Разъезд конки. Где это?

Источник: 
музей машин СГУ

Мы считаем, что этот снимок был сделан между 1887-1908 годами.

Сказали "Спасибо!"

 

Комментарии

Разъезд конки. Слева купола церкви вроде выглядывают.

Какая-нибудь из улиц параллельных Московской

Параллельно Московской конка шла кроме самой Московской только по Константиновской. Там был толлько Княже-Владимирский собор, а у него один большой купол и четыре шатра. На фото же несколькокупольная церковь. Я бы даже сказал, одна глава и колокольня, как на церкви Б.Горная/Университетская. Но там конки не было.

 А, кажется, понял, отредактирую комментарий в четвёртый раз. Это Митрофаньевская церковь и Ильинская линия, гора позади Соколовая.

Теперь осталось понять в каком квартале. Несколько фото старых зданий на Чапаева у нас есть.

По теням не получается. что на заднем плане Соколовая гора.

Если позади Лысогорский массив, то это либо Московская, либо Константиновская. (Либо мы не знаем о существовании целой линии, что маловероятно). На Московской так могли глядеть Маминская церковь, но нет ни Тюрьмы, ни пустой Московской площади.

Против Константиновской говорит тот аргумент, что церкви такой в тех краях нет.

Да согласен я со всеми доводами. На Московской,насколько мне известно, "двухпутка" была. По ширине улицы и характеру застроек подходит Константиновская. Церковь ли мы видим? От Астраханской в сторону сада Сервье в объектив могла попасть и башня "табачки". "Луковки" могут быть и трубными украшениями. например. Самое обидное, что вариантов всего два, из которых надо выбрать правильный. Думаю, что всё-таки ориентировка запад-восток. т.е. Волга - Лысогорское плато. Если бы не тени, то попросил бы "отзеркалить" фотографию и "поставить" Маминскую церковь, если это она, - справа

Нет, это ни в коем случае не трубы, а именно два купола - поменьше и повыше - колокольня, побольше и пониже основная глава.

Тогда, не знаю. Один куполок предположительно могу отнести к духовному училищу на Камышинской, а остальные?.. Может быть, от Владимирского собора что-то попало в кадр? Обратие внимание на классический ракурс собора. В левом нижнем углу виден купол, по-видимому, Духовного училища. Почему бы в обратном направлении не могло случиться тоже самое?

Файлы: 

Если тут такое наложение и произошло, то я, по карте прочертив, попадаю в район пересечения Константиновской и Чапаева, по полквартала в каждую сторону. И достаточно старых снимков этих мест у нас, кажется, нет, к сожалению.

 

На мой взгляд, почти угадали. Я отношу место съёмки к Мирному переулку. Поясню. Справа домик с двумя триколарами, скорее всего относится к военному ведомству. Как известно, этот участок - наш Саратовский "Пентагон". Прилагаю ещё одну хорошо известную фотографию Константиновской, где чётко видна только одна колея. К слову, на всех старых фотографиях на этой улице одна колея. даже во времена пуска трамвая. Обращаю внимание на домик за коммерческим училищем и украшения печных труб на крыше. На фотографии "Разъезд конки" столбы. их только-что поставили и начинают монтировать "поперечены" с поощью "рогатин". На следующих столбах их ещё нет. Если снимок сделан во время пуска "конки" (1887 г.), что вполне объяснимо, то Владимирский собор только ещё достраивается (освящён в 1889 году) и мы с трудом узнаём очертания купола. Его окончательная высота (77 м) уже обозначена и контур мог попасть в кадр Понятно. что Коммерческого училища ещё нет, с домом Деконского (офицерское собрание) не определился, под рукой нет информации о дате постройки. Если посмотреть на известную панорамную фотографию "Голгофа", то легко узнаётся фон. И ещё. Пешеходы впереди, получается, переходят Константиновскую по камышинской, которая вот-вот превратится в "бульвар Косича". Разъезд/остановка мог так и называться - Мирный переулок. Поскольку Владимирский собор ещё не достроен, то снимок можно датировать 1887-1889 годами. Хотя, уверен, и мы к этому уже привыкли, - фотограф хотел заснять открытие "конки". У меня всё, спасибо!

Файлы: 

Очень обоснованный ответ. В отсутствие опровержений, можно принять эту версию как основную.

Ещё было бы шикарно, если по левую сторону удастся найти любое из уцелевших ныне зданий, возможно и надстроенных. 

Для этого надо более чёткую фотографию. Думаю, с 65-ого дома можно начинать поиск. Ещё меня интерсуют и смущают какие-то витиеватые тени на дороге. На тени от зданий они не похожи по конфигурации. Или фотоэффект какой-то?

Тем не менее, на мой взгляд, куполок для Владимирского собора маловат. Там покрупнее был.

Может быть Рабочая в сторону театра?

Файлы: 

Не было конки. К театру она подъезжала наискосок Полтавской площади и по нынешней Слонова.

Как правильно заметил Игорь, по левой стороне располагался завод Отто Беринга с 1887 года.

На Рабочей в предполагаемом квартале Отто Беринг в то время открыл своё производство

Может Константиновкая линия?

На Немецкой конки не было.

Если Ильинская линия, то напротив Митрофаньевской церкви должна быть каланча. Когда она построена?

Нашёл очень витиеватое определение, но серьёзно и не искал:

К 1854 году пожарная служба стала серьезным и обученным подразделением. Тогда же в Саратове были построены каменные здания четырех пожарных частей - двухэтажные сооружения с каланчой.

