Саратовский железнодорожный мост через Волгу

17 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение

Вопрос о постройке моста у Саратова впервые возник в 1892 году при сооружении Заволжских железнодорожных линийобществом Рязано-Уральской железной дороги. За 25 лет, с 1892 по 1917 гг., было написано множество докладов, составлено больше десятка проектов, проведен ряд изысканий. 

Новые изыскания мостового перехода были начаты в конце 1926 года и закончены вместе со всем бурением в июне 1929.

После изучения всех материалов по произведенным изысканиям Госплан внес вопрос о мосте в СТО 22 декабря 1929 года. Совет труда и обороны вынес по этому вопросу постановление, которое гласило: 
«1. Одобрить сооружение однопутного железнодорожного моста через Волгу у Саратова на Увеке и постройку Саратовской станции на правом берегу Волги, увязанной с расположением моста и далее … 
3. Установить ориентировочную стоимость работ в ценах 1929 года со следующим распределением по отдельным элементам транспортной проблемы: 
   1. Однопутный железнодорожный мост через Волгу 16800 тыс. руб. 
   2. Подходы к мосту 10200 тыс. руб. 
   3. Саратовский железнодорожный узел 15150 тыс. руб.»

Этим историческим решением был окончен спор о месте перехода, тянувшийся с 1892 г. по 1929 г., то есть 37 лет. В разрешении вопроса о мосте, а главным образом о месте перехода, принимали участие тысячи людей.

Монтаж правобережных пролетов

Монтаж правобережных пролетов
Из фондов музея Приволжской ж.д.

Ударники на подъемке фермы 8-го пролета

Ударники на подъемке фермы 
8-го пролета
Из фондов музея Приволжской ж.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

После  постановления Госплана Союза ССР в августе 1928 года и СНК от 22 декабря 1930 года приступили к окончательному выбору схемы моста.

Мост проектировали три организации: Управление постройки Саратово-Миллеровской железной дороги, Цустрой и Мостовое бюро НКПС. Управление Саратово-Миллеровской железной дороги составило первый эскизный проект, по которому весь переход перекрывался двухконсольными фермами. Схема пролетного строения как для поймы Волги, так и для главного русла была одинакова.

Мост строился долго и трудно. Поставленный перед строителями срок пуска моста — 15 февраля 1934 года был сорван. Газета «Саратовский рабочий» #12 (436) от 12.01.1934 года писала о вопиющей организации строительства моста, о срыве сроков монтажа пролетных строений и сборке ферм. Согласно газетной публикации строительством занималась организация «Стальмост», за неудовлетворительную работу по строительству Саратовского моста в августе 1933 года руководство этой организации было сменено.

13 апреля 1934 года произошла крупная трагедия. При сборке пролетных строений произошла деформация пролета и мост буквально развалился. …Время было обеденное, и большинство рабочих в целях экономии времени ели прямо на рабочих местах. В результате аварии всех сбросило в Волгу. Падая с 14-метровой высоты, люди пробивали своими телами лед, который еще кое-где покрывал реку, но спастись не могли — тающий лед был еще достаточно крепок и не давал плыть, но не выдерживал тяжести людей, которые пытались выбраться из ледяной воды. Тогда в Волге утонуло около 150 человек, но точных данных в архивах нет. Официальные органы и газеты тех лет об этом молчали. Все погибшие похоронены на Увекском кладбище, которое и образовалось после этой аварии.

В апреле следующего 1935 года испытания моста прошли успешно. 17 мая по мосту открывается временное движение, и с этого времени, вот уже 70 лет Саратовский железнодорожный мост добросовестно служит для перевозки грузов и пассажиров.

http://www.ruzgd.ru/sarat_most1.shtml

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

Контора строительства моста через Волгу . 1931 год

http://www.artantique.ru/item.phtml?id=27713

Интересно, что еще в 2009 году сохранилась до сих пор табличка с названием моста:

интересно она до сих пор жива?

http://fotki.yandex.ru/users/cityman10/view/490417/?page=0

А когда его так назвали?

Вот этого я и не знаю))

Работа мостостроителей около домкрата. Подкладывание колец. Фото из фондов музея Приволжской железной дороги. Первая половина 30-х

Ударники на подъемке фермы. Фото из фондов музея Приволжской железной дороги. Начало 30-х.

 

Подвиг длинною в 24 секунды...

 

- Высота?
-…отказал двигатель!
-Высота!
-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!
- Садитесь. Садитесь...

Это произошло 6 июня 1966 года.

Именно в этот день состоялся полёт курсанта Павла Шклярука.

Всё начиналось как обычно: запуск двигателя, выезд на взлётно-посадочную полосу, взлёт… Неожиданно в воздухе, на высоте трёхсот метров, у самолёта отказывает двигатель. 

