Возвращенные имена: Алексей Дундуков. Архив Л.В. Курышовой

1 сообщение / 0 новое

Курышова Л.В., к.и.н., Гайворонская В. Возвращенные имена                                                           

                                      

Каждый человек – это мир,

который с ним рождается и с ним умирает…

Г. Гейне

 

Россия – большая страна с многовековой историей. Изучать прошлое и настоящее такой страны – занятие интересное и увлекательное. Но осознать ее историю, найти первоисточник ее силы и могущества невозможно, не изучив жизнь отдельного ее гражданина. Жизнь человека всегда отражение жизни родного края и всей страны. Поэтому уточнение каждой биографии важно не только для родственников, это свидетельство нашей истории, которую надо знать и сохранять.

Актуальность работы заключается в том, что время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас самих. Но память о прошлом живет в воспоминаниях людей. Попасть в прошлое помогают старые фотографии. За относительно короткую историю своего существования фотография, датой рождения которой считают 7 января 1839 года, проникла и органично вписалась во все сферы жизни и деятельности человека. Универсальность технических и творческих приёмов и средств, способность отображать практически любые объекты, события и явления материального мира (от микромира и живой клетки до космоса), воз­можность передавать эмоциональное состояние человека позволяет фотографии быть уникальным сред­ством запечатления истории и культуры народов, эффективным методом научного познания, естествен­ным и понятным посредником в общении между людьми. Этим объясняется непреходящий интерес к фотографии. Фотоснимок зачастую является главным и единственным объективным свидетелем прошед­шего времени.

Сейчас фотоаппаратом и фотографиями никого не удивишь. В эпоху всевозможных достижений и технологий – цифровые фотографии самое распространенное дело. Можно фотографироваться когда угодно, где угодно и как угодно. Сделать сотни кадров за пять минут. С этим делом справляется не только взрослый любитель, но и ребенок. А когда-то ведь дело обстояло совсем по-другому.  В конце IX в начале XX столетия фотографией занимались только профессионалы.  И поход  к фотографу был целым событием, к нему готовились, для него надевались лучшие наряды. Далеко не каждая семья могла позволить себе иметь фотографические снимки. Поэтому нас очень заинтересовала фотография в фондах музея истории Дубовки в МКОУ ДОД Центра детского творчества Дубовского муниципального района  Дундукова Алексея Антоновича.

 

Дундуков Алексей Антонович

 

 Надпись на обратной стороне давала некоторые сведения об этом человеке, но много вопросов осталось. Кем был этот человек?  Почему он был похоронен не на городском кладбище, а в бывшем саду Корнеева А.П.?

 В интернете (в соцсетях) мы познакомились с потомками рода Дундуковых. Это достойные, уважаемые люди. К сожалению, им пришлось покинуть родной город, но память о Дубовке и своих родных они бережно хранят. От Филатова Евгения мы получили уникальные фотографии: Алексея (ученика Царицынской гимназии) и его матери (Дундуковой А.С.).

 

Гимназист Алексей Антонович Дундуков. Архив Евгения Филатова

 

 

Дундукова Анастасия Семеновна, мать Алексея. Архив Евгения Филатова

 

 Но полученные нами сведения были противоречивы и скудны. Работа в Государственном архиве Волгоградской области помогла воссоздать историю жизни Дундукова Алексея Антоновича.

Алексей (а по некоторым источникам Леонид) родился в 1894 году в посаде Дубовка. В 1902 году поступил в Дубовское городское 4-х классное училище, которое окончил в 1905 году. Затем подготовившись сам, без помощи учителей 14 августа 1911 года поступил в Царицынскую Александровскую гимназию,  где окончил полный 8-ми классный курс.

1 июня 1913 года по окончании гимназии Леонид занялся подготовкой к поступлению в университет, но через некоторое время он прекратил занятия, объясняя тем, что не способен к дальнейшему самообразованию. Стал обучаться ремеслу у соседа столяра Ревина и вступил в общество толстовцев. Это изменило всю жизнь молодого человека. По заявлению его отца (Дундукова Антона Николаевича,  секретаря Дубовской посадской управы) его сын Алексей на деньги смотрел как на ненужную вещь, старался всем помочь и услужить не получая никакой платы. Бросил пить чай, есть всякую мясную пищу, питаясь единственно водой и продуктами, которые готовил себе сам. В соответствии со своими религиозно-нравственными убеждениями отказался отбывать военную службу и проходить освидетельствование, за что был осужден на 12 лет каторги и отправлен в Казанскую тюрьму. Что же повлияло на выбор Алексея? Почему он отказался идти на войну? Кто такие толстовцы? Ответы на эти вопросы мы нашли, изучив архивные и исторические источники о религии Л.Н.Толстого и его последователей.

