Не понял пассаж "на месте бывшего Александровского училища". Кроме Александровского ремесленного (индустриальный техникум) было ещё какое-то?

Как бы побыстрее забыть все эти эфемерные постройки - ну и прочую пакость.

 

Сергей, прошу уважать мнение ВСЕХ участников сайта. Для обсуждения всевозможных пакостей есть соответствующая тема на форуме, прошу это сообщение отправить туда, здесь ведем обсуждение только по существу фотографии (расположение объекта, его назначение, годы постройки-сноса и т.п.). А все личные эмоции - пожалуйста на форум.

поддерживаю...

А ещё лучше БЕЗ ТАКИХ эмоций.

Я думаю, подобным выражениям не место даже там. И вообще на нашем сайте. И даже просто в разговоре цивилизованных людей.

 Поддерживаю.

 

Появился ещё один эпиграф к детскому реферату по материалам нашего сайта на тему: "История Саратова в комментариях и мнениях Сергея Щурина"

А.И. Савинов. Эскиз панно для Дворца Труда в Саратове, 1920. Динамичная многофигурная композиция изображает победу освобожденного труда, завоеванную на баррикадах. Художник мечтал о создании в Саратове мастерской монументального искусства, однако планам этим не суждено было осуществиться из-за его отъезда в Петроград в 1922 году.http://www.artmus.ru/exhibitions/id-254~point-150~article-170.html Добавил цв. эскиз в доп.

Храмовая борьба. Интересно, как Гринберг оглядывался в своей работе на Храм Александра Невского.

 

"Поволжская правда", 31 июля 1929 г .
 

Мария, в допы добавьте , пожалуйста.

Добавила.
А почему там написано, что на углу улиц Радищева и Дзержинского?

Ну, если  провести линию мысленно на карте , то как раз там бы улица Дзержинского  и упиралась в улицу Радищева :-) 

а так не знаю.

Совершенно верно, речь идёт об исчезнувшем отрезке ул.Грошовой /Дзержинского, на углу которой стояло это сооружение. На фото начала XX в. перспективу Грошовой замыкает колокольня собора Александра Невского

http://oldsaratov.ru/photo/5919

Сечас ул.Дзержинского упирается в д.28 по ул.Горького

На всех картах Грошовая (будущая Дзержинского) заканчивалась на Александровской (будущей Максима Горького). Колокольня хорошо просматривается из-за низкой застройки. Возможно, были планы новой пробивки, которые не осуществились.

Судя по http://oldsaratov.ru/comment/99693#comment-99693 , в каком-то виде осуществились..

Я думаю, это обыкновенная газетная неточность. В заглавном же снимке там написано на углу Радищева и Сакко и Ванцетти.

В том-то и интрига, что оно стояло не на углу Б.Костижной (Сакко и Ванцетти)...

Отрывок из второй главы второй части первого раздела «Место монументального рельефа в архитектурных ансамблях 1920–1930-х годов» из книги «История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920–1930-х годов в СССР».

Параллели между проектами на бумаге первых двух десятилетий XX века и действительными попытками осуществить подобные проекты в 1930-х годах впечатляют. В 1918 году искусствовед Владимир Фриче в связи с принятием плана «монументальной пропаганды» так видел перспективы развития монументальной скульптуры: нужны «памятники... двоякого рода — с одной стороны, это обычные памятники_портреты... Другая задача еще более трудная, но и еще более важная, это — сооружение грандиозных монументальных памятников совсем особого типа, еще небывалого вида... Это огромные сооружения из камня или стали... которые увековечили бы... с одной стороны, уходящее прошлое, с другой — будущее, восходящее за красным облаком занимающихся зорь». Спустя годы, в 1930-е, эти мечты действительно попытались осуществить в амбициозных проектах гигантских зданий Наркомтяжпрома и Дворца Советов. Но это было дело будущего, а в начале 1920-х годов на практике синтетический ансамбль представлял собой достаточно традиционный тип здания.

 

Примером такого стилистически консервативного проекта, целью которого было выразить революционность новой эпохи, стал дом-памятник III Интернационалу в Саратове. Его начали возводить в самом начале 1920_х годов в разгар после революционной неустроенности и Гражданской войны. Авторы "мыслили памятник неким центром идейно-воспитательной жизни города«200. Встреча всех искусств в совершенном ансамбле трактовалась буквально: над проектом работали архитектор А.З. Гринберг, художник А.И. Кравченко и скульптор Г.И. Мотовилов. Панно с фигурами революционеров было одним из первых опытов Мотовилова, будущего автора декоративной скульптуры на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года и станциях Московского метрополитена. Впечатление почти наивного искусства от вырезанных в рельефе статичных, скованных фигур усиливалось тем, что панно было вмонтировано в здание, вызывающее ассоциации с раннехристианскими купольными базиликами. Этот проект — свидетель энтузиазма первых послереволюционных лет, когда художники стремились выразить мечты о свободе и надежды на будущее всеми доступными в тот период средствами.

 

Полноценное воплощение сложных, драматических и в основном литературоцентричных образов, востребованных временем, вело к пересмотру художественных возможностей всех видов искусств. Приведем пример типичного общественного задания, где использовалась скульптура. На обсуждении скульптурных работ для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (ВСХВ) 1923 года были предложены, например, такие задания: «Скульптура выставки должна оттенить изменение в психологии за время революции, подчеркнуть перелом и тенденцию к возрождению России». Скульптуре, как и архитектуре, предписывалось «говорить» для того, чтобы диалектически раскрыть процесс перерождения людского сознания, а не просто показать на фасадах статичные аллегории и персонификации.

 

Фигуры для одного из павильонов выставки были выполнены скульптором С.Т. Конёнковым в характерной для него манере. Они обыгрывали мотив кариатид, статичность которых была усилена фактурой материала, и не могли произвести впечатления «революционного перелома сознания». Очевидно, что для агитационного впечатления нужен был пересмотр не только стилистики скульптуры, но и способов ее взаимодействия с архитектурой, живописью, а также необходимы были введение новых аллегорий, технических приемов, изменение масштабов и соотношений между составными частями агитационного ансамбля. Все это в общем и целом произошло ко второй половине 1930-х годов.

http://archspeech.com/article/kniga-istoriya-i-ideologiya-monumental-no-...

Файлы: 

Извините, если ошибаюсь, но, видимо, именно с историей этого дома связан документ, который случайно обнаружился в фонде ленинградского обкома СОРАБИСа (ЦГАЛИ СПб. Ф. Р-283. Оп. 2. Д. 1205. Л. 2).

Там еще упоминается памятник красноармейцу на берегу Волги. Интересно, было ли это осуществлено?

Файлы: 

Спасибо, интересно!

Самый первый и главный вопрос: "Допускается ли левое течение в трактовке памятников Музея III-го Интернационала?"

Про Красноармейца на берегу Волги слышу первый раз.. Очевидно, не поставили.

Файлы: 

Судя по делу, это подборка документов, надерганных из разных мест, т.е., возможно, этот протокол был не первым, где обсуждался данный вопрос. Кстати, следующий лист 3 тоже, видимо, об этом же.
 

Файлы: