Саратовский троллейбус

Материалы к истории троллейбусов производства завода имени Урицкого (ныне - "Тролза") и - шире - о троллейбусах на улицах городов Саратовской области.

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

Комментарии

Готовая продукция Завода имени Урицкого

Фотография начала 1990-х годов.

Источник: https://pastvu.com/p/410067

Файлы: 

Фотоальбом пользователя axel.cri на Яндекс-фотках

МТБ-82 в Саратове: https://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/album/305616/

 

По-моему, они в основном с нашего сайта и взяты. Или каких-то у нас нет: http://oldsaratov.ru/photos/latest?tags=%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D...?

Которые, до 2000-го - да, все есть. Но там в альбомах много разных остовов, спасенных и не. Здесь же много любителей автостарины - вдруг, кому интересно будет.

Фотоальбом пользователя axel.cri на Яндекс-фотках

МТБ-82 в Саратове: https://fotki.yandex.ru/users/axel-cri/album/305616/

 

 

Это мой альбом, скидывал на ЯФ наиболее интересные мне фотографии МТБ-82, бОльшая часть фоток действительно с этого сайта. На первых трёх фотках кузов МТБ, который использовался в качестве дачного домика в пригороде Энгельса. На сегодняшний день утилизирован.

PRO троллейбус. ЗиУ-9 – линкор городского океана

 

Воспоминания водителя:

http://www.sports.ru/tribuna/blogs/mycarisbetterthanfuckingyours/616719....

 

Собственно троллейбус. Уникальная машина. Большая. В ширину почти с "Оку" – 2,5 метра. Мощная. И не важно, что там всего-то 110 кВт на более чем 15 тонн полной массы, т.к. машина лифехтрическая. Может набрать скорость с места очень быстро – легкие грузовики, типа ГАЗели рядом даже не стоят по своим возможностям в этом плане. В троллейбусе больше десятка всяких разных электродвигателей. Трансмиссия автоматическая. В теории скорость одинаковая – что назад, что вперед – что-то в районе 70 км/ч по техпаспорту. Но на практике назад столько не поедешь, т.к. в этом случае или загнешь штанги, или положишь контактную сеть себе на крышу. В час пик в одиночный троллейбус помещается больше 200 человек (не китайцев). По тех. характеристикам пишут, что в час пик до 126 душ, но по факту явно за 200.

"Лифехтрическая"? Что сие означает? "Электрическая", что ли?

Почем мне знать? Может, такие шутки у водителей троллейбусов. Или сленг.

Троллейбус №9 едет по мосту на саратовской диораме

Файлы: 

Троллейбус № 13

"Саратов, 19 марта 1993 года. Это уже не мой троллейбус, тут я сфотографировался у старого приятеля Миши Горбачёва в гостях, мы вместе работали, а мой троллейбус имел номер 1038."

Фото Станислава Збарасского от 19 марта 1993 года

Так же прилагаю статью Дениса Жабкина "По следам 13-го троллейбуса. 2016"

Есть такая фотография в основных? я не нашла, но сюда  размещаю.

https://vk.com/photo-2287461_323441798

Файлы: 

Линии 13-го маршрута

Файлы: 

Реклама троллейбусного завода

Файлы: 

Интересная экскурсия по троллейбусному заводу от Олега Елкиса

ЗиУ-5 - самый массовый троллейбус 1960-х

Троллейбус ЗиУ-5 стал первой серийной моделью, разработанной конструкторами и технологами Завода имени Урицкого, который расположен в городе Энгельс и сейчас называется Тролза, на нём мы и были недавно с экскурсией. А на территории завода, сразу за проходной, как раз установлен один из экземпляров этого троллейбуса, а точнее модель ЗиУ-5Д, с серийным номером 8290, 1969 года выпуска.

 

Серийный выпуск этих троллейбусов начался в 1959 году, после успешного прохождения испытаний на дорогах Москвы. А так как Энгельсский завод являлся по сути единственным производителей троллейбусов, то эта модель с 1959 по 1972 годы массово поставлялась почти во все города СССР, и заменив модель МТБ-82, стали во многих троллейбусных хозяйствах единственным видом подвижного состава

 

В статье об этом троллейбусе на википедии написано, что выпущено более 16 тысяч троллейбусов, но табличка, установленная перед этим троллейбусом на заводе гласит, что было изготовлено 14632 машины.

Троллейбус был высокопольным, имел несущий кузов, к каркасу которого приклёпывалась алюминиевая обшивка. Привод на задний мост. Двери были только сзади и впереди кузова, что увеличивало время посадки-высадки пассажиров

В процессе выпуска конструкция неоднократно с одной стороны совершенствовалась, с другой упрощалась и удешевлялась, чтобы обеспечить массовость производства.

Известно несколько модификаций троллейбуса, в частности на ЗиУ-5Д был установлен более мощный двигатель, задний мост производства Венгрии, изменена электрическая схема.

 

 

Салон имел 38 сидячих мест, для чего по левому и правому бортам устанавливались двухместные мягкие пружинные сиденья. Всего же троллейбус мог перевозить до 120 пассажиров

А вот такие "автоматы" для продажи билетов я помню, но как работает - уже не очень.

Как пишут, эргономике кабины водителя было уделено немалое внимание, хотя в итоге водители жаловались на плохой обзор справа из-за двери в кабину

Как я понимаю, это главный "выключатель", рубильник отключающий троллейбус от контактной сети

За рулём. Вспоминая кабину современного троллейбуса, разница, конечно, огромная

 

Панель приборов

 

В 1972 году начался выпуск новой модели троллейбусов, ЗиУ-9, а маршрутная эксплуатация троллейбусов ЗиУ-5 начала сокращаться, и закончилась где-то в середине 1980-х годов.

 

фото и текст из блога Дениса Аникина

Сборочный цех завода им. Урицкого (Энгельс).

Не совсем удачно в СПб выдерживают испытания троллейбусы с увеличенным автономным ходом "Тролза"

Да вообще глупости этот аккумуляторный транспорт... Троллейбусу АХ нужен, чтобы из-под обесточки выехать или аварию объехать, когда длины штанг не хватает, и не больше.

если удастся покататься, то поделитесь впечатлениями, пожалуйста

Это спальные районы в другом конце города, поводов ехать туда пока нет. С новым троллейбусом случаются небольшие поломки.

1994 год. Тягач ЗИЛ-4421 и полуприцеп ТролЗА-6020, выпущен в единственном экземпляре

Единственный построенный образец эксплуатировался в аэропорту «Советский».

источник

Майн готт... Да уж, занимаясь такой фигнёй вместо разработки современных троллейбусов, нетрудно оказаться в экономическом упадке.

Презентация нового автобусного поезда (12 июля 1994)

Фотограф Чижов И.В.

Может, лучше сюда: http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/28812

Или в "Технику". Всё-таки это не троллейбус.

 Троллейбусы ЗиУ-9

открытка, 1988. Фотограф Андреев В.

Файлы: 

1991г. ЗиУ-683Б. Календарик

Файлы: 

Троллейбус ЗиУ-6206 (03.09.1997)

ЗиУ-9

http://www.joka-video.de/Europa/Russland/Engels/index.html#

Какая-то "решётка" непривычная... Это действительно саратовский троллейбус или ребята из журнала "Омнибус" напутали?

 

Это экспериментальный автобус ЗИУ-6 на базе троллейбуса ЗИУ-5. Серийное производство по ряду причин не сложилось (Яндекс в помощь), а один из опытных экземпляров ЗИУ-6М2, отличавшийся от ЗИУ-6 как раз формой решетки, долгое время ржавел в Энгельсе в качестве тира. Не так давно был уничтожен, увы.

 

Спасибо! А вообще где-нибудь сохранился хоть один экзнмпляр?

к сожалению нет, не сохранилось ни одного, наш был последний.

Троллейбусы для ВСХВ. 1954 год

Файлы: 

 

 

 

На последнем снимке (с эмблемой ВСХВ), вроде, не ЗИУ - у нас для неё делали вот эти.

Троллейбус- фургон ТБУ-2 (завод им.Урицкого, г.Энгельс)

 

 

Троллейбус- платфотма ТБУ-3 (завод им.Урицкого, г.Энгельс), 1957г.

Опытный ЗиУ-681 на мосту Саратов-Энгельс

Завод имени Урицкого. 
Контрольные отпечатки из дипломной работы Матыса Г.Н. "Рождение" (1970)

личный архив

Конфликт с движением троллейбусов 9 маршрута (1 июля 2003)

Фотограф Чижов И.В.

Что за конфликт?

Насколько мне объяснили: они перестали ездить по Саратову, только по мосту и обратно из-за какого-то коммерческого конфликта перевозчиков