Саратовская филармония

22 сообщения / 0 новое
Последнее сообщение

Думаю , что стоит создать на форуме тему , посвященную Саратовской областной филармонии.

На рубеже 1920-1930-х гг. в Саратове было организовано гастрольно-концертное объединение «Посредрабис» («Посредническое бюро работников искусства»), преобразованное впоследствии в концертно-эстрадное бюро, объединявшее исполнителей различного профиля. В 1937 г. приказом Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР была образована Саратовская филармония, профессиональная концертная организация, основной задачей которой было культурное обслуживание рабочего и сельского населения области. В августе 1941 г. филармония была закрыта, а на ее базе создано концертное бюро, но уже 26 марта 1944 г. решением облисполкома она была восстановлена.

http://saratov.rusarchives.ru/image/time/2012/november/simf/image.html

На интенет аукционе нашла программку Волжского ансамбля народной песни и пляски под руководством И.Ф. Коваленко.

Никакой информации ни об этом ансамбле, ни о его руководителе в инете не нашла.

В книге "Культурное строительство в Саратовском Поволжье : Документы и материалы / [Сост. Г. А. Малинин, З. Е. Гусакова]. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1985 г,  упоминается  этот ансамбль, приводится цитата из газеты "Коммунист" за 1944 год о награждении ансамбля и его руководителя Почетной грамотой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

журнал "Огонек" 29 мая 1966 года.
фото И. Тункеля для статьи корреспондента А. Старкова, уроженца г. Саратова.
Евгений Иванович Деев, скрипач, потом художник филармонии

 

  окончил Саратовские музыкальное и художественное училища  , участник ВОВ.  

Файлы: 

Оркестр скрипачей Саратовской филармонии из немцев Поволжья. Б.м., 1924. 

 

 http://www.rusbibliophile.ru/Book/Orkestr_skripachej_Saratovskoj_

Файлы: 

Саратовский сатирический театр "Микро". Художественный руководитель заслуженный артист РСФСР Лев Горелик

Програмка спектакля "Дело не в шляпе" . 1970 год

Концертный номер "Саратовские переборы" в программе театра "МИКРО". Фото 1970-х гг.

Справа в первом ряду - Жанна Рождественская 

 

 http://yarodom.livejournal.com/1046046.html

 

 

 

 

Из коллекции материалов о Горелике Льве Григорьевиче (1928–2012) - Народном артисте России (1982), художественном руководителе эстрадно-сатирического театра "Микро" при Саратовской областной филармонии, Почетном гражданине г. Саратова (1997) Стихотворение "Я всегда считал в неделе".

 

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8569830

 

Программа спектакля «Саратовские страдания» Ансамбля сатиры. 1960-е ?

 

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8569780

 

Горелик Л.Г. с куклой- бибабо.  15 ноября 1945 г. 

 

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=8569704

Отлично, что появилась такая тема!

Семья М.Ю. Школьникова  поселилась-в нашем дворе (пр.Кирова 8) в 1945 году.Михаил Юльевич,его жена Виноградова  преподавала в Консерватории вокал(я не знаю её отчества, т.к. она для меня всегда была "тётя Шура", так же,как и М.Ю. был "дядя Миша")  и двое детей.

Жили они в маленькой ,узкой комнате с ещё  двумя семьями на общей кухне.

Две кровати вдоль стен(кто-то из детей спал на раскладушке),пианино,письменный стол( он же обеденный).Я даже не помню был ли шкаф.Зато помню над пианино портрет Бетховена и в рамочке фотографию Глазунова  с личной подписью своему ученику .

Необыкновенно доброжелательные,простые люди! В этом мизерном жизненном пространстве всегда ещё хватало места для приятелей их детей...

Мы с Таней были ровесники и подружились на долгие годы.В том же 45-мы бегали несколько раз на работу к М.Ю.Это были две комнаты на 1-м этаже углового дома ул. Горького  и Б. Казачей на стороне Дворца пионеров.( Кажется там ещё была типография).Как я сейчас

понимаю,там просто комплектовались концертные бригады для области. Кто-то пел, кто-то играл, читал стихи,танцевали и пели цыгане(которые в одной из комнат ещё и жили) и т.д. Вот и весь филиал Саратовского отделения филармонии.

М.Ю. был направлен с поручением собрать Академический симфонический оркестр-лицо любой филармонии.Это не было его личной инициативой.Помню,он даже ездил в другие города и искал исполнителей(им давали жильё, а он для себя ничего не просил, и квартиру ему дали на Вавилова через много лет после вмешательства Шостаковича).Через год оркестр с большим успехом дал свой первый концерт,

а Михаил Юльевич  был главным дирижёром оркестра  в течени пяти лет и художественным  руководителем... 

