Саратовские аэроклубы

Из газеты "Даешь комбайн!" . 1933 год

№185 от 18 августа

Начальник школы летчиков ОАХ, начальник аэроклуба тов. Н. Чулочников (Чулошников)

Инструктор т. Морозов

Группа инструктора тов. Морозова

 

Техник тов. Щукин

 

Сказали "Спасибо!"

Комментарии

"Даешь комбайн!" № 186-187 от 20 августа 1933 года

Инструктор Данилов

В этом году у саратовского аэроклуба юбилей - 80 лет, к этой дате была выпущена почтовая открытка. Интересно, а значки будут?

 

Файлы: 

А что можно сказать по этому поводу? Прикрепляю картинку. Обратите внимание, кто утвердил Устав: небезызвестный Николай Николаевич Лаппа

По этому поводу можно сказать Вам огромное Спасибо! 

Повторю фотографию, выложенную в другой теме. думаю, что здесь она займет достойное место.

Газета "Большевистский молодняк". 1927 год. Орган Саратовского Губкома ВЛКСМ

На планерных соревнованиях в Саратове. Крестиком отмечен отсек Г.С. ОСО -Авиахим тов. Гурьянов

Файлы: 

Какие сокращения были оригинальные - никогда бы не подумал, что так, без точек можно сократить "ответственный секретарь".

А как вам будет замзавподиск, например?

Да это понятно, таких неудобоваримых сокращений масса, но вот чтобы значимое слово получалось совсем из другой оперы, да не разделить хотя бы точками...

а как это расшифровывется? ))

заместитель заведывающего подотделом искусств. Двадцатые годы, самое начало, времечко...
"Дьяволиаду" и "Записки на манжетах" Булгакова прочтите. советую. И фрагменты его дневника.

Даздраперма;)

  Первая статья о Гагарине в "Заре молодёжи" от 1-го июля 1955 года. За точность даты публикаци я поручиться не могу. Эти сведения и фотокопию статьи я получил от жены автора. Об истории появления этой публикации можно можно прочитать в "Саратовских вестях" от 31 мая 2012 года.

 

 

 

1927 год. Саратов. Самолет Авиахима  с лозунгом "Лицом к деревне", был созданный для пропаганды достижений советской авиации,  приводнился около Саратова  .  

1927 год. Саратов . Гидросамолет, совершивший перелет Италия-Саратов- Москва -Финляндия-Швеция-Голландия-Италия.

Фото аэродрома в Дубках (прыгала моя матушка, она есть на фото). На одном из фото стоят планеры.

 

Ю. Никитин Аэропараноики, "Волга",1990,№5

Саратовский дисток. 1910 год.

Учредительное собрание Саратовского аэроклуба состоялось 5 мая

в квартире вице-губернатора Боярского.

 

Подаренный Ворониным аэроплан.

 

Царицынский миллионер А.К.Воронин уведомил председателя аэроклуба П.М. Боярского, что он жертвует саратовскому аэро-клубу принадлежащий ему аэроплан Блерио

 

31 (18) января 1912 года "Царицынский вестник"

 

В Саратове авиатор Васильев на Блерио совершил при неблагополучной погоде удачный полет через Волгу в слободу Покровскую и обратно.

 

17 (04) октября 1910 года "Новое время"

 

Газета "НОВОЕ ВРЕМЯ"

 

 "Саратовская копеечка"1911 год

3 декабря 

Авиаторы Агафонов и Глушенко с весны начинают обучение учеников авиации. уроки и пробные полеты будут производиться на площади перед Мариинским земледельческим училищем в Николаевском городке. Из саратовцев записались в число желающих обучаться авиации один из братьев Соколовых , торгующих травами, зубной врач Кейлинг и сотрудник "Волги" Рябчук.

 

1912 год

19 июля.

 

Открытие авиационной школы состоялось третьего дня в Татищеве. Авиатором Агафоновым, приглашенным в инструкторы, было совершено семь полетов, из них четыре с учениками Топлеевым, Меримановым, Кейлингом и Пашковым. Кроме того, пассажирами подымались полковник Ольшевский и штабс-капитан Егоров.

 

 

29 (16) июля 1912 года

САРАТОВ. Состоялось торжественное открытие аэродрома саратовского аэроклуба.

Вечером состоялись полеты авиатора Агафонова с пассажиром и местного авиатора Ширингфельда.

 

"Саратовская копеечка" 1911-1912 гг

 

3 сентября 1911 г.

Среди членов аэроклуба держится слух, что авиатор Васильев не будет устраивать полет в Саратове, а взамен полетит женщина-пилот г-жа Зверева.

 

6 января 1912

 

Авиатор С.Н. Глушенко занят подбором группы учеников для подготовки их на звание пилотов. Полеты будут производиться за чертою города, возле Татищева. Занятия открываются с половины марта.

 

http://starosti.ru/article.php?id=30411

 

Саратовский листок. 1911 год

Саратовский листок. 20 января. 1911 год.

 

Саратовский листок. 26 апреля 1911 год

23 апреля состоялась первая демонстрация моноплана Блерио и полет . Аэроклуб организует школу воздухоплавания.

8 (21) июня 1911. "Местный аэроклуб открывает школу авиации. Приобретен собственный аэроплан системы Блерио; устраивается специальное здание за аэродромом." http://starosti.ru/article.php?id=27739

Не сошлись в цене?

Пока не нашла заметку итоговую

 

А фотографию самого С.Н.Глушенко никто не встречал?

Пока не попадалась. На сайте уйма фотографий, сделанных в его фотоателье. Может, на какой-то из них и он сам.

Заметка о аэроклубе в "Правде Саратовского края" от 22 декабря 1934 года (http://saratov.rusarchives.ru/image/time/2013/june/aero/image.html)

Справа - Григорий Кириллович Денисенко. Он возглавлял Саратовский аэроклуб, где занимался Юрий Гагарин. Рассказывал, что Гагарин мог и не стать лётчиком - его не брали из-за возраста. Но по личной просьбе Денисенко будущий космонавт приступил к обучению. Фотография сделана после полёта Гагарина в космос.

Файлы: 

Этот день 100 лет назад. 02 июня (20) мая 1913 года

 


КАЗАНЬ

Как стало известно, Московское общество воздухоплавания запланировало на конец лета текущего 1913 года Поволжский перелет на гидроаэропланах, т.е. на летательных аппаратах, которые осуществляют взлет и посадку на водной поверхности. Начальным пунктом этого путешествия избран Нижний Новгород, затем путь авиаторов пройдет через Казань, Симбирск, Самару и завершится в Саратове. В Нижний гидроаэропланы будут перевезены из Москвы в разобранном виде по железной дороге и там уже собраны для дальнейших полетов. Весь перелет Нижний Новгород — Саратов займет не более 7-10 дней. К разработке этого предприятия, кроме москвичей, привлечены нижегородское общество воздухоплавания, саратовский аэроклуб и целый ряд поволжских спортивных организаций. К сожалению, в этом ряду пока нет ни одного общества из Казани. 

http://nik191.mirtesen.ru/blog/latest?t=100%20%D0%BB%D0%B5%D1%82&f&wf=1&page=2

Саратовский аэроклуб отмечает юбилей

видео

https://www.youtube.com/watch?v=B7u31hL-bEo

http://youtu.be/w0vD44lZQPA

В Государственном архиве РФ есть, оказывается, альбом с фотографиями, посвященными деятельности Саратовского аэроклуба (дореволюционного): http://cfc.rusarchives.ru/CFC-search/Search/Details/701/00000000-1100-0000-0000-000000000143. Никак его оттуда не добыть?

9 февраля 1938 г., "Коммунист"

"Коммунист", 26 августа 1938 г.

"Коммунист", 15 августа 1938 г.

Файлы: 

"Коммунист", 18 августа 1938 г.

Файлы: 

Мария, а можно эти две покрупнее? Не разобрать название самолёта..

На самолёте написано: "Кировский район".

 А назывался он так, потому что был куплен на средства трудящихся Кировского района.

"Молодой сталинец", 10 мая 1937 г.

Прилагаю.

Саратовский аэроклуб. 1938 год. Лётчик-инструктор Гагарин.

Рабочая, 22. Аэроклуб. 1972 год.

http://www.odnoklassniki.ru/obyedi/album/53650192269326/308761883406

 

 

Аэроклуб? Аэродром?