Дубовка всегда была местом ссылки и укрывательства беглых и гонимых за веру. Этим объясняется разнообразие существовавших там сект и старообрядческих толков. Они мирно уживались рядом с истовым православием. Представители  разных религиозных взглядов не таились и не сторонились друг друга, с равнодушием воспринимали мировоззрение близких людей даже в рамках одной семьи.

Наличие в Дубовке большого количества сектантов создало почву для распространения религиозных взглядов Л.Н. Толстого. Их основы он изложил в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др.

Тогда же начали возникать колонии толстовцев в ТверскойСимбирскойХарьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной ЕвропеЯпонииИндии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1880—1900-х годах создавались толстовские колонии в Англии и Южной Африке.

Религиозно-нравственные сочинения Толстого стали проникать в Дубовку в конце 1890-х годов. Прежде всего ими заинтересовались местные молокане-воскресники. А затем и православные. Из учителей, купцов и ремесленников организовался тайный толстовский кружок. Вскоре нашелся и руководитель в лице местного жителя Иоганна Фридриха (Федора) Христиана Граубергера (1857-1919). Он уроженец села Верхней Кулалинки Усть-Кулалинской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Из крестьян. Семейство лютеран немцев Граубергеров обосновалось в Дубовке в 1887г. Отец, коммерсант средней руки, организовал в Дубовке пиво-медоваренный завод. Один из трех его сыновей Федор получил общее образование, учительствовал, хорошо знал произведения Л.Н. Толстого и родственные течения. Отличался резкой прямолинейностью, последовательностью, был горячим пропагандистом идей Толстого. С самим Толстым Граубергер познакомился в 1893г., переписывался с ним, неоднократно приезжал в Ясную поляну.  Граубергер получил от Толстого рекомендации распространять книжку Григория Петрова «Евангелие как основа жизни христианской», где изложены отчасти протестантские, отчасти толстовские идеи. Книжки Петрова и Толстого распространялись между жителями Дубовки, о них заговорили и православные и молокане.

Верующие - духоборы нашли идеи Толстого сродни их собственным традициям и в 1895 г. воплотили их в жизнь, отказавшись от военной службы и уничтожив имевшееся у них оружие, за что были сурово репрессированы. В дальнейшем они также согласно идеям Толстого отказались от употребления мяса, алкоголя и табака.

В 1897 г. в России толстовство было объявлено вредной сектой. В 1901 году Святейший Синод официально заявил, что «Толстой отторг себя сам от всякого общения с Церковию», отрёкся от неё, а потому не состоит более её членом. Сторонники Толстого подверглись арестам и высылке. Вегетарианство в науке того времени считалось глубоко нездоровым (вслед за немецкой диетологией того времени).

 В 1898г. Граубергер принимал участие в помощи гонимым духоборам, ездил на Кавказ для собирания сведений о высланных молоканах. Популярность Граубергера встревожила духовенство. Благочинный протоиерей Георгиевский сообщил о появлении толстовства в Дубовке епархиальному начальству. Духовной консисторией от Братства святого креста был прислан в Дубовку протоиерей миссионер Павел Соколов. При огромном стечении народа он провел 3 беседы с Граубергером. Эти беседы не достигли цели и даже способствовали усилению распространения толстовского учения. В 1899г. аналогичные беседы проводил настоятель и благочинный Успенского собора Константин Минин. За пропаганду взглядов Толстого Граубергер неоднократно арестовывался и высылался из Дубовки. В том же 1899г. он был выдворен за пределы Саратовской и Астраханской губерний и поселился в 30 верстах от Дубовки в области Войска Донского. Жена Граубергера Мария Ивановна обратилась к Толстому с просьбой похлопотать за высланного с родины мужа. Толстой близко к сердцу принял судьбу Граубергера. В январе 1902г. он писал Граубергеру: «Я Вас помню и люблю и боюсь за Вашу горячность». После следующей высылки Граубергер поселился в Полтавской губернии и, нуждаясь в средствах для содержания дряхлого отца, нанялся садовником в имение Федоровка. В 1915-16гг. привлекался к суду по 2 делам, связанным с распространением идей Толстого и открытым протестом против войны и приговорен к заключению в крепости.