Танечка.Закончила Консерваторию, музыковед.Яркая, жизнерадостная, открытая,простая.С какой любовью она говорила  и писала о С-П.и Консерватории,где учились её родители!

Прекрасный комментатор симфонических концертов в филармонии С.Петербурга , много лет сотрудничала с Саратовской филармонией.После окончания Консерватории работала в Нижнем Новгороде на Фестивале современной музыки Выступала на концертах Щедрина, Шнитке,Ростроповича,Берлинского,Петрова.Несколько лет вела Международные фестивали им. Сахарова.Последние годы старший методист в  Министерстве культуры Ленобласти,референт Союза концертных исполнителей С.-П.

Провела цикл концертов в "Капелле"с оркестром и органом, куда водила  группу глухих детей.Сделала экспериментальную программу по их реабилитации в обществе средствами музыки.Заслуженный деятель искусств России.Умерла два года назад.

Вот такая музыкальная семья,которая заслужила благодарную память саратовцев.

Спасибо большое за интересный и подробный рассказ!

Из личного архива Р.М.Школьникова

Марина, спасибо за фотографию. С Вашего разрешения выложу её в открытом виде

 

 

Конечно, буду только рада! Это из личного архива сына Михаила Юльевича - Рудольфа Школьникова.

Фотография Михаила Юльевича Школьникова, основателя симфонического оркестра филармонии. Из личного архива Рудольфа Школьникова.

Из личного архива Р.М.Школьникова

 

 

"Саратовский концерт" №4, Нижневолжская студия кинохроники, 1965г. 

http://russian-retro.com/video/9586-rimma-sergadeeva-subboteja.html

Может быть кто-то вспомнит исполнительницу?

Есть предположение, что это Римма Сергадеева, солистка Саратовской обласной филармонии.

 

 

 

 

 

 

есть ли фото Риммы Сергадеевой? ни один киножурнал или даже отрывок газеты совсем ничего не сообщает о такой артистке.

Фотографии не нашла, но и в филармонию не обращалась с таким вопросом.

Стоп-кадр размещу из этой кинохроники.

есть пластинка с записью :

Сборник

Ой, Мороз, Мороз!
 

:

Содержание диска:

1. Ой, Мороз, Мороз! - Иван Суржиков 
2. Валенки - Валентина Собанцева 
3. Кружится белая метелица - Ольга Воронец 
4. Мне без валенок беда - Александра Стрельченко 
5. Зимушка - Государственный Академический русский народный хор им. Пятницкого 
6. Эх, бубенчики, звон серебряный - Государственный Уральский русский народный хор 
7. Варежки - Екатерина Шаврина 
8. Стонет вьюга белая - Сталина Цуганова 
9. Русская зима - Вера Журавлева 
10. Хороша метелица - Государственный Академический русский народный хор им. Пятницкого 
11. Метелица - Римма Сергадеева 
12. Зимние припевки - Государственный Волжский русский народный хор, х/р М. Чумаков 
13. Метелица - Валентина Иванова 
14. Ой, вы, морозы - Государственный Ансамбль песни и пляски донских казаков п/у А. Квасова 
15. Как со вчера пороша - Людмила Рюмина 
16. Вдоль по улице метелица метет - Иван Суржиков 
17. Замело, занесло - Академический хор русской песни ЦТ и ВР СССР 
18. Ой, метелица-метель - Ансамбль русской песни и танца "Ваталинка" 
19. Сибирская зима - Валентина Собанцева 
20. Эх вы, сани! Кони, кони - Ольга Воронец 
21. Ух, ты, Порушка-Параня - Ансамбль "Русская песня"
22. Ой, мороз, мороз (караоке) 

Общее время звучания - 48:54 (AAD)

Записи разных лет

Издатель: фирма "Мелодия"

Нашла еще в инете:

 Массовые передачи, которые стали популярны в 70-е годы, тоже поначалу привлекли.  Несколько  лет  я  и  редактор Н.В. Макеева вели цикл «Литературные вечера» — встреча саратовских поэтов со зрителями, но мне это было не очень интересно. А вот передача камерного характера, как то: «В кругу друзей», — другое дело. Одна из таких передач, которую мы сделали с режиссером Л.Г. Егоровой на даче у поэта Н.Е. Палькина, собрала художника  В.О. Фомичева, певицу Р.И. Сергадееву, артистов В.А. Седова и И.Д. Мысовскую, аккордеониста Б. Арона. Телезрители стали свиделями не только неторопливого разговора друзей о жизни и творчестве, услышали стихи и песни  на стихи Н. Палькина, но и посмотрели неповторимые волжские пейзажи В. Фомичева и вместе с чуткой камерой Л. Михайловского смогли ощутить дыхание родных просторов. Если серьезно говорить о сверхзадаче передачи, то ее воспитательное воздействие трудно переоценить.