1940 год. Саратов

 

 

 

 источник: интернет аукцион

 

 

 

Файлы: 

"Коммунист", 15.06.40 г.

Отец транспортной авиации. Олег Константинович Антонов
Истоки рода Антоновых теряются в затуманенной толще времен. Достоверно известно лишь то, что прадед гениального авиаконструктора жил на Урале и был весьма знатной персоной – главноуправляющим местными металлургическими заводами. Дед Олега Константиновича, Константин Дмитриевич, получил инженерное образование и всю жизнь строил мосты. Покинув Урал, он обосновался в Торопце, небольшом городке Псковской губернии, где у Антоновых было крохотное имение. Супругой его стала Анна Александровна Болотникова – дочь отставного генерала, по воспоминаниям современников женщина с чудовищно тяжелым характером, изводившая всех, кто, так или иначе, соприкасался с ней. Она родила мужу трех ребятишек: Александру, Дмитрия и Константина. Константин Константинович пошел по стопам отца и стал известным инженером-строителем. Среди коллег он слыл человеком активным, прекрасно фехтовал, участвовал в конных соревнованиях, занимался альпинизмом. Женился он на Анне Ефимовне Бикорюкиной – доброй и обаятельной женщине, подарившей ему двух детей: Ирину и Олега, родившегося 7 февраля 1906 года.

В 1912 году Константин Константинович вместе со всей семьей переехал в Саратов. Произошло это по ряду причин. Во-первых, там жили влиятельные родственники, пообещавшие молодой семье помощь. Второй причиной отъезда был невыносимый характер бабушки, Анны Александровны. К слову, несмотря на сложный нрав, бабушка обожала Олега и постоянно баловала его.

В это же время из Москвы в Саратов вернулся студент Владислав Викторович, двоюродный брат Олега. По вечерам юноша любил рассказывать о последних столичных новостях. На первом месте, конечно, шли разговоры об авиации – летательными машинами в начале прошлого века увлекались все. Шестилетний Олег ловил каждое слово. Он был заворожен подвигами первых летчиков. Много позже Олег Константинович писал: «Рассказы произвели на меня огромное впечатление. Прошло шестьдесят четыре года, а я и поныне помню те вечера. Тогда я и решил, что буду летать».

Родители, разумеется, не обращали внимания на увлечение мальчика. Анна Ефимовна вообще говорила, что людям незачем подниматься в небо, а отец полагал, что мужчине необходимо найти себе более основательное занятие. Все поняла только бабушка, она подарила будущему авиаконструктору первую в его жизни модель аэроплана с резиномотором. После этого Олег начал коллекционировать все, так или иначе касающееся авиации – рисунки, фотографии, литературу, игрушечные модельки. Составленный своеобразный справочник впоследствии оказал Антонову огромную помощь – он прекрасно знал всю историю самолетостроения мира. Конструктор вспоминал: «Это собрание научило смотреть на летательные аппараты под углом зрения их развития. Никто не убедит меня, что Юнкерс первым создал для самолета «свободнонесущие крылья». Это было сделано во Франции еще задолго до него – в 1911 году конструктором Лавассером…».

Учеба молодого Олега в Саратовском реальном училище, куда он поступил, чтобы изучить точные науки, не принесла ему особых успехов — он был далеко не первым учеником в классе. Зато Антонов прекрасно выучил французский язык, что в будущем неоднократно выручало его во время встреч с заграничными делегациями. Когда началась Первая мировая война, мать Олега, следуя обычаям русской интеллигенции, устроилась сестрой милосердия. Работа в госпитале закончилась для Анны Ефимовны трагически. Перевязывая раненых, она получила инфекцию через царапину на руке и в расцвете сил скончалась в муках от заражения крови. Случилось это в 1915 году, после этого семья Антоновых переехала на Грошевую улицу, а воспитанием Олега занялась бабушка.