После высылки Граубергера толстовство в Дубовке приняло иные формы. Для более близкого знакомства с идеями Толстого необходимо было иметь его произведения, изданные за рубежом. Стоимость таких изданий была велика. Например, за «Евангелие» Толстого платили 100 и более рублей. По случаю 80-летия Толстого в 1908г. у дубовчан возникла мысль о приобретении для местной библиотеки портрета Толстого и его произведений. Деньги его почитатели собрали без труда. В одной из чайных Дубовки, где собирался рабочий люд, устроили комнату, прозванную толстовской. Активными проповедниками учения Толстого в Дубовке стали братья Корнеевы Михаил и Андрей. Сын Андрея Петровича - Виктор (подаривший нашему музею ту самую уникальную  фотографию Дундукова) был другом Алексея. Они  вместе учились, обсуждали учение Л.Н.Толстого, вместе отказались от военной службы и были осуждены военным судом.

 

Запись Виктора Андреевича Корнеева о заключении и смерти друга Алексея Дундукова

 

Спустя год от военной службы отказались Г.Самойлов и И.М. Корнеев. В это время мера наказания была увеличена и им дали по 20 лет каторги. Причем, им была оказана льгота, как не достигшим призывного возраста по условиям мирного времени. Старших присуждали к вечной каторге.

Свершилась революция, и политические заключенные были освобождены, вот только Алексей Дундуков заболел скоротечной чахоткой и умер в тюрьме. Его тело было отдано сестре. Похоронен он в Дубовке, в бывшем корнеевском саду, как пострадавший за свои убеждения.

 

Запись Дундуковой Анастасии Семеновны на смерть сына Алексея

 

Потомки толстовцев живут в Дубовке и в настоящее время. У них сохранились сочинения Л. Толстого и его письма.

 

Запечатленные с помощью фотографического аппарата мгновенья прошедшей жизни, канувшие и растворённые в прошлом, как будто воспроизводят суть давних событий и, приоткрывая завесу перед утраченным и забытым, позволяют воссоздать картины жизни наших земляков в далёкие годы прошедшего столетия.

 Какое чудо — фотография — остановившееся мгновение! Кусочек пожелтевшего картона донес до нас историю России и летопись нашего города. Воспоминания старожилов помогли  увидеть исторические  события глазами непосредственных свидетелей и участников, ощутить причастность отдельной человеческой судьбы к истории страны и народа.

   Человеческая жизнь длинна и коротка, смотря как о ней судить. Верным мерилом прошедшего пути служат дела людей и их поступки. Человек жив пока о нем помнят, а мы, узнав судьбу Дундукова А.Н.,  открыли новые страницы истории нашего города  и постараемся сохранить и передать другим поколениям память о прошлом.

Литература

 

1.       .ГАВО. Ф 6. Оп 1. д 405.Л л 10,10об, 11, 11об. ( Сарептское жандармское отделение) 

  1.        Флегматов А. Очерк посада Дубовка. Саратовские епархиальные ведомости №10, 1885г
  2.         Гусейнов А.ТОЛСТОВСТВО//Новая философская энциклопедия: В 4 тт./Под ред. В. С. Стёпина. — М.: Мысль, 2001
  3.        Давыдова М.Ю. Особенности развития сектантства в Саратовской губернии в пореформенный период. Вопросы гуманитарных наук №2/29/, 2007г.
  4.        .Минин К. Историческая справка о происхождении раскола и сектантства в посаде Дубовка Саратовской губернии. Саратовский духовный вестник № 32-33, 1912г..
  5.        Минх А.Н. Историко-географический словарь Саратовской губернии. Саратов. 1898г
  6.        Кузнецов В.В. Купечество малых волжских городов Саратовской губернии. Диссертация. Саратов,2007г.
  7.        Саратовские епархиальные ведомости №11, 1874г.
  8.        Саратовский листок, 17 мая 1897г.
  9.     Селезнев П. Дубовка. Эхо далекое и близкое. Волгоград. 1994г.
  10.     Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. тт. 35,54,70,72,73 1925-58гг.
  11.     Тюменцев И.О. Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003г.
  12.     Флегматов А. Историческая заметка о местном расколе в посаде Дубовка. Саратовские епархиальные ведомости, №22, 1884г.
  13.     Воспоминания Корнеева В.А. Фонды МБУК «ДРМК»

 

Работа подготовлена в Центре детского творчества Дубовского муниципального района  под руководством  педагога дополнительного образования кандидата исторических наук  Курышовой Л.В. в 2014г.                                                                                       

    

Сказали "Спасибо!"