 

- Земля, отказал двигатель!, - сообщил Павел

 

В этот момент самолёт летел в сторону окраины Заводского района, посёлка Увек. На земле шла будничная жизнь. По железнодорожному мосту шли грузовые составы стратегического значения (в 1966 году мост был главным связующим звеном центральной России и Казахской республики), перевалочная нефтебаза работала в постоянном режиме, по Волге плыли теплоходы Земля: - Пятьдесят второй, высота?

Борт: - ... отказал двигатель!

 

Жители посёлка уже видели, как со стороны города летел неисправный самолёт. Как вспоминают очевидцы, он, то зависал на одном месте, то снижался, стремительно теряя высоту на подходе к железнодорожному мосту. Всё замерло - если самолёт не изменит траекторию падения – катастрофы не избежать. От взрывной волны, как спичка, могли вспыхнуть огромные нефтехранилища, и от посёлка не осталось бы и следа. 

 

Лётчик в любой момент мог катапультироваться, но он понимал, что там, внизу, кипит жизнь. Дети отдыхали на пляже, взрослые трудились, кто-то спокойно гулял, не подозревая о надвигающейся опасности… 

 

- Высота?

-…отказал двигатель!

-Высота!

-Высота? Высота 300 метров! Планировать в Волгу?!

- Садитесь. Садитесь...

 

Было лишь одно правильное решение – направить машину на Волгу. В этом случае, Павел Шклярук успевал выбраться. Но, по случайному стечению обстоятельств, именно в этот момент по реке плыл большой многопалубный теплоход. Каким-то чудом курсанту удалось немного набрать высоту и перемахнуть через препятствие. Уже совсем близко был железнодорожный мост и та самая злосчастная нефтебаза. Павел, понимая, что если он катапультируется на малой высоте, то погибнут сотни людей, отжал штурвал от себя, и самолёт скрылся в водной глади. Полёт продолжался 24 секунды… Место, куда упал самолёт, местные жители называют «ковшом»: оно располагается в центре заселённой местности (нефтебаза, железнодорожный мост, пляж, посёлок – всё это находится неподалёку друг от друга) Читая эти «сухие» факты, сложно представить, что стоило 20-ти летнему юноше пожертвовать собой ради жизни сотен людей. 

 

http://newsya.ru/news_1351815628.html  

Юрий Визбор написал песню об этом...

 

Пропали, пропали все звуки...

 

посвящяется П. Шкляруку

 

Пропали, пропали все звуки

 

И странная, странная тишь,

 

Как будто не крылья, а руки,

 

Как ласточка, выгнув летишь.

 

Как будто бежишь по песку ты,

 

А двигатель правда стоит.

 

Секунды, секунды, секунды,

 

Последние шансы твои.

 

Случись же такое вот дело –

 

Я сам же хотел в небеса, -

 

Я летчик - товарищ Гастелло,

 

Я Пашка - обычный курсант.

 

Я падаю взрывчатым телом,

 

А крыши согнулись и ждут.

 

Я, кажется, знаю, что сделать,

 

Чтоб эту не сделать беду.

 

Открытие памятника в поселке Увек

Состоялась закладка памятного камня на месте будущей установки памятника курсанту АВВАКУЛ Павлу Шкляруку, совершившему героический подвиг во время аварии самолета над поселком Увек. Ценой своей жизни молодой парень спас сотни жизней жителей Увека, не допустив падения неуправляемого самолёта на Увекскую нефтебазу и ЖД мост через Волгу. 

http://ngsaratov.ru/patrioty-zemli-saratovskoy/480-otkrytie-pamyatnika-v-poselke-uvek.html

Объявлен конкурс на проект памятника Павлу Шкляруку и всем летчикам, погибшим в мирное время: https://www.saratovnews.ru/news/2016/05/16/na-yveke-pochtili-pamyat-gero.... Непонятно, правда, как его при этом планируют открыть 6 июня - за три недели провести конкурс, изготовить памятник, все согласовать...

"Поволжская правда" об аварии во время строительства железнодорожного моста.
 

Документы по отчуждению земли для строительство ж/дороги.

Прошу прощения, нет ли у Вас информации про машиниста который первым провел паровоз по мосту Саратов-Энгельс. По семейному преданию это был мой прадед. Но откуда начать искать не знаю. Буду рад любой информации. Спасибо

газета "Коммунист", 1935

Саратовский мост

Журнал «Нижнее Поволжье», № 4 апрель 1927 года, стр. 189-192.

К сооружению моста через Волгу у Саратова (проект профессора А.М. Фролова).

http://aonb.astranet.ru/kk/col55.html

№ 9 сентябрь 1932 года, стр. 63-65.

Милашечкин А.А. О Саратовском мосте через Волгу.

 

№ 10-11 октябрь-ноябрь 1932 года, стр. 56-57.

Милашечкин А.А. Реконструкция подходов к Саратовскому мосту (печатается в порядке предложения).