В тринадцать лет Олег вместе с местными ребятишками основал «Клуб любителей авиации». Вскоре у «Клуба» появился свой собственный одноименный журнал, выходивший в единственном экземпляре. Редактором, журналистом, художником, каллиграфом и издателем был Антонов. Журнал содержал вырезанные фотографии самолетов и их технические данные, выполненные от руки чертежи, интересные истории, отчеты о заседаниях «Клуба», советы начинающим моделестроителям. Присутствовали даже стихи про летчиков. В те годы в Саратове не было никакой систематической литературы, уникальный по своей серьезности мальчишеский журнал переходил из рук в руки, попадая даже в замасленные пальцы красвоенлетов.

Когда Антонову исполнилось четырнадцать лет, Саратовское реальное училище закрылось. В единую школу ребят принимали только с шестнадцати, его старшая сестра Ирина уже училась в ней на законном основании. Мальчик принял смелое решение – стал ходить в школу вместе с сестрой. Он незаметно садился в задних рядах и жадно впитывал все, что могло дать учебное заведение. Постепенно к нему привыкли и спустя два года выдали свидетельство об окончании. После этого Олег попытался поступить в летную школу. Однако туда брали только крепких, опытных людей из рабочего класса. Антонову же на вид было 12-13 лет, сказывался перенесенный сыпной тиф и голод. Не отчаявшись, будущий авиаконструктор подал заявление в Саратовский университет на путейское отделение. Его приняли, однако через некоторое время факультет в ходе реорганизации ликвидировали. Поступать на строительный Олег наотрез отказался.

Чтобы не терять время даром он вместе с товарищами из «Клуба» стал проектировать свой собственный планер. А вскоре при Саратовском губернском исполкоме возникло отделение Общества друзей Воздушного Флота. Его руководитель, бывший актер Голубев, радушно встретил ребят, помог достать некоторые материалы и выделил им помещение – небольшой зал Саратовского индустриального техникума. Именно здесь был создано первое детище Антонова, планер ОКА-1 «Голубь».

В 1924 году ребята получили предложение принять участие во втором слете планеристов, проводимом в городе Коктебеле. В кратчайшие сроки «Голубь» был закончен. Не проводя никаких испытаний, Олег Антонов и его товарищ Женя Браварский погрузили свое творение на платформу поезда и отправились в заветный Крым. Через полмесяца они прибыли в Феодосию, с огромным трудом на нескладных крымских мажарах переправили планер в Коктебель.

Один бог ведает, как двум саратовским юношам удалось восстановить свой порядочно потрепанный в дороге летательный аппарат. В итоге «Голубь» получил разрешение на вылет, управлять им был назначен профессиональный летчик Валентин Зернов. Однако планер так и не взлетел, сделав лишь пару коротких прыжков, он заскользил по траве пологого склона. Олег Константинович навсегда запомнил сказанные после этого слова летчика-испытателя: «Ребята, не унывайте. Эта птичка неплоха, но будет у вас и лучше». Зернов не ошибся. За уникальную конструкцию планера Антонов получил грамоту, однако главным было другое. На слете он познакомился со многими энтузиастами, рвавшимися подобно ему в небо. Среди них были Арцеулов, Ильюшин, Пышнов, Тихонравов, Толстых и многие другие известные личности.

В 1925 году Олега Константиновича рекомендовали для поступления в Ленинградский политехнический институт. Собрав вещи, Антонов уехал в северную столицу...

http://topwar.ru/print:page,1,42993-otec-transportnoy-aviacii-oleg-konst...

 

 

Саратовский листок. 07 июня 1911 год

Проектируется постройка здания аэроклуба.

Файлы: 

Саратовский листок. 25.08.1911 год

Саратовский листок. 26 августа 1911 года.

Приезд авиатора А. А. Васильева.

Вчера прибыл в Саратов и остановился в Б. Московской гостинице авиатор А. А. Васильев; с ним вместе приехал его механик Лебедев. Полет в Саратове будет только один — сегодня. Если не позволит ветер, то полет будет перенесен на 30 или 31 августа. 
Из Саратова Васильев уедет в Царицын и Астрахань.
Вчера г. Васидьева посетил председатель саратовского аэроклуба, П. М. Боярский и и. д. полицмейстера г. Благовещенский.
Г. Васильев сегодня намерен демонстрировать фигурные полеты, планирование и разные способы спусков на аэродром. Полет начнется в  6 ч. вечера.