Лейла Аббасовна Бочкова,
главный редактор, Заслуженный работник культуры РФ

 http://www.saratovtelefilm.com/televidenie/telezurnalisti/268-bochkova2....

может быть найдем еще её фотографии и записи.

Баянист ПАНИЦКИЙ И.Я. - киножурнал г.Саратов - 1939, 1957, 1976 годы

http://www.youtube.com/watch?v=MavhF7knws8

Воспоминания о Саратовской филармонии и Иване Яковлевиче Паницком в книге 

Сац Н. И. Жизнь - явление полосатое. - М. : Новости, 1991. - 588 с. - (Время. События. Люди)

Конечно, Саратовская филармония и театр в Алма-Ате были не сравнимы. Только первые две недели нам дано было право жить в прекрасной гостинице. Ее старожилы вспоминали, как я жила там в 1933 году и повар мгновенно исполнял все мои желания; каким успехом пользовался там руководимый мною Московский театр для детей (он был там в это время на гастролях), как по приезде в Саратов меня прямо с вокзала повезли на парад (было 1 Мая), пригласили на центральную трибуну.

Да, это было лет двадцать назад... Потом с большим трудом, в перенаселенном городе мне удалось снять две крохотные комнаты на втором этаже серого деревянного флигеля на окраине города; без водопровода и с очень крутой лестницей, с девятой ступеньки которой я однажды рухнула с переломленным ребром. Это было уже через пять месяцев после переезда в Саратов, когда и в этой поначалу неприветливой Филармонии ко мне стали относиться с теплом. Но это было позже. А тогда Филармония с ее пестрым, малокультурным штатом, людьми в большинстве своем устремленными только к "нормам", максимальному заработку, крикам и спорам около кассы — бр-р; как все это было далеко от искусства и простой порядочности.

Директор (Столяров) встретил меня, не скрывая своей

 

«бдительности». Спорить с первым секретарем обкома он, конечно, не смел, и хотя эта Филармония хромала на обе ноги и повсеместно была признана самой отстающей, он больше всего хотел сохранить свое "первенство", недопущение "ссыльной" к художественному руководству. Но я понимала, что и здесь могу и должна принести посильную пользу. Очень хотела оправдать доверие Геннадия Андреевича Боркова, строго запретив себе обращаться к нему с какими бы то ни было просьбами. У него ведь были тоже «бдительные» недруги. Трудно? Бывало и труднее. Выдюжу!

"Работать!" — как кричат в цирке перед выходом артиста на арену.

В Филармонии проблем было много. Отсутствие репертуара. Артисты не были тарифицированы: и хороший и плохой получали одинаково, ставок не было. Удручало засилие куплетистов, сыпавших пошлыми остротами. Мои поездки в Москву, помощь М.Чулаки и особенно Г.Щепалина помогли кое-что изменить.

Меня полюбили, несмотря на строгость и требовательность. Наш симфонический оркестр стал звучать гораздо лучше, так как бывшего главного дирижера я сделала вторым, пригласив настоящего мастера — дирижера Натана Факторовича. Удалось заметно улучшить молодыми голосами хор, большой радостью было «открытие Паницкого».

Помню, как была поражена, когда услышала впервые неведомые мне звуки в маленькой комнате нашей Филармонии, когда все уже разошлись после рабочего дня. Разве у нас есть орган? Кто играет Баха так удивительно? Подхожу к двери маленькой комнаты, приоткрываю ее, застываю на пороге. На стуле, с огромным баяном в руках, играет слепой, удивительно красивый, еще молодой мужчина с темными вьющимися волосами и светящейся улыбкой... Такие лица всегда удивляли меня на картинах М.Нестерова... Знакомимся. Он очень приветлив. Репертуар у него огромный и какое глубинное восприятие музыки.