Приложу оригинал фото переснятой фотографии.

 

 

 

Файлы: 

И ещё кое-что. Рассмотрев детали по правой стороне, складывается впечатление что на фото имеется хитрая вклейка

:

 

 

Файлы: 

не вижу ничего подозрительного

Мне кажется, это не вклейка и два российских флага - триколора (а дальше еще третий флаг) на флагштоках с обоих сторон зданий.

Это, на мой взгляд, не Советская. Ну нет такого вида горы с нее. А вот с Кутякова - как раз такой и открывается. (См.фото - тот же зеленый массив прямо по курсу и залысина горы справа и слева).

Мое предположение - место съемки Кутякова между Вольской и Чапаева. А здание справа с крыльцом - похоже на то, где до недавнего времени располагалась Пятерочка (сейчас оно более приземистое).

Церковь... Мне тоже не кажется, что это купола. 

 

Файлы: 

Только вот не было конки на Кутякова.

Уважаемый Владимир, я Вам скажу больше! На заднем плане... "Завокзальный" (совр. "Гришинский") родник. Тот самый родник, который стал питать город чистой водой по деревянному водопроводу. Удивлены?.. Дело в том, что мы уже несколько раз на сайте сталкивались с ситуацией, когда первым фотографам надо было просто-напросто "дорисовать" фон фотографии в домашних условиях, используя другие снимки. Не хотели мастера, чтобы фотография, используемая, как правило. в коммерческих целях, была незаконченной,"бездонной", т.е. с размытым фоном. Денис не просто так обратил внимание на некие вклейки в фотографии. Думаю, они вполне возможны. Неизвестноу мастеру надо было добавить окончательный вариант сюжета красивым фоном Саратова. А указанное место, согласитесь, смотрится. Снята панорама "Гришинског родника" был с Московской. Основная цель снимка - показать "конку" на одной из улиц Саратова, заодно привлечь внимание к живописным окрестностям города. Поэтому, это своеобразный коллаж и мастерство фотографа. Такую чёткую читаемую перспективу в конце XIX века одним кадром невозможно было создать. Фокус не тот! Вспоминается Андрей Некрасов (О.И.Янковский) в фильме "Служили два товарища", который,держа в руках французский КИНОАППАРАТ, просил пилота снизить высоту для качественной съёмки. Что, режиссёрская выдумка? Сомневаюсь! У снимка есть одна чёткая привязка - однопутка "конки". Пусть место съёмки определено ошибочно, но это - "КОНСТАНТИНОВСКАЯ ЛИНИЯ" в сторону "Народного театра" Спасибо!

Вполне возможно уже тогда было создать на снимке такую перспективу, не надо ссылаться на слабую технику фотографов дореволюционных. Недостатки её они компенсировали умением снимать. В частности, у деревянных камер под большой формат нЕгатива были довольно длиннофокусные объективы - 13 см и более, но к получению на них глубины резкости до бесконечности никаких принципиальных препятствий нет. А чтобы первый план снимка получился при этом резким, фотограф отходит достаточно далеко.

Возможно, мы действительно не знаем о существовании какой-то второстепенной "конно-железной линии" в Саратове. Откуда/куда следует вагон "конки" по Александровской? Может,  правда, по Цыганской в пределах одного-двух кварталов что-то было? См. прил. файл

Согласен с тем, что, возможно, не обо всех ветках конки мы знаем, надо лезть в газеты и методически в них ковыряться.

По Цыганской, тем не менее, едва ли была линия - слишком гнилое местечко.

По снимку - мог быть отстойный тупик для дополнительных экипажей или небольшая ветка на Верхний рынок.

Может тупичок у Московской гостиницы?

Убедительно! К тоу же совсем нет фотографий Цыганской улицы дореволюционного периода, почему-то..

Отправил нашу дискуссию Вячеславу Ивановичу Давыдову. Вот что он ответил.

 

Интересное фото. Соглашусь, что пока единственный вариант - Константиновская улица, правда, разъезд выглядит не очень убедительно (д.б. 4 рельса, а здесь 3).
За: рельеф Лысой горы, телеграфные столбы справа, возможно Владимирский собор на Полтавской площади - и всё!
Против: Военное ведомство у Мирного переулка!? Это о чём? Дом Деконского был уже в 1870-е годы.
Но его трудно увидеть на этом фото. Гудковские казармы располагались по Камышинской улице (кстати это тот дом, который можно видеть на фото с "Голгофой"),

дома около Коммерческого училища известны - см. вложенные файлы. На углу Мирного переулка был 2-этажный дом - убежище Св. Хрисанфа.

Есть ещё вариант - двухэтажный дом у 2-го столба. Не дом ли Готовицкой около Крестьянского банка,у него мезонин во двор был глухой, без окон?

Тогда точка съёмки ближе к Вольской.
И ещё, линии везде были однопутными, единственный двухпутный участок был от дома губернатора
(Московская, 31) до Пешего Базара, но и его Дума настаивала  убрать - "стесняет движение экипажей".
Так что твёрдого ДА у меня нет.

 

 

У гостиницы "Биржа" двухпутная "конка", как минимум, до Ильинской. На известной фотографии "Новые городские казармы" тоже двухпутка просматривается, по-моему. Тогда, выходит, что пешеходы идут по Ильинской?

В названии фото.Разъезд конки- поставить точку(.)перед Где это..