О себе рассказывает охотно и просто. Сын многодетного пастуха из деревни Балаково Саратовской области, слепой от рождения. Абсолютный слух. Поразительная музыкальная память. С детских лет помнит себя с гармонью в руках: отец его интуитивно понял, что это чудо-ребенок. Помогал семье, играя во дворах, в трактирах. Теперь у него уже есть чудесный баян. «Он все время со мной; снимаю, только когда ложусь спать». После нашей первой встречи расспрашиваю об Иване Яковлевиче Паницком всех, но к нему относятся без того трепета, который испытываю я. Свой, саратовский, штатный. Скромный. Его часто посылают с концертами по области. Играет он по первой просьбе. Когда едет в поезде, в купе набиваются пассажиры, дети, проводники из других вагонов. Паницкого знает и любит вся область. Врезалось в память: никогда в жизни не ощущала "Жаворонка" Глинки таким родным, как в исполнении Паницкого: вот оно, русское поле и голубое небо... Невидимый, но так звонко несущий песнь надежды сладкой "Жаворонок".

Открывать одаренных людей значило для меня всегда стремиться активно помогать им. Среди солистов наших симфонических концертов под управлением Факторовича через несколько месяцев был объявлен и Паницкий. В Филармонии это восприняли как самодурство, потом — о чудо! — мне удалось заказать композитору Чайкину специально для Ивана Яковлевича концерт для баяна в сопровождении симфонического оркестра, и как был счастлив слепой музыкант! Через некоторое время удалось выдвинуть его и на звание заслуженного артиста РСФСР. Многие были удивлены. Я же считала, что это — справедливо.

http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?num=11369&t=page

Паницкий И.Я. в 1930-е

http://coollib.net/b/275029/read

В Саратове в послевоенные годы был очень популярен баянист Иван Паницкий. Его виртуозное мастерство и поныне широко признано. Был Иван Яковлевич слеп и, как многие слепцы, улыбчив. Играть мог бесконечно, так что иногда со сцены сборных торжественных концертов его приходилось уводить с деликатной настойчивостью.
Был в те годы первым секретарем обкома Б-в, большой поклонник баяна. Тогдашний председатель областного радиокомитета К. рассказывал отцу, что Б-в дал ему наказ: почаще передавать выступления Паницкого и заранее о том извещать его. Однажды, едва замолкли последние звуки последней вещи концерта Паницкого из студии (никаких записей тогда не было), в кабинете К. зазвонила «вертушка» и хозяин области спросил хозяина кабинета, отчего это сегодня Иван Яковлевич играл так мало и почему не был исполнен «чардаш» Монти? Пусть сыграет! К. пытался робко вразумить баянного фаната, что, дескать, уже объявлена другая передача, но тот был непреклонен. Пришлось срочно возвращать в студию уже выводимого на улицу Провиантскую Ивана Яковлевича, усаживать перед микрофоном, расчехлять инструмент и объявлять, что по просьбе радиослушателей концерт продолжается.

Сергей Боровиков. В русском жанре

http://magazines.russ.ru/znamia/2001/8/borov.html

Прошу помощи неравнодушных !!!

Фольклорный ансамбль "Балаган" увольняют из Саратовской филармонии

 

Ансамбль «Балаган» на протяжении 28 лет занимается просветительской деятельностью в области традиционной русской культуры на базе Саратовской филармонии. Коллектив имеет множество званий лауреатов Всероссийских и международных конкурсов. Репертуар ансамбля обширен: от былин до массовой советской песни.
https://www.youtube.com/watch?v=0J8-PSZ8uxQ
https://www.youtube.com/watch?v=Gal09pibErs

10 мая 2017 года руководителя фольклорного ансамбля «Балаган» Александра Васильевича Куриленко директор Саратовской областной филармонии им. А.Шнитке Елена Евгеньевна Ченченко уведомила в устной форме об увольнении всего коллектива, в связи с недофинансированием. 17 мая министр культуры Саратовской области Татьяна Анатольевна Гаранина обещала в устной форме оставить с августа 2017 года коллектив в урезанном составе до 31 декабря 2017 года. 

Прошу подписать петицию: 

https://www.change.org/p/министр-культуры-рф-фольклорный-ансамбль-балаган-увольняют-из-саратовской-филармонии?recruiter=28437169&utm_source=share_petition&utm_medium=facebook&utm_campaign=autopublish&utm_term=des-lg-share_petition-no_msg

Из архива Ольги Фоминой

ХУД.РУКОВОДИТЕЛЬ КОВАЛЕНКО 10.7.1939г.

САРАТОВСКИЙ АНСАМБЛЬ РУССКО -НАРОДНОЙ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ.ХУД.РУКОВОДИТЕЛЬ КОВАЛЕНКО 10.7.1939г.

ХУД.РУКОВОДИТЕЛЬ КОВАЛЕНКО 10.7.1939г.

газета "Коммунист"

1966

Высокое призвание журналистов

газета "Коммунист"

1969

Саратовский вклад в фестиваль

ЭМА - эстрадный молодежный ансамбль. Саратовская филармония